Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Тема: Слово – великое дело (Повторение изученного материала по теме «Лексика и фразеология»).
Слайд 2
Цель урока: закрепить основные понятия по теме «Лексика и фразеология»
Задачи:
познавательные:
- создать условия для развития у обучающихся творческого мышления (операции анализ, обобщение), применять полученные знания на практике;
личностные:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- развитие умения слушать и понимать других; умение работать в парах
Слайд 3
ВЕРНО – НЕВЕРНО
Укажите правильное высказывание:
1. Новые слова, возникающие в языке, называются заимствованными.
2. Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются неологизмами.
3. Слова, вышедшие из употребления, называются диалектизмами.
4. Все слова русского языка образуют его словарный состав, или лексику.
Слайд 4
ВЕРНО – НЕВЕРНО
Как называются слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но разные по лексическому значению:
А. синонимы
Б. паронимы
В. антонимы
Г. омонимы
Слайд 5
ВЕРНО – НЕВЕРНО
Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности?
А. Жаргонизмы
Б. Диалектизмы
В. Историзмы
Г. Архаизмы
Слайд 6
ВЕРНО – НЕВЕРНО
Слова, связанные с особенностями работы людей в той или иной специальности, называются:
А. диалектизмами
Б. неологизмами
В. профессионализмами
Г. архаизмами
Слайд 7
ВЕРНО – НЕВЕРНО
Как называются слова, похожие по произношению, но разные по лексическому значению:
А. паронимами
Б. неологизмами
В. синонимами
Г. омонимами
Слайд 8
Закрепление материала.
1.Какое лингвистическое понятие
иллюстрируют пары слов:
Освоить и усвоить,
Водный и водянистый ,
Вековой и вечный
Слайд 9
Какое лингвистическое понятие
иллюстрируют пары слов:
Освоить («овладеть чем-либо») и усвоить («поняв, запомнить как следует»).
Водный («относящийся к воде, связанный с водой) и водянистый («содержащий излишнюю влагу, слишком разбавленный водою»)
Вековой («живущий, существующий столетия») и вечный («бесконечный во времени, неизменный»)
Слайд 10
2. В каком предложении вместо слова ПРАЗДНИЧНЫЙ нужно употребить ПРАЗДНЫЙ?
1.Будет генеральная репетиция перед вечерним ПРАЗДНИЧНЫМ концертом.
2. Разноцветные дома придавали городу ПРАЗДНИЧНЫЙ вид.
3. Но ПРАЗДНИЧНЫЙ мир театра влек меня неудержимо.
4.Денег у него было предостаточно, и потому юноша вёл ПРАЗДНИЧНЫЙ образ жизни, увлекался рыбалкой и охотой.
Запишите предложение в исправленном виде.
Слайд 11
3. О каком языковом явлении говорится в стихотворении:
Много разных есть ключей:
Ключ-родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
Слайд 12
4.Какими частями речи могут быть слова ТРИ, СЕМЬЮ, МОЙ, ПРОСТОЙ, СТЕКЛО в зависимости от контекста?
Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы часть речи не вызывала сомнения.
Слайд 13
5.Составить и записать предложения с использованием синонимов:
Синий,
васильковый,
индиговый,
ультрамариновый,
сапфировый
Слайд 14
УЛЬТРАМАРИН
Синяя краска прекрасного василькового цвета, приготовлявшаяся прежде из минерала лазурика, теперь же делаемая искусственным образом.
САПФИР
Драгоценный камень синего или
голубого цвета.
ИНДИГО
Тёмно -синее красящее вещество, добываемое из сока тропического растения или химическим путём.
Слайд 15
6.Укажите значение фразеологизма за тридевять земель: 1. за границей 2. близко 3. по соседству 4. далеко
В каких словосочетаниях нельзя изменить порядок слов?
Как называются такие словосочетания?
Слайд 16
7. Найти вторую часть фразеологизма и дописать его.
1. Невзирая на____________
2. Два сапога______________.
3. Буря в _________________.
4. Топтаться на______________.
5. Кусать_____________.
6. Не мудрствуя_____________.
7. Зарубить себе __________.
8. Волчий__________________
9. Как две капли воды_______.
10. Сулит золотые__________.
11.Еле-еле душа___________.
12.На сон_________________.
13.Голод не _______________.
14. Ни свет ________________.
15. Ломать _________________.
16. Краем уха_______________.
17. Засучив _________________.
8. Спустя ___________________.
19.Проще пареной_________.
20.Кисейная_________________.
Слайд 17
К данным фразеологизмам подобрать и записать фразеологизмы-синонимы.
1.Во весь дух______________.
2.Как свои пять пальцев____.
3.Как снег на голову________.
4.Капля в море_____________.
5.Ни рыба ни мясо_________.
6.Чуть свет_________________.
Слайд 18
К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы-антонимы.
1.В двух шагах__________.
2.Взять себя в руки______.
3.Засучив рукава_______.
4.На худой конец_______.
5.Пасть духом__________.
6.Хоть пруд пруди______.
Слайд 20
Спис
"Чтобы не было в жизни ненужных бед,
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!"
Домашнее задание.
Написать мини-сочинение по стихотворению Э.Асадова
Слайд 21
СПАСИБО
за внимание!