Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
"...Крепостное право на крестьян отменяется навсегда!"
Урок-презентация на тему "Крестьянская реформа 1861 г." для 8-го класса.
Слайд 2
Крестьянская реформа 1861 года
План урока
Личность императора Александра II.
Предпосылки отмены крепостного права.
Причины отмены крепостного права.
Подготовка крестьянской реформы.
Основные положения крестьянской реформы.
Значение отмены крепостного права.
Слайд 3
Какие проблемы оставил Николай I своему сыну?
Александр II
Николай I
Слайд 4
Что вы знаете о воспитании Александра II?
В.А. Жуковский
М.М. Сперанский
Е.Ф. Канкрин
Слайд 5
При Александре I
200 лет
5млн руб. в год
Отложен в «дальний ящик».
Слайд 6
При Николае I
«Крепостное право несомненное зло, но трогать его сейчас будет злом еще большим».
Слайд 7
Император – освободитель АлександрII
Слайд 8
Причины отмены крепостного права:
Поражение в Крымской войне
Военно-техническое отставание России от европейских государств
Социально-экономическая отсталость России в сравнении с Западной Европой
Массовое крестьянское движение
Изменение атмосферы в российском обществе
Слайд 9
Подготовка крестьянской реформы:
3.01.1857 г. – образование Секретного комитета “для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян”.
Октябрь 1857 г. – виленский генерал-губернатор В.Н.Назимов от лица дворян просит разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землей
20.11.1857 г. – Александр II издает рескрипт об учреждении из числа дворян губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян.
Февраль 1858 г. – Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Председателем назначен великий князь Константин Николаевич.
Март 1859 г. – учреждена Редакционная комиссия. Председателем назначен генерал Я.И.Ростовцев. Главная задача: рассмотреть все материалы, поступившие из губерний и составить на их основе общий проект закона об освобождении крестьян
Слайд 10
19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест “О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта”. В документе было записано: “Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда”.
Слайд 12
Личное освобождение крестьян.
Приобретение гражданских прав;
Объединение крестьян в сельские и волостные общества;
Мировые посредники.
Л. Н. Толстой
Слайд 13
Временнообязанные отношения.
Временнообязанными называли крестьян, лично свободных, но отрабатывающих барщину и выплачивающих оброк. (до того момента пока они не выплатили выкуп)
Венецианов. Крестьянка с бабочками.
Слайд 14
Выкупные операции.
Государство 80% выкупа помещику
Крестьянин 20 % выкупа помещику
Крестьянин
80%выкупа за 49 лет с %
государству
Слайд 15
Значение:
Шаг к капиталистическому строю
Предпосылка для дальнейших реформ
Изменение жизни крестьян
Рост авторитета царя.
Несомненно отмена крепостного права - это реформа, которая готовилась на протяжении долгих лет. Она положила начало изменению социального строя страны и развитию капиталистического уклада в деревне.
Слайд 16
Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест? Как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права? Стал ли русский крестьянин собственником своей земли благодаря манифесту?
С.143 Задание №2
Слайд 17
“Распалась цепь великая, Распалась и ударила Одним концом – по барину, Другим – по мужику”. Как вы понимаете эти строки Н.А.Некрасова? Как автор оценивает события отмены крепостного права? Как вы оцениваете эти события?
Слайд 18
Домашнее задание.
Учебник параграф 17, выучить новые понятия.
Ответьте на вопросы и заполните таблицу. 1.Каковы прогрессивные черты реформы?
2. Какие “крепостные черты” она сохранила? Творческое задание: написать “письмо” от лица освобожденного крестьянина или помещика, отпустившего крестьян на свободу, на имя императора Александра II.