Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Биотические факторы среды
МБОУ Дальнеконстантиновская СОШ
Павленкова И.Н.,
учитель биологии
11 класс
Слайд 2
Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил:
“Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”
Слайд 3
Основные понятия темы: – экология, экологические факторы; – зона оптимума; – диапазон выносливости, стрессовые зоны; – ограничивающий фактор, среда обитания
Слайд 4
1. ЗАДАНИЕ: Из перечисленных животных назовите хладнокровных (т.е. с непостоянной температурой тела). Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга.
Слайд 5
2. ЗАДАНИЕ: Из перечисленных животных назовите теплокровных (т.е. с постоянной температурой тела). Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга.
Слайд 6
3. ЗАДАНИЕ: Выберите из предложенных растений те, которые являются светолюбивыми, тенелюбивыми и теневыносливыми. Ромашка, ель, одуванчик лекарственный, василек, шалфей луговой, ковыль степной, папоротник орляк.
Слайд 7
4. ЗАДАНИЕ: Выберите животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни. Сова, ящерица, леопард, окапи, белый медведь, летучая мышь, бабочка.
Слайд 8
5. ЗАДАНИЕ: Выберите растения, относящиеся к разным группам по отношению к воде. По отношению к воде растения делят на водные растения, околоводные растения, наземные растения, растения сухих и очень сухих мест, суккуленты Одуванчик лекарственный, лютик едкий, росянка, василек, кактус, кувшинка, толстянка
Слайд 9
6. ЗАДАНИЕ: Выберите животных, относящихся к разным группам по отношению к воде. По отношению к воде животных делят: влаголюбивые животные, промежуточная группа (водно-наземная группа)сухолюбивые животные Варан, тюлень, верблюд, пингвины, жирафы, водосвинка, белка, рыба-клоун, бобр.
Слайд 10
Цель: познакомиться с многообразием взаимоотношений между живыми организмами, о роли человека в сохранении взаимоотношений в природе.
Слайд 11
Ч. Дарвин сформулировал проблему:
«Существует ли какая-либо связь между количеством «старых дев» и величиной удоя коров в данной местности?»
Слайд 12
Биотические факторы
Группа № 1 «Хищничество животных и растений»,
Группа № 2 «Конкуренция в экосистемах»,
Группа № 3 «Паразитизм – как межвидовая форма взаимоотношений»,
Группа № 4 «Симбиоз между организмами».
Слайд 13
Шкала распределения пар организмов по степени зависимости друг от друга
«- - -».«- -».«-».«0».«+».«+ +».«+ + +»
Хищничество.Паразитизм.Конкуренция.Нейтрализм.Комменсализм.Кооперация.Симбиоз
Слайд 14
А теперь вернемся к нашей задаче:
«Существует ли какая-либо связь между числом «старых дев» и величиной удоя коров данной местности?»
Слайд 15
Ответ: построим логическую и пищевую цепочку.
Увеличение числа старых дев в данной местности приводит к увеличению количества кошек, которых заводят старые девы Увеличение количества кошек приводит к уменьшению количества мышей Мыши разоряют гнезда шмелей, раз их меньше, значит, шмели не погибают! Увеличение количества шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши, приводит к повышению урожайности клевера Высокие урожаи клевера приводят к увеличению удоя у коров в данной местности.
Слайд 16
Проблемно-эвристические вопросы
а) Как вы думаете, какого значение биологического метода борьбы с вредителями сельского хозяйства;
б) Этих птиц жители саванн не только не убивают, но и прикармливают, чтобы вокруг селений было как можно больше их гнездовий. У этих хищных птиц длинные, как у журавля, ноги, которыми они расправляются со своими врагами. Что это за птицы и за что их ценят местные жители?
в)Ученые полагают, что полное уничтожение хищников в природе ведет к массовой гибели жертв. Объясните, почему?
Слайд 17
Лист самооценки
ученика _______________________
1. Какова была цель урока?
____________________________________
2. Удалось получить результат (решение, ответ)? __________________
3. Правильно или с ошибкой? __________________________________
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? ______________________
5. Какую оценку ты бы себе поставил? ___________________________
Слайд 18
Домашнее задание
1) Прочитайте текст учебной статьи «Биотические факторы среды», п. 5.3
На выбор:
2) Из дополнительной литературы подберите примеры взаимоотношений между организмами.
3) Подготовьте проблемные вопросы к теме «Биотические факторы среды».
Слайд 19
Список литературы:
Программа для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Общая биология: базовый уровень. 10–11 классы: учебник. – 2005.
Дополнительный материал по учебникам Н. М. Черновой «Основы экологии»: 9 класс (М.: Дрофа, 1995) и Е. А. Криксунова «Экология»: 9 класс (М.: Дрофа, 1995).
Дополнительный материал Федорос Е.И. Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, - М., Вентана-Граф, 2007.
Дополнительный материал Федорос Е.И. Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: практикум для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, - М., Вентана-Граф, 2007.