Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Выразительное чтение (практикум)
Букреева С.В., кандидат филол.н., доцент кафедры филологического образования ЛОИРО
Слайд 2
Основы искусства чтения.
Выразительное чтение.
Техника речи.
Выразительное чтение произведений разных жанров.
Слайд 3
Занятие по выразительному чтению начинают с упражнений по технике речи.
К технике речи относятся: дыхание, дикция, голос.
Без хорошо поставленного дыхания, четкой дикции, хорошо звучащего голоса, правильного темпа речи не может быть хорошего чтения.
Техника речи выступает как форма по отношению к содержанию речи.
Слайд 4
Правильное использование дыхания в речи заключается:
в экономном и равномерном расходовании воздуха
в своевременном и незаметном пополнении запаса его (на паузах).
Рекомендуем при подготовке к занятию выполнить ряд упражнений, выполняя которые нужно ставить задачу: развивать умение делать равномерный длительный выдох и короткий вдох.
Нельзя делать выдох до полного «выдыхания», нельзя допускать перебор воздуха.
Слайд 5
Упражнение 1
Представьте букет цветов, подаренный вам. Вдохните запах букета. Спокойно выдохните. При повторе дышите ровно, спокойно, глубоко.
Упражнение 2
Представьте отшумевшую грозу, заставшую вас в поле. Все омыто дождем, воздух наполнен озоном. Вдыхайте этот чистый после дождя воздух. Сделайте глубокий вдох и ровный, неторопливый выдох. Повторите несколько раз.
Упражнение 3
Руки раздвигаются в сторон – делается вдох; сдвигаются постепенно вперед ладонями друг к другу – делается выдох. Далее повторить упражнение со звуком «з-з-з-з». Упражнение 4
Произнесите сочетание звука «м» с разными гласными:
мми – мми – мми – мми
мма – мма – мма – мма
Упражнение 4
Вспомните известные мелодии песен. Пропойте их на звуке «м». Усиливайте громкость постепенно, добиваясь ровного, плавного звучания за счет опоры на дыхание.
Слайд 6
Упражнения на выработку дикционных качеств
Упражнение 1
Артикуляцию звукосочетаний, не торопясь, тренируйте произнесением сочетаний, варьируя ударные слоги:
тадда, тэдде, тоддо, тудду
кагга, кэгге, кигги, кого.
Упражнение 2
Составьте смысловую фразу. Например: «Помоги мне вымыть посуду». Попросите об этом кого-либо, используя сочетания звуков:
пчи, пче, пча, пчо, пчу
чпи, чпе, чпа, чпо, чпу.
Упражнение 3
Произносите скороговорку «Купи кипу пик» с разными смысловыми намерениями: приказать, попросить и т.д.