Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Взаимопроверка
1-2
2-3
3-4
4-2
5-3
6-2
7-2
8-2
9-3
10-1
Слайд 2
Критерии оценивания
От 9 до 10 оценка «5»
От 7 – 8 оценка «4»
от 5-6 оценка «3»
Слайд 4
Тема: Возраст и становление личности
Слайд 5
План
1. Периодизация развития личности
2. Возраст и становление мира
-Что такое «возраст»?
- В чем состоят особенности подросткового возраста?
- Какие виды деятельности играют решающую роль в каждый период жизни человека?
Слайд 6
Лев Семенович Выготский
Возраст – относительно замкнутый период развития человека, имеющий собственное содержание и динамику.
Слайд 7
Возраст
определял возраст как относительно замкнутый период развития, имеющий собственное содержание и динамику. С его точки зрения, хронологический возраст и психологический возраст — два разных, несовпадающих понятия.
Л. С. Выготский
(1832—1920 гг.)
Возраст — продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени
Джорджоне. Три возраста человека. 1500—1510. Палаццо Питти. Флоренция
Слайд 8
Л. С. Выготский, определял возраст
Хронологический возраст
Психологический возраст
Слайд 10
Жизнь человека во времени
Прошлое
Настоящее
Будущее
Субъективное отражение времени в масштабе значимых событий – психологическое время личности
Слайд 11
Психологическое время личности
Ситуативное время (восприятие и переживание временных интервалов)
Биографическое время (значимые события жизни)
Историческое время (события до и после смерти)
Социальное время (усвоение индивидуумом социального опыта)
Слайд 12
Что имел в виду писатель Николай Островский?
«Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы...»
Слайд 13
ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Периодизация – разделение
жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.
Критерием периодизации психического развития является не любая, а ведущая деятельность, содержание и форма которой зависят от конкретно-исторических условий развития личности.
Слайд 14
Концепция периодизации возрастного развития, основанная на идее последовательной смены форм ведущей деятельности:
1 группа состоит из тех видов деятельности, внутри которых в системе «ребенок — общественный взрослый» происходит усвоение способов, мотивов и норм отношений между людьми.
Вторую группу составили те виды деятельности, которые осваиваются в системе «ребенок — общественный предмет».Эти виды деятельности направлены на усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталоны, выделяющие в предметах различные значимые стороны.
Слайд 15
Периодизация развития личности
Периоды.сущность
Ребенок – общественный взрослый.Условно взрослый помогает ребенку осваивать тот или иной вид деятельности:
Непосредственно-эмоциональное общение младенца
Ролевая игра
Интимно-личностное общение подростков
Слайд 16
Непосредственно-эмоциональное общение младенца (0-1 год)
Слайд 17
Ролевая игра (3-7 лет)
Слайд 18
Интимно-личностное общение (11-14 лет)
Слайд 19
Периоды.сущность
Ребенок- общественный предмет.Усвоение способов действия с предметами и эталонами, выделение в предметах значимых сторон:
Предметно - манипулятивная деятельность
Учебная деятельность
Учебно-профессиональная деятельность
Слайд 20
Предметно – манипулятивная деятельность (1-3 лет)
Слайд 21
Учебная деятельность (7-10 лет)
Слайд 22
Учебно-профессиональная деятельность (14-17 лет)
Слайд 23
Фазы становления личности
Адаптация – усвоение действующих в обществе норм и правил поведения
Индивидуализация – поиск способов и средств для обозначения своей индивидуальности
Интеграция – стремление быть личностью и получить одобрение общества
Дезинтеграция – «выталкивание» личности из общества
Слайд 27
Прочитайте п.2 Параграфа 29
- Каким образом некоторые специалисты пришли к выводу о взаимозависимости возраста и становления внутреннего мира человека?
- Составьте модель взросления, основанную на этом подходе.
Слайд 28
Ступени развития внутреннего мира личности
Проследите цепочку рассуждений зарубежных авторов, утверждающих, что умственное развитие личности тесно связано с нравственным развитием.
Слайд 29
ВОЗРАСТ И СТАНОВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА
Ступени развития внутреннего мира личности:
Ступень «оживления» (от рождения до одного года), на которой возникает специфическая форма существования индивида в его единстве с жизнью матери
Ступень «одушевления» (от одного года до 6 лет), в начале которой стоят два важнейших события — освоение прямохождения и речи.
Слайд 30
Ступени развития внутреннего мира личности:
Ступень «персонализации» (от 7 до 18 лет), характеризуемая формированием содержательных представлений о себе (самооценка, «образ-Я» и пр.). Ей соответствует становление собственно личности. Вам уже известно о путях и ступенях самопознания.
Ступень «индивидуализации» (от 20 до 40 лет), на которой начинается процесс духовного саморазвития. Человек становится подлинным автором своей жизни, неся персональную ответственность за собственные поступки и взгляды.
Слайд 31
Ступени развития внутреннего мира личности:
Ступень «универсализации» (от 45 до 65 лет и более). Это этап зрелости. В эти годы человек максимально свободен в проявлениях, обладает развитым внутренним миром, предельной ответственностью за свои деяния и за сам этот мир.
Слайд 32
Периодизация нравственного сознания личности
Как ряд исследователей рассматривает вопрос о том, что можно считать высшим уровнем развития личности?
Существует ли прямая и однозначная связь между возрастом и личным развитием личности?
В каком случае, по мнению К.Роджерса, личность будет развиваться гармонично?
Раскройте содержание теории интенциональности.
Как вы относитесь к этой теории? Охарактеризуйте ее этапы, опираясь на схему на стр. 307.
Какую роль в развитии личности играют возрастные кризисы?
Слайд 33
Домашнее задание:
Прочитайте п. 29, ответьте на вопросы, выполните задание.