Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Проблемное обучение как средство повышения мотивации на уроках химии
Учитель химии ГБОУ Лицей № 1523
Л. Г. Мамонтова
Слайд 2
Проблемное обучение как средство повышения мотивации на уроках химии
Цель: Повысить мотивацию учащихся в изучении химии средствами проблемного обучения.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемного обучения, рекомендации по ее использованию в учебном процессе.
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения уровня мотивации учащихся.
3. Проверить опытно –экспериментальным путем роль проблемного обучения в формировании мотивации.
Объект исследования: образовательный процесс на уроках химии.
Предмет исследования: мотивация на уроках химии.
Слайд 3
Актуальность темы
Химия –наука экспериментальная. Поэтому в основе преподавания лежит химический эксперимент как источник знаний, выдвижения и проверки гипотез, как средства закрепления знаний и их контроля.
Использование проблемного обучения позволяет бороться с неуспеваемостью учащихся, повысить мотивацию обучения, возбудить мыслительную деятельность и вовлечь учащихся в более интенсивную умственную работу.
Глубокое усвоение учебного материала и осмысление его на уроке, формирование межличностных отношений у учащихся, обучение радостью, успехом, удачей при поиске и разрешении проблемных вопросов.
Слайд 4
История развития
Прием постановки проблемных вопросов был известен еще в пифагорийской школы.
В дальнейшем идею активного обучения развивали такие педагоги и философы, как Я.А. Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци.
В нашей стране идею развивающего обучения впервые выдвинул Л.С Выготский.
На широком использовании методов развивающего обучения строится современная теория проблемного обучения, разработанная М.И. Махмутовым, заслуга которого заключается в том, что он дал научное обоснование проблемному обучению как дидактической системе.
Слайд 5
Особенности содержания
Проблемная ситуация – центральное звено в проблемном обучении
Классификация проблемных ситуаций по особенностям создания(Н.Е.Кузнецова, М.А.Шаталов)
ситуации неожиданности
ситуации конфликта
ситуации опровержения
ситуации предложения
ситуации неопределенности
ситуации выбора.
Слайд 6
Особенности методики
Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний , анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности. (СелевкоГ.К)
Методы проблемного обучения:
Проблемное изложение
Эвристическая(поисковая) беседа
Исследовательская деятельность
Слайд 7
Этапы осуществления
Подготовка к восприятию проблемы
Создание проблемной ситуации
Формирование проблемы
Процесс решения проблемы
Доказательство верности решения
Условия
Наличие проблемной ситуации;
Готовность ученика к поиску решения;
Возможность неоднозначного пути решения.
Слайд 8
Особенности организации проблемного обучения(из опыта работы)
Метод проблемного изложения.
Проблемные лекции (химия 11кл) вынесены вопросы:
-В чем причина изомерии?
-От чего зависит химическая активность алкенов? Какой тип реакции будет для них основным?
-Почему анилин менее сильное основание, чем алифатические амины?
-Почему спирты не взаимодействуют со щелочами, а фенолы, также содержащие гидроксогруппу, вступают с ними в реакцию?
Слайд 9
Проблемные ситуации
Ситуация неожиданности (химические парадоксы, необычные явления)
- Тема «Свойства воды» - 8кл. (Из воды, гасящей огонь, при разложении образуются водород - горючий газ и кислород – газ поддерживающий горение.)
-тема «Тепловой эффект химической реакции» - 9кл. (Проведение опыта реакции нейтрализации- Почему произошел разогрев пробирки?) идр.
Ситуация конфликта
-Из электронного строения атомаС валентность равна 2. Почему в органических соединениях валентность С равна 4?
- Почему для фторэтена реакция гидратации протекает вопреки правилу Марковникова?
Слайд 10
Проблемные ситуации
Ситуации опровержения –противоречия м/у жизненным опытом и знаниями учащихся.
-дистиллированная вода не имеет вкуса, а родниковая имеет. Почему?
-углекислый газ не поддерживает дыхания, но в малых дозах он необходим организму. Для чего?
Ситуации неопределенности – предполагают задания с недостаточными или избыточными данными.
Какое понятие лишние в ряду: а) вода, горка, лед, пар. б)пакет, полиэтилен, миска, кружка. и др.
Ситуации выбора – наиболее часто используется так как такие задания входят в материалы ЕГЭ.
Слайд 11
Заключение
Используя в своей практике технологию
проблемного обучения, анализируя ежегодно
успеваемость и качество знаний по химии,
Результаты аттестации, мы с
удовлетворением отмечаем улучшение этих
показателей.
Активное использование технологии
проблемного обучения приводит к высоким
результатам. При 100% успеваемости учащиеся
показывают стабильно высокое качество
знаний по химии.