Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Мастер-класс учителя русского языка и литературы МБОУ «Шпалозаводская СОШ» Вторушиной Ольги Ивановны
Слайд 2
«Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим» Луи Паскаль
Цель мастер - класса: поделиться своим опытом использования проблемно-диалогического обучения для развития познавательной деятельности школьников.
Результат: осознание нашей педагогической аудиторией необходимости и эффективности использования технологии проблемно-диалогического обучения.
Слайд 3
Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний посредством диалога с учителем, постановки и решения проблемной ситуации
Слайд 4
Основная идея технологии:
Ученик – не объект обучения, пассивно воспринимающий учебную информацию, а активный субъект, самостоятельно владеющий знаниями и решающий познавательные задачи. = Стандарты 2 поколения
Слайд 5
Традиционный урок
Проверка д/з учеников учителем.
2. Объявление темы учителем.
3. Объяснение темы учителем.
4. Закрепление знаний учениками.
Проблемно-диалогический урок
1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.
2. Актуализация учениками своих знаний.
3. Поиск решения проблемы учениками.
4. Выражение решения.
5. Применение знаний учениками.
Слайд 6
Этапы проблемно-диалогического урока
Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
2) Выдвижение версий решения проблемы.
3) Актуализация имеющихся знаний.
4) Составление плана решения проблемы.
5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.
Слайд 7
Постановка проблемы
Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать»;
полученные результаты необходимо озвучить фронтально («Посмотрим, как вы справились с заданием»)- проблемная ситуация с удивлением;
учитель разворачивает с классом побуждающий диалог;
сформулированная школьниками учебная проблема (вопрос для исследования или тема урока) фиксируется учителем на доске
Слайд 8
Методы постановки учебной проблемы:
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Подводящий к теме диалог.
Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Слайд 9
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Педагогические действия:
1) создание проблемной ситуации;
2) побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3) побуждение к формулированию учебной проблемы;
4) принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Слайд 10
Побуждающий к гипотезам диалог Тема урока: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных"
Учитель Ученики
использует подводящий к теме диалог
Посмотрите на слова. Какие будут гипотезы о правописании мягкого знака? (Побуждение к выдвижению гипотез.) Все слова с мягким знаком одушевленные? (Подсказка к контраргументу.)
Все с этим согласны? (Побуждение к устной проверке.)
Еще какие есть гипотезы? (Побуждение к выдвижению гипотез.)
С этой гипотезой согласны? (Побуждение к устной проверке.) формулируют тему урока
В одушевленных существительных мягкий знак пишется (например, дочь), в неодушевленных (ключ) не пишется (ошибочная гипотеза 1).
Слово «ночь» с мягким знаком, но неодушевленное (контраргумент).
Мягкий знак пишется после «ч», а после «ж» не пишется (ошибочная гипотеза 2).
Слайд 11
Побуждающий к гипотезам диалог (продолжение)
Просмотрите все слова на «ч» и «ж» (подсказка к контраргументу).
Другие гипотезы есть? (Побуждение к выдвижению гипотез.)
Что можно сказать о роде существительных? (Подсказка к решающей гипотезе.)
Как проверить вашу гипотезу? (Побуждение к практической проверке.)
Может, как-то рассортируем слова? (Подсказка к плану проверки.)
Делайте.
Что дала проверка?
Сформулируйте общий вывод.
Сверьте вывод с учебником. «Ключ» на «ч», но мягкий знак не пишется; «ложь» на «ж», но с мягким знаком (контраргумент).
В женском роде мягкий знак пишется, в мужском нет (решающая гипотеза).
Выпишем в один столбик слова женского рода, в другой - мужского. И посмотрим на мягкий знак (план проверки).
Выписывают слова.
Слова первого столбика женского рода и с мягким знаком, слова второго столбика мужского рода и без мягкого знака (аргумент).
Формулируют правило (открытие нового знания).
Все верно.
Слайд 12
Подводящий к теме диалог
Система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока.
Разные типы вопросов:
Репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу);
Мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение).
Слайд 13
Плюсы и минусы диалогов
Побуждающий диалог
Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы
+ Развивает творческое мышление.
+ Максимально близок к жизненным ситуациям.
- Ученики могут увести в сторону от темы.
- Невозможно рассчитать время на уроке.
Подводящий диалог
Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем
+ Развивает логическое мышление.
+ Просчитывается по времени.
+ Ведет к нужному результату коротким путем.
- В меньшей степени развивает творчество и инициативу.
Слайд 14
Сообщение темы с мотивирующим приемом
1. Прием «Яркое пятно»
2. Прием «Актуальность»
Слайд 15
Приёмы создания проблемной ситуации.
С удивлением: между двумя (или более) фактами, между житейским представлением учеников и научным фактом
С затруднением: между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
Слайд 16
При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:
умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
З. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).
Слайд 17
Технология проблемно-диалогического обучения является:
результативной;
здоровьесберегающей;
общепедагогической.