Презентация - Проблемное обучение

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Проблемное обучение.
управленческий семинар МБОУ СОШ № 3 г. Михайловск 2019г Зам.директора по УВР школы Косякова Г.И.

Слайд 2

Роль учителя в процессе создания условий для самореализации личности
УЧИТЕЛЬ
Деятельностный подход – «Я» Мотив Цель Задачи Содержание Формы Контроль
Общение
«Я»- с вами. Поиск смысла деятель-ности
«Я» - информатор. Репродуктивный уровень мышления
Личность Реализация «Я» - концепция

Слайд 3

ОБУЧАЕМОСТЬ
ОБУЧЕННОСТЬ
УРОВЕНЬ САМОУПРАВ ЛЕНИЯ
ЗУН
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬ НЫЕ УМЕНИЯ
МЫШЛЕНИЕ
ПАМЯТЬ

Слайд 4

Самоуправляющий механизм личности
ПОТРЕБНОСТИ -познавательные -самоопределения самоутверждения самовоспитания -самообразования самосовершенст вования
НАПРАВЛЕННОСТЬ Интересы Взгляды Установки Ценности Убеждения Морально-этические принципы мировоззрение
«Я» - КОНЦЕПЦИЯ Я нравлюсь Я способен Я нужен Я могу Я творю Я знаю Я управляю Я владею

Слайд 5

Технология проблемного обучения
По концепции усвоения
Результат Формирование активного отношения к обучению. Подача учебного материала в определенной последовательности. Демонстрация и закрепление Применение знаний на практике
Ассоциативно-рефлекторная концепция Восприятие учебного материала; Его осмысление, доведение до понимания внутренних связей; Запоминание и хранение в памяти; Применение усвоенного в практической деятельности

Слайд 6

бихевиористическая концепция включает: Общую формулу усвоения; Стимул- побудительная причина или ситуация (вопрос, задача и т.д.); Реакцию – само действие ( физическое, умственное); Подкрепление- сигнал о правильности выполнения действий (стимулирование)

Слайд 7

Целевые ориентации

Слайд 8

Особенности методики
Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления, процессы, законы.

Слайд 9

Виды проблемных ситуаций
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

Слайд 10

Модель «Обучение исследованию»
Этапы проблемного обучения: Столкновение с проблемой; Сбор данных – «верификация»; Сбор данных – экспериментирование; Построение объяснения; Анализ хода исследования.

Слайд 11

Проблемная ситуация:
Перед закладкой на инкубацию определили массу яйца; после того, как из него вылупился цыпленок, провели повторное взвешивание. У кого больше масса: у яйца до инкубации или у цыпленка с остатками скорлупы, вылупившегося из этого яйца?

Слайд 12

ответ
Цыпленок со скорлупой имеет меньшую массу, чем яйцо, поскольку на образование тканей цыпленка затрачивается энергия, освобождающаяся за счет диссимиляции органических веществ, содержащихся в яйце.

Слайд 13

Методы мотивации
Социальные – развитие желания быть полезным, побуждение подражать сильной личности, создание ситуаций взаимодействия и взаимопомощи. Волевые- помощь в стремлении реализовать себя при выборе уровня овладения содержанием, форм и темпа обучения, формирования отношения к собственному развитию; Познавательные – опора на личный опыт, познавательный интерес, мозговая атака, дидактические игры, творческие задания.

Слайд 14

Технологическая схема проблемного обучения
УЧИТЕЛЬ
Информация
Педагогическая проблемная ситуация
ПОМОЩЬ
Решение проблемы
Проект
Психологическая проблемная ситуация
Проблема (осознание неизвестного)

Слайд 15

Этапы проблемного обучения
1-й этап «Введение в тему: формирование «сквозных» проблем» Тесты со свободным ответом; Тесты на исключение лишнего; Альтернативные задания; Проблемные задания с ситуацией неожиданности; Проблемные задания с ситуацией конфликта; Проблемные задания с ситуацией несоответствия.

Слайд 16

2-й этап «Конкретизация темы: углубление знаний, развитие умений»
Тесты на восстановление хронологической последовательности; Тест на аналогию; Тест с несколькими вариантами ответа; Тест со свободным ответом; Логические задания; Проблемные задания с ситуацией неопределенности; Проблемные задания с ситуацией предположения.

Слайд 17

3-й этап «Систематизация и обобщение новых умений, их проверка и оценивание»
Тест с несколькими вариантами ответа; Тесты на определение логической последовательности и субъективное ранжирование; Тест на исключение лишнего; Образные задания (творческие задания); Проблемные задания версионного характера)

Слайд 18

Приемы повышения мотивации учащихся (по В.А. Сухомлинскому)
Синтез чувственного опыта ребенка с его мыслительной деятельностью
Подбор задач, выходящих за пределы программы
Помощь товарищей
Создание ситуации успеха на уроке
Работа на уроке в оптимальном для детей темпе
Быстро писать, бегло читать, быстро считать
Групповая форма работы
Развитие абстрактного мышления

Слайд 19

Знание методологии творческого подхода к педагогическому процессу позволяет учителю научно обоснованно анализировать и прогнозировать свою работу – условие, без которого невозможен путь к педагогическому мастерству…