Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Урок развития речи в 9 классе. Подготовка к написанию сочинения ОГЭ 15.2
Слайд 2
«Волшебное слово», «Три товарища», «Печенье»,«Васёк Трубачёв и его товарищи»,
«Динка» и «Динка прощается с детством».
В. А. Осеева – Хмелёва
(1902 - 1969 гг)
Слайд 3
(1) В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. (2) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3) Ни в лес, ни в поле, ни по узенькой тропке среди моря колосьев ржи. (4) Ничего этого больше не будет! (5) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
(6) Тревожно на душе у Динки. (7) Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар? (8) Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9) «Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!» - сказал он тогда. (10) И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.
(11) Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе… (12) И обманывать их бесполезно. (13) Да и как можно обманывать друга?
(14) Много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15) Но ведь всё это было другое. (16) А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17) Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого.
(18) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19) «Как я скажу Андрею?» - мучительно думала Динка. (20) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
(21) Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.
– (22) Не говори ему ничего, - сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. – (23) Слышишь меня?..
– (24) Слышу, – прошептала Динка, и губы её дрогнули. – (25) Я, конечно, всё понимаю, Лёня… (26) Нас было трое друзей. (27) А теперь должно быть двое! (28) И из нас троих нельзя обмануть никого!
(По В. Осеевой)
Слайд 4
Почему у Динки было «тревожно на душе»? Выберите правильный ответ.
1) Динку огорчало, что она больше не сможет кататься на велосипеде с Хохолком.
2) Динке хотелось бы обмануть Хохолка, но сделать это было невозможно.
3) Динку мучили воспоминания о том, как Хохолок купил велосипед.
4) Динке тяжело было предстоящее решительное объяснение с Хохолком.
Слайд 5
Как к переживаниям подруги относится Лёня? Выберите правильный ответ.
1) Лёня привык руководить поступками и чувствами Динки, и ему не хотелось, чтобы она переживала из-за пустяков.
2) Лёня воспринимал переживания Динки как свои собственные.
3) Лёне неприятно было, что Динка так ждёт появления Хохолка.
4) Лёню беспокоило, что Динка могла принять решение не в его пользу.
Слайд 6
Какое высказывание отражает основную мысль текста? Выберите правильный ответ.
1) Дружба кончается там, где начинается недоверие (Сенека).
2) Порой легче стерпеть обман того, кого любишь, чем услышать от него всю правду. (Ф. Ларошфуко).
3) Дружба проникает в жизнь всех людей, но для сохранения её порой приходится сносить и обиды (Цицерон).
4) Ложь, если она приносит счастье другим, важнее любой правды (С. Цвейг).
Слайд 7
Объясните, как вы понимаете смысл финала текста (предложение 28): «И из нас троих нельзя обмануть никого!». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения
Слайд 8
Композиция сочинения-рассуждения
ТЕЗИС
(основное положение, которое нужно доказать)
АРГУМЕНТЫ
(доказательства+примеры)
ВЫВОД
Слайд 9
Домашнее задание
Напишите сочинение-рассуждение по тексту В.А.Осеевой, используя материалы урока.