Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Крестьянская реформа
1861 г.
«Освобождение крестьян
(Чтение манифеста)». Б. Кустодиев.
Слайд 2
Справочные сведения:
После смерти Александра II в России появилось много памятников «Александру II - Освободителю», поставленных на деньги, собранные крестьянами.
Как этот факт характеризует отношение крестьян к тому, что царь отменил крепостное право?
Слайд 3
Крестьянские волнения (неповиновение властям, бунты)
Годы.Общее число крестьянских
волнений.Волнения, подавленные с
помощью военных команд
1859.797.90
1860.900.108
1861.1859.937
Как многие крестьяне отреагировали на отмену крепостного права?
Слайд 4
« Порвалась цепь великая,
Порвалась-расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику! »
Н. А. Некрасов
«Кому на Руси жить хорошо»
Слайд 5
Проблемный вопрос:
Почему многие крестьяне и интеллигенция неоднозначно восприняли реформу 1861 г?
Слайд 6
План
Подготовка крестьянской реформы
Основные положения реформы
а) личное освобождение крестьян;
б) наделение землей;
в) выкупная операция;
г) крестьянская община.
3. Порядок проведения реформы.
4. Значение реформы.
Слайд 7
Романов Александр II Николаевич
30 марта 1856 г. – Манифест об окончании Крымской войны
1855-1881 гг
Слайд 8
Подготовка реформы
19 февраля 1861 г.
Манифест Александра II
об освобождении крестьян
(+16 правовых документов)
Главный комитет по крестьянскому вопросу
Редакционные комиссии
проекты
проекты
проекты
Я.И.Ростовцев
Губернские дворянские комитеты
Слайд 9
Документы
19.02.1861г. Александр II подписал Манифест «О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»
Слайд 10
Группа №1.
Вопрос о личном освобождении крестьян.
Учебник п.15 п.3 «Условия освобождения крестьян»
1. Когда крестьяне становятся лично свободными?
2. Как они теперь называются?
3. Какие права им предоставляются?
4. Чьей собственностью признавалась вся земля?
5. Получали ли крестьяне землю?
6. Становилась ли она их собственностью?
Слайд 11
«Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях и на дворовых людей отменяется навсегда с момента публикации»
Слайд 12
Порядок личного освобождения:
Крестьяне:
- лично свободны;
- наделены общегражданскими и имущественными правами;
НО
Слайд 13
Крестьяне оставались неполноправным сословием:
они платили подушную подать,
подвергались телесным наказаниям,
их забирали в рекруты
Слайд 14
Группа №2.
Вопрос о земле и о выкупных платежах
1. На основе материала учебника расскажите, как определялся размер земельного надела и повинности крестьян.
2.Что такое «отрезки»? Прирезки?
3.Кого называли «временнообязанными»?
4.Как осуществлялась выкупная операция?
5.Сколько денег должен был заплатить за надел крестьянин?
Слайд 15
Размер крестьянского надела.
Россия
Степная
полоса
Нечерноземная полоса
Черноземная
полоса
Размер надела
колебался от 3 до 12 десятин
1 десятина = 1,1 гектар
максимальный.
минимальный..отрезки
помещику
10- 40% надела
Надел, которым пользовались крестьяне до реформы
Слайд 16
Порядок совершения выкупной сделки
33 руб.33коп
Слайд 17
Группа №3.
Крестьянская община
1. В каком документе определялись поземельные отношения крестьян и помещика?
2. Кто его должен был составить?
3. Была ли ликвидирована крестьянская община?
4. Как она теперь называлась?
5. Какую роль играла круговая порука?
Слайд 18
Мировые посредники
Мировые посредники (из дворян) в
течение 2 лет совместно с сельскими
старостами составляли уставные
грамоты, где определялись условия
освобождения каждой семьи.
Помещик
Крестьяне
Контроль за исполнением условий уставной грамоты,
Решение споров между помещиком и крестьянами
Слайд 19
Ранее деревней управлял помещик. После реформы:
Сельский сход Сельский староста (на 3 года)
избирал
Крестьяне
одного
имения
избирал
Волостной сход Волостной старшина
Сельское общество
Сельское общество
Сельское общество
+
= ВОЛОСТЬ
+
Слайд 21
Помещики Тимашевы, владевшие огромнейшими массивами земли (156 тыс. десятин), обманным путем согнали с надельной земли 700 крепостных крестьян-татар д. Алмала (ныне Тюльганский р-н), вынудив их скитаться по губернии в поисках пристанища. Генерал Жадовский отбирал у своих крестьян землю, имущество, скот, запретил пользоваться лесом, огородами, уходить на заработки, часто штрафовал и жестоко избивал крепостных, отдавал их в рекруты, отправлял на каторгу в Сибирь. В имении был создан режим самого настоящего рабства. О грязных делах этих «плантаторов» с гневом писал в 1859 г. А. И. Герцен в «Колоколе».
крестьяне - татары
Деревня Алмала Оренбургской области
Слайд 22
Чтение Манифеста Александром II на Смольной площади в Санкт-Петербурге. А.Кившенко
Слайд 23
Значение отмены крепостного права
Отрицательные черты:
Появление основного противоречия в деревне: крупное помещичье землевладение и малоземелье крестьян. С этого времени аграрный вопрос становится основным в деревне.
Недовольство крестьян условиями выкупных платежей (всплеск крестьянских восстаний).
Прогрессивные черты:
Освобождение крестьян привело к появлению свободных рабочих рук и увеличению наемного труда в промышленности. Это дало толчок экономическому развитию страны.
Отмена крепостного права изменила социальную структуру общества и поставила вопрос о необходимости проведения других реформ.
Слайд 24
Почему многие
крестьяне и интеллигенция отрицательно восприняли реформу 1861 года?
Слайд 25
Какую выгоду от отмены крепостного права получили:
крестьяне.помещики.государство
Получали личную свободу (гражданские права).1. Сохраняли собственность на землю.
2. Отрезки
3.Временнообязанные отношения.
4. Выкупные платежи..Крестьянский банк выдавал ссуды под 6% годовых
Слайд 26
Кто и почему был недоволен условиями отмены крепостного права?
Крестьяне - так как пришлось выплачивать выкупные платежи, нести временнообязанные отношения, потерять часть земли в виде отрезков.
Помещики – из-за потери контроля над крестьянами
Интеллигенция – ее не устраивали условия освобождения крестьян (понимали последствия)
Слайд 27
Вывод по проблеме:
С одной стороны, отмена крепостного права устранила главное препятствие на пути модернизации России, но с другой – условия освобождения вызвали резкое недовольство крестьян и значительной части образованного общества России
Слайд 28
Применение нового знания
https://onlinetestpad.com/ru/testview/257-otmena-krepostnogo-prava
Слайд 29
Домашнее задание
Параграф № 15, выучить новые понятия.
Творческое задание: написать письмо (по выбору).
- От лица освобожденного крестьянина на имя «царя-батюшки».
- От лица помещика, отпустившего крестьян на свободу на имя императора Александра II.