Презентация - Проблемное обучение как средство повышения мотивации на уроках химии


Нажмите для просмотра
Проблемное обучение как средство повышения мотивации на уроках химии
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Проблемное обучение как средство повышения мотивации на уроках химии
Учитель химии ГБОУ Лицей № 1523 Л. Г. Мамонтова

Слайд 2

Проблемное обучение как средство повышения мотивации на уроках химии
Цель: Повысить мотивацию учащихся в изучении химии средствами проблемного обучения. Задачи: 1. Изучить теоретические основы проблемного обучения, рекомендации по ее использованию в учебном процессе. 2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения уровня мотивации учащихся. 3. Проверить опытно –экспериментальным путем роль проблемного обучения в формировании мотивации. Объект исследования: образовательный процесс на уроках химии. Предмет исследования: мотивация на уроках химии.

Слайд 3

Актуальность темы
Химия –наука экспериментальная. Поэтому в основе преподавания лежит химический эксперимент как источник знаний, выдвижения и проверки гипотез, как средства закрепления знаний и их контроля. Использование проблемного обучения позволяет бороться с неуспеваемостью учащихся, повысить мотивацию обучения, возбудить мыслительную деятельность и вовлечь учащихся в более интенсивную умственную работу. Глубокое усвоение учебного материала и осмысление его на уроке, формирование межличностных отношений у учащихся, обучение радостью, успехом, удачей при поиске и разрешении проблемных вопросов.

Слайд 4

История развития
Прием постановки проблемных вопросов был известен еще в пифагорийской школы. В дальнейшем идею активного обучения развивали такие педагоги и философы, как Я.А. Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци. В нашей стране идею развивающего обучения впервые выдвинул Л.С Выготский. На широком использовании методов развивающего обучения строится современная теория проблемного обучения, разработанная М.И. Махмутовым, заслуга которого заключается в том, что он дал научное обоснование проблемному обучению как дидактической системе.

Слайд 5

Особенности содержания
Проблемная ситуация – центральное звено в проблемном обучении Классификация проблемных ситуаций по особенностям создания(Н.Е.Кузнецова, М.А.Шаталов) ситуации неожиданности ситуации конфликта ситуации опровержения ситуации предложения ситуации неопределенности ситуации выбора.

Слайд 6

Особенности методики
Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний , анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности. (СелевкоГ.К) Методы проблемного обучения: Проблемное изложение Эвристическая(поисковая) беседа Исследовательская деятельность

Слайд 7

Этапы осуществления
Подготовка к восприятию проблемы Создание проблемной ситуации Формирование проблемы Процесс решения проблемы Доказательство верности решения Условия Наличие проблемной ситуации; Готовность ученика к поиску решения; Возможность неоднозначного пути решения.

Слайд 8

Особенности организации проблемного обучения(из опыта работы)
Метод проблемного изложения. Проблемные лекции (химия 11кл) вынесены вопросы: -В чем причина изомерии? -От чего зависит химическая активность алкенов? Какой тип реакции будет для них основным? -Почему анилин менее сильное основание, чем алифатические амины? -Почему спирты не взаимодействуют со щелочами, а фенолы, также содержащие гидроксогруппу, вступают с ними в реакцию?

Слайд 9

Проблемные ситуации
Ситуация неожиданности (химические парадоксы, необычные явления) - Тема «Свойства воды» - 8кл. (Из воды, гасящей огонь, при разложении образуются водород - горючий газ и кислород – газ поддерживающий горение.) -тема «Тепловой эффект химической реакции» - 9кл. (Проведение опыта реакции нейтрализации- Почему произошел разогрев пробирки?) идр. Ситуация конфликта -Из электронного строения атомаС валентность равна 2. Почему в органических соединениях валентность С равна 4? - Почему для фторэтена реакция гидратации протекает вопреки правилу Марковникова?

Слайд 10

Проблемные ситуации
Ситуации опровержения –противоречия м/у жизненным опытом и знаниями учащихся. -дистиллированная вода не имеет вкуса, а родниковая имеет. Почему? -углекислый газ не поддерживает дыхания, но в малых дозах он необходим организму. Для чего? Ситуации неопределенности – предполагают задания с недостаточными или избыточными данными. Какое понятие лишние в ряду: а) вода, горка, лед, пар. б)пакет, полиэтилен, миска, кружка. и др. Ситуации выбора – наиболее часто используется так как такие задания входят в материалы ЕГЭ.

Слайд 11

Заключение
Используя в своей практике технологию проблемного обучения, анализируя ежегодно успеваемость и качество знаний по химии, Результаты аттестации, мы с удовлетворением отмечаем улучшение этих показателей. Активное использование технологии проблемного обучения приводит к высоким результатам. При 100% успеваемости учащиеся показывают стабильно высокое качество знаний по химии.