Презентация - Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы
Распечатать
  • Уникальность: 97%
  • Слайдов: 31
  • Просмотров: 300
  • Скачиваний: 46
  • Размер: 0.93 MB
  • Класс: 7
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 1
«Ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей»
Современный урок  должен быть результативным, действенным, имеющим непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. На таком уроке, на первом месте  – не формальное следование устоявшимся стереотипам, а организация самостоятельной деятельности детей, в которой учитель выступает в роли организатора, консультанта, направляющего.   Перед учителем стоит важная  задача,  достижение современного качества образования.  Учитель в образовательном процессе является управленцем и должен обеспечивать качество условий и процесса. Качество результата   заложено в модели выпускника школы и представляет собой совокупность    предметных, метапредметных (универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности) и личностных результатов образования.

Слайд 2

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 2
Метапредметные результаты - это такие способы деятельности, которые применимы как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Основным объектом формирования метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.  Для достижения метапредметных результатов обучения я ориентируюсь прежде всего на формирование: - универсальных учебных действий, - ИКТ - компетенции обучающихся, - основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, - основ смыслового чтения и работы с текстом.

Слайд 3

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 3

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Слайд 4

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 4
Теоретическая основа опыта
И.А. Ильницкая В.Т. Кудрявцев М.И. Махмутов
А.В.БрушлинскийА.М.Матюшкин А.Т.Шумилин
Елена Леонидовна Мельникова

Слайд 5

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 5

Автором технологии является Мельникова Елена Леонидовна. Технология полно и последовательно реализована в развивающей Образовательной системе «Школа 2100».

Слайд 6

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 6
Что такое проблемная ситуация?
состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи.
Проблемное обучение
Проблемная ситуация
творческое овладение информацией мыслительные способности

Слайд 7

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 7
Этапы проблемной ситуации: Проблемная ситуация  проблема  поиск способов ее решения  решение проблемы
Способы создания проблемных ситуаций : учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения; ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными
Алгоритм решения проблемы: возникновение проблемной ситуации осознание сущности затруднения и постановка проблемы нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы доказательство гипотезы проверка правильности решения проблем.

Слайд 8

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 8
Приемы создания проблемных ситуаций
«Подводящий диалог»: вспомни, выполни, раздели на группы, сравни, проанализируй, сделай вывод. Ситуация с «затруднением»: противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учениками и невозможностью это сделать без сегодняшнего материала. Мотивирующее пятно: «яркое пятно», интригующий материал в начале урока. Применение полученных знаний в новой ситуации. Столкновение разных точек зрения по одному вопросу. Задачи с недостаточными данными (восстанови определение, словообразовательную цепочку); с избыточными данными (найди лишнее, подчеркни то, что относится к ..); с заведомыми ошибками; с ограничением во времени решения.

Слайд 9

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 9

Учебная ситуация.Мотивирующий приём
А.А.Фет «Весенний дождь» Л.Н. Толстой «Детство».Рисунок или коллаж «Дождь» Ассоциативный ряд со словом «детство»
В.И. Белов «Скворцы».«Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку». «Тихая моя родина, ты все также врачуешь мою душу своей зеленой тишиной» Вопрос: -Каким представляется вам человек, который мог сказать эти слова (добрый, любит родину, природу, людей, свой дом).
.

Слайд 10

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 10
Предъявление противоречивых точек зрения
Произведение.Вопрос.Высказывания
И. А. Куприн «Гранатовый браслет».Какой должна быть любовь? Чувства Желткова -это большая любовь или слепой восторг?.В. Львов — Рогачевский. «Куприн говорит о любви, но не о той ... любви, которую свели к воробьиным ухаживаниям, к раздеванию и подглядыванию... „Гранатовый браслет“ Куприна — это подарок новому поколению, это призыв к большой любви». Д. С. Лихачев. «Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям»

Слайд 11

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 11
Истина или сострадание?
«Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание. Что нужнее.
Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский»
Чело-век! Это – великолепно! Это … звучит гордо!

Слайд 12

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 12
Лука. Кто он: шарлатан или мудрый утешитель?
Шарлатан.Мудрый утешитель
………………… ………………… ………………….………………… ………………… …………………

Слайд 13

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 13
В.И. Немирович-Данченко: «Горе от ума» являет собой картину прекрасной влюблённости Чацкого в Софью… Любовь Чацкого – стержень пьесы… Чацкий – только влюблённый молодой человек, лишённый всякой общественно-политической окраски». В.Э. Мейерхольд: «Автор имел намерение изобразить общество того времени… Любовь Чацкого к Софье – это второй, третий…план. Если бы Немирович-Данченко был прав, то комедия называлась бы «Горе от любви», а не «Горе от ума». Главное в Чацком – это бичующие тогдашнее время поступки и слова». Вопрос: кто прав? Что составляет главный конфликт пьесы – любовь Чацкого к Софье или столкновение Чацкого с фамусовским обществом?

Слайд 14

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 14
Почему Раскольников с рассказом о преступлении смог пойти только к Соне Мармеладовой?

Слайд 15

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 15

Как оставаться человеком в нечеловеческих условиях?

Слайд 16

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 16
Поэтическое творчество. Задание: подберите эпитеты в известные строчки стихотворений вместо многоточий.
С.Есенин Поет зима - аукает, …. лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской … Плывут в страну далекую … облака.

Слайд 17

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 17

Роль эпитета при описании состояния окружающей среды

Слайд 18

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 18

Почему Варвара дает ключ Катерине?

Слайд 19

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 19

Слайд 20

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 20

Диалог
Побуждающий диалог - это бульдозер. Он подталкивает ребенка к прыжку через пропасть. Это рискованно, в полете легко сбиться с курса и попасть не туда. Структура Вопросы или побудительные предложения, провоцирующие, подталкивающие мысль ученика Признаки Скачок к неизвестному, догадка – переживание учеником броска, риска. Возможны неожиданные ответы учеников. Может быть прекращен с появлением нужной мысли ученика
Подводящий диалог – локомотив, который от станции к станции, медленно, но верно везет своих пассажиров к пункту назначения. Структура Система посильных ученику вопросов и заданий, поводящих его к открытию мысли Признаки Пошаговый ход, жесткое ведение мысли ученика, последний вопрос на обобщение. Переживание учеником открытия в итоге. Почти невозможны неожиданные ответы учеников. Не может быть прекращен, идет до конца.

Слайд 21

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 21
Виды диалогов
Подводящий диалог Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает логическое мышление. + Просчитывается по времени. + Ведет к нужному результату коротким путем. - В меньшей степени развивает творчество и инициативу.
Побуждающий диалог Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы + Развивает творческое мышление. + Максимально близок к жизненным ситуациям. - Ученики могут увести в сторону от темы. - Невозможно рассчитать время на уроке.

Слайд 22

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 22
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Приёмы.Вопросы учащимся
1. Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений.Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?
2. Столкновение мнений учеников вопросом или практическим заданием на новый материал..Вопрос был один? А мнений сколько?» или 2. Задание было одно? А выполнили вы его как? 3. Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?»
3. Противоречие между житейским представлением и научным фактом.Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?
4. Противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Слайд 23

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 23

Приемы организации проблемных ситуаций
Затруднение.Удивление
Задание, не выполнимое вообще.Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий или взаимоисключающих точек зрения.
Практическое задание, не сходное с предыдущим.Сталкивание мнений вопросом или практическим заданием.

Слайд 24

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 24

Прием.Тема урока.Задания
Тема внутри темы.Платонов А.П. «Юшка».Сильный ли человек Юшка?
Моделирование.А.П. Платонов «Юшка».Если бы те жители, кто каждый день обижали Юшку, знали бы, чем все это закончится, изменили бы они свое поведение?
Отсроченная отгадка.А.И. Гончаров. «Обрыв».На квартире Гончарова состоялся суд литераторов. Судились Гончаров и Тургенев. Кто из этих великих писателей выиграл суд? И выиграл ли?

Слайд 25

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 25

Прием.Тема урока.Задания
Метания великих.Сказки А.С. Пушкина.Предлагаю ученикам несколько высказываний В.Г. Белинского о сказках А. С. Пушкина: «Его сказки – это поддельные цветы» и «Пушкинские сказки …выше всех других народных произведений» К концу урока учащимся надо выбрать цитату, которая наиболее полно и точно отражает их точку зрения, и обосновать этот выбор
Мнимая ошибка.В.А. Жуковский «Приход весны».Учитель читает стихотворение Зелень нивы, рощи лепет, В небе голубиный трепет, Теплый дождь, сверканье вод,- Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить, Жизнь души, весны приход? и просит найти ошибку. (У поэта жаворонка трепет). Вопрос: Почему автор использует слово жаворонок, а не голубь?

Слайд 26

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 26

Приемы.Тема урока.Задание
«Отрицательные» цитаты, эпиграммы или карикатуры.А.С. Пушкин. Тема дружбы в лирике..Современный писатель Э. Лимонов считает, что « долгая, на всю жизнь, связь Пушкина с соучениками по лицею – это свидетельство его низкой социальной мобильности». Опровергните или докажите точку зрения писателя.
Незнакомые знакомцы.Поговорки.Учитель начинает урок со слов о том, что тема урока похожа на уже изученную ранее тему «Пословицы» и предлагает составить план изучения темы «Поговорки»

Слайд 27

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 27

Приемы.Тема урока.Задание
Мы выбираем.О.Генри «Дары волхвов».Делла и Джим – двое глупых или двое мудрейших?
Точный взгляд.Романтизм как литературное направление.Учащиеся сопоставляют репродукции картин М. Шибанова «Празднество свадебного договора», Э.Делакруа «Свобода, ведущая народ»», Айвазовского «Девятый вал». Задание: «Что хотели показать своими работами художники? Как вы думаете, какие из этих картин относят к романтическим? Почему? Почему свобода в произведениях романтизма чаще всего связана со страданием и смертью? Это стало бы логичным началом к разговору об одиночестве романтического героя в обществе.
Контраст.А.П. Чехов «Крыжовник».Контраст «съедобное-несъедобное». Учащиеся, размышляя о том, что такое мечта, какая мечта достойна стать жизненной целью, приходят к выводу о том, что люди зачастую совершают подмену истинных, духовных ценностей («несъедобных») материальными («съедобными»). В качестве контрастных пар на уроке литературы в разных классах могут выступить следующие: Любовь-ненависть, жизнь – смерть, природа-цивилизация, мечты –реальность, согласие-несогласие

Слайд 28

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 28
Проблемный вопрос
Тема урока.Проблемный вопрос
Державин Г.Р. «Памятник».Можно ли победить смерть?
Пушкин А.С. «Песнь о вещем Олеге».Можно ли уйти от судьбы? Верность – выражение любви или путь к гибели?
Пушкин А.С. «Капитанская дочка».Славы или позора достоин Петр Гринев?
Гоголь Н.В. «Ревизор».Почему комедия названа «Ревизор», если мы не встречаемся с ним ни разу?
Чехов А.П. «Хамелеон».Может ли быть пальто «барометром настроения»?

Слайд 29

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 29
Технология проблемно-диалогического обучения является:
результативной; здоровьесберегающей; общепедагогической.

Слайд 30

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 30
Метапредметные результаты
-проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом; -у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес; -возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; -коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного развития. Ежегодно дети участвуют в конкурсе-исследовании «Почитай-ка», пишут исследовательские работы, так ученица 7 класса участвовала в городском конкурсе с работой «Популярные молодежные журналы: реконструкция образа читателя». Немаловажным показателем сформированности УУД является участие в различных интеллектуальных и творческих конкурсах. Ребята с удовольствием участвовали в предметных олимпиадах разных уровней, в дистанционных интеллектуальных и творческих конкурсах, разрабатывают проекты. Мною разработаны краткосрочные курсы «От мысли – к действию», «Смысловое чтение», «Всё о плане» для обучающихся 5-6 классов.

Слайд 31

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы, слайд 31
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.