Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Мышление начинается с
проблемной ситуации. (С.Л.Рубинштейн.)
Слайд 2
Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко).
Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания (А.М. Матюшкин).
Проблемное обучение — это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В.Оконь).
Слайд 4
Классификация методов обучения
Методы Проблемно-диалогические Проблемно-диалогические Проблемно-диалогические Традицион-
ные
Поста-
новки
проб-
лемы Побужда-
ющий от проблем-ной ситуации диалог Подводя-щий к теме диалог Сообще-ние темы с мотиви-рующим приемом Сообщение темы
поиска реше-
ния Побужда-ющий к выдвиже-нию и проверке гипотез диалог Подводя-щий от проблемы диалог Подводя-щий без проблемы диалог Сообщение знаний
Слайд 5
Проблемное обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
Слайд 6
Виды диалога:
Побуждающий
Подводящий.
Слайд 7
ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся.
Слайд 8
ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников.
Слайд 9
НА ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОМ УРОКЕ ДОСТИГАЕТСЯ ПОДЛИННОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИАЛА УЧЕНИКАМИ, ИБО НЕЛЬЗЯ
НЕ ПОНИМАТЬ ТО, ДО ЧЕГО ДОДУМАЛСЯ ЛИЧНО
Слайд 10
МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы
1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. -Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Выбрать подходящее:
- Какой возникает вопрос?
-Какая будет тема урока?
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал -Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили?
-Почему так получилось? Чего мы не знаем? Выбрать подходящее:
- Какой возникает вопрос?
-Какая будет тема урока?
3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. -Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? Выбрать подходящее:
- Какой возникает вопрос?
-Какая будет тема урока?
Слайд 11
Произведение Вопрос Высказывания
И. А. Куприн “Гранатовый браслет”, Какой должна быть любовь?
Чувства Желткова – это большая любовь или слепой восторг? В. Львов – Рогачевский:“Куприн говорит о любви, но не о той ... любви, которую свели к воробьиным ухаживаниям, к раздеванию и подглядыванию... „Гранатовый браслет“ Куприна – это подарок новому поколению, это призыв к большой любви”.
Д. С. Лихачев: “Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям”
Слайд 12
Подводящий к теме диалог
АНАЛИЗ АНАЛИЗ УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ
Постановка
проблемы Подводящий к теме диалог. -Посмотрите на два столбика слов на доске На доске:
мяч дочь
шалаш печь
камыш мышь
Постановка
проблемы Подводящий к теме диалог. -Что заметили общего? -В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.
Постановка
проблемы Подводящий к теме диалог. -В чем различие? В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.
Постановка
проблемы Тема -Значит, какая сегодня будет тема урока?
(Фиксирует тему). Мягкий знак после шипящих на конце существительных .
Слайд 13
Урок русского языка по теме “Правописание корней -лаг/лож-”
Анализ Учитель Ученик
Создание проблемной ситуации – Запишите словосочетания, обозначьте изученные орфограммы Распевать песни – петь Сбежать вниз – бег ПредлОгать дружбу – предлог
Побуждение к осознанию противоречия
Побуждение к проблеме
– Давайте проверим написание последнего глагола по словарю.
– Исправим ошибку. Итак, над каким правилом мы работали?
– Как мы проверяли слова?
– Применимо ли это правило в последнем случае?
– Чем же мы будем сегодня заниматься? – Здесь написано предлАгать.
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.
– Безударную гласную ставили под ударение.
– Нет
– Изучать новое правило о правописании безударных гласных.
Слайд 14
Побуждение к гипотезе
Побуждение к проверке – Найти нужное правило нам помогут слова на доске.
– Что заметили? Есть ли какие-то предположения?
– Как это можно проверить?
– Выполняйте.
– Сформулируйте правило Разложить, прилагать, приложение, предлагать, положить, излагать
– Перед “г” пишется – а, перед “ж” -о.
– Распределить в два столбика.
– Подобрать ещё примеры.
– В корнях -лаг/лож- ….
Задание на формулирование темы – Какую же тему мы сегодня изучили?
– Так… ещё какие варианты?
– Сверьте вашу формулировку с материалом учебника
– Оформите правило графически в схеме. – Правописание безударных гласных О, А
– Правописание безударных гласных О, А в корнях -лаг/лож-
Слайд 15
Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
Слайд 16
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !