Презентация - Биотические факторы среды

Нажмите для просмотра
Биотические факторы среды
Распечатать
  • Последний IP: 213.180.203.81
  • Уникальность: 98%
  • Слайдов: 19
  • Просмотров: 4149
  • Скачиваний: 2897
  • Размер: 3.49 MB
В закладки
Оцени!
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Биотические факторы среды
МБОУ Дальнеконстантиновская СОШ Павленкова И.Н., учитель биологии 11 класс

Слайд 2

Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”

Слайд 3

Основные понятия темы: – экология, экологические факторы; – зона оптимума; – диапазон выносливости, стрессовые зоны; – ограничивающий фактор, среда обитания

Слайд 4

1. ЗАДАНИЕ: Из перечисленных животных назовите хладнокровных (т.е. с непостоянной температурой тела). Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга.

Слайд 5

2. ЗАДАНИЕ: Из перечисленных животных назовите теплокровных (т.е. с постоянной температурой тела). Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга.

Слайд 6

3. ЗАДАНИЕ: Выберите из предложенных растений те, которые являются светолюбивыми, тенелюбивыми и теневыносливыми. Ромашка, ель, одуванчик лекарственный, василек, шалфей луговой, ковыль степной, папоротник орляк.

Слайд 7

4. ЗАДАНИЕ: Выберите животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни. Сова, ящерица, леопард, окапи, белый медведь, летучая мышь, бабочка.

Слайд 8

5. ЗАДАНИЕ: Выберите растения, относящиеся к разным группам по отношению к воде. По отношению к воде растения делят на водные растения, околоводные растения, наземные растения, растения сухих и очень сухих мест, суккуленты  Одуванчик лекарственный, лютик едкий, росянка, василек, кактус, кувшинка, толстянка

Слайд 9

6. ЗАДАНИЕ: Выберите животных, относящихся к разным группам по отношению к воде. По отношению к воде животных делят: влаголюбивые животные, промежуточная группа (водно-наземная группа)сухолюбивые животные Варан, тюлень, верблюд, пингвины, жирафы, водосвинка, белка, рыба-клоун, бобр.

Слайд 10

Цель: познакомиться с многообразием взаимоотношений между живыми организмами, о роли человека в сохранении взаимоотношений в природе.

Слайд 11

Ч. Дарвин сформулировал проблему: «Существует ли какая-либо связь между количеством «старых дев» и величиной удоя коров в данной местности?»

Слайд 12

Биотические факторы
Группа № 1 «Хищничество животных и растений», Группа № 2 «Конкуренция в экосистемах», Группа № 3 «Паразитизм – как межвидовая форма взаимоотношений», Группа № 4 «Симбиоз между организмами».

Слайд 13

Шкала распределения пар организмов по степени зависимости друг от друга
«- - -».«- -».«-».«0».«+».«+ +».«+ + +»
Хищничество.Паразитизм.Конкуренция.Нейтрализм.Комменсализм.Кооперация.Симбиоз

Слайд 14

А теперь вернемся к нашей задаче: «Существует ли какая-либо связь между числом «старых дев» и величиной удоя коров данной местности?»

Слайд 15

Ответ: построим логическую и пищевую цепочку.
Увеличение числа старых дев в данной местности приводит к увеличению количества кошек, которых заводят старые девы Увеличение количества кошек приводит к уменьшению количества мышей Мыши разоряют гнезда шмелей, раз их меньше, значит, шмели не погибают! Увеличение количества шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши, приводит к повышению урожайности клевера Высокие урожаи клевера приводят к увеличению удоя у коров в данной местности.

Слайд 16

Проблемно-эвристические вопросы
а) Как вы думаете, какого значение биологического метода борьбы с вредителями сельского хозяйства; б) Этих птиц жители саванн не только не убивают, но и прикармливают, чтобы вокруг селений было как можно больше их гнездовий. У этих хищных птиц длинные, как у журавля, ноги, которыми они расправляются со своими врагами. Что это за птицы и за что их ценят местные жители? в)Ученые полагают, что полное уничтожение хищников в природе ведет к массовой гибели жертв. Объясните, почему?

Слайд 17

Лист самооценки
ученика _______________________  1. Какова была цель урока? ____________________________________ 2. Удалось получить результат (решение, ответ)? __________________ 3. Правильно или с ошибкой? __________________________________ 4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? ______________________ 5. Какую оценку ты бы себе поставил? ___________________________

Слайд 18

Домашнее задание
1) Прочитайте текст учебной статьи «Биотические факторы среды», п. 5.3 На выбор: 2) Из дополнительной литературы подберите примеры взаимоотношений между организмами. 3) Подготовьте проблемные вопросы к теме «Биотические факторы среды».

Слайд 19

Список литературы:
Программа для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005 Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Общая биология: базовый уровень. 10–11 классы: учебник. – 2005. Дополнительный материал по учебникам Н. М. Черновой «Основы экологии»: 9 класс (М.: Дрофа, 1995) и Е. А. Криксунова «Экология»: 9 класс (М.: Дрофа, 1995). Дополнительный материал Федорос Е.И. Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, - М., Вентана-Граф, 2007. Дополнительный материал Федорос Е.И. Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: практикум для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, - М., Вентана-Граф, 2007.