Презентация - Правила выразительного чтения


Правила выразительного чтенияПравила выразительного чтенияПравила выразительного чтенияПравила выразительного чтенияПравила выразительного чтенияПравила выразительного чтенияПравила выразительного чтенияПравила выразительного чтенияПравила выразительного чтенияПравила выразительного чтенияПравила выразительного чтенияПравила выразительного чтения
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Правила выразительного чтения Главное правило выразительного чтения было выдвинуто еще В. И. Чернышевым в начале XX века: «Читай так, как говоришь». Основной источник выразительности речи и чтения – увлеченность говорящего произносимым текстом. Коммуникация всегда происходит с определенной целью: хочу передать мысли и чувства автора произведения или статьи; хочу, чтобы слушатели посочувствовали герою или оценили его поступок; хочу их взволновать, насмешить, напугать и т.д. Говорящий должен как бы совершать речевой поступок, «словесное действие».

Слайд 2

Алгоритм подготовки к выразительному чтению внимательно прочитайте текст; определите тему, основную мысль текста; определите цель чтения (убедить слушателя); внимательно отнеситесь к знакам препинания, паузам; прочитайте отрывок про себя, разделив предложения на смысловые отрезки; прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух.

Слайд 3

При выразительном чтении должны учитываться: Интонация Логическое ударение Пауза Темп Высота и сила голоса

Слайд 4

Интонация как средство выражения эмоционально насыщенной мысли Логическое ударение Мелодика Паузы Темп речи Повествовательное предложение (.) : понижение голоса к концу предложения. Вопросительное предложение(?): повышение голоса на вопросительном слове, понижение к концу предложения. Восклицание(!): повышение голоса к концу предложения.

Слайд 5

Логическое ударение 1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и иногда на глаголах (обычно стоит в конце фразы). 2. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях. 3. Закон сопоставлений является перекрывающим законом, снимающим эти правила. НАПРИМЕР: Маше нравится не петь , а танцевать . Лене нравится, а не тебе. 4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное в родительном падеже. НАПРИМЕР: Это крик совы. 5. Перечисления во всех случаях требуют на каждом слове самостоятельного ударения. НАПРИМЕР: Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит .

Слайд 6

Знаки препинания являются большим помощником при определении логической структуры предложения, расстановки пауз, темпа и мелодики речи при чтении

Слайд 7

Запятая Самый распространенный из знаков препинания. Запятая говорит о том, что мысль не окончена, диктует передышку, небольшую остановку, нужно ждать продолжение мысли. Перед ней, когда текст передается устно, делается небольшая пауза, голос повышается (при понижении голоса создается впечатление законченности мысли, то есть получается отрыв следующей части фразы от предыдущей, искажающий смысл): Чехов создал образы людей,/ жизнь которых пришлась на переломный момент истории . Не акцентируется внимание на запятых, отделяющих повторяющиеся слова: Еду, еду в чистом поле! Запятые, стоящие перед второй частью сложных союзов, интонационно не выделяются: Потому, что Оттого, что Для того, чтобы Несмотря на то, что

Слайд 8

Точка Также диктует остановку: она обозначает окончание мысли. Остановка должна быть более длительной, чем у запятой. Для передачи законченности мысли голос перед точкой при чтении следует понижать. В конце всего текста следует сильно понизить голос. Этот период длительного понижения дает человеку понять о полном завершении прочитанного: Днем редко увидишь сову. //Всё-таки это ночная птица.//

Слайд 9

Двоеточие. Многоточие Двоеточие Этот знак препинания тоже предусматривает понижение голоса и длинную паузу. В данной ситуации изменение тона означает, что следует обратить внимание на последующих словах. Многоточие Многоточие используется при обозначении недосказанности или прерванности мысли. При чтении текста перед многоточием голосом следует это показать без повышения или понижения голоса. Должно создаться впечатление незавершенности мысли или предложения: Мне послышалось, что он заплакал:// а надо вам сказать,/ что Азамат был преупрямый мальчишка и ничем, бывало, у него слёз не выбьешь,/ даже когда он был помоложе .

Слайд 10

Знак вопроса. Восклицательный знак Знак вопроса При вопросительном знаке голос следует повысить именно на вопросительном слове, иначе фраза будет звучать не вопросительно, а утвердительно. Знак восклицания выражает сильные эмоции: Восторг Радость Удивление Утверждение Досаду При передаче этих чувств интонацию следует повысить, силу тона увеличить, а голос повысить (но не переходя в истерику) Друзья мои! Прекрасен наш союз!

Слайд 11

Тире. Точка с запятой Тире Это знак заменяет отсутствие слова или добавочный характер следующей после тире информации. Оно требует недлительной остановки, чтобы осмыслить недостающее слово. Если тире обозначена с двух сторон вставная конструкция, то следует изменить и тембр голоса. Чтение/ - вот лучшее учение. Точка с запятой Ставиться между самостоятельными предложениями, близкими по содержанию. При этом знаке следует остановиться и понизить голос, сделать недлительную паузу, а после него читать как новое предложение. Сквозь обнажённые,/ бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо;// тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями.

Слайд 12

Кавычки. Скобки Кавычки В них берутся цитаты, прямая речь, различные выражения, названия, слова, требующие выделения в тексте и наделенные особым смыслом. Чтобы не сливаться со всем текстом, выделяются изменением тембра голоса и силой произношения. Скобки В них заключаются пояснительные выражения и слова, дополняющие и уточняющие основную мысль, но выпадающие из синтаксической структуры. Они произносятся как бы между прочим, чтобы не было прервано течение основной мысли. Произносить их следует легче, чем остальные слова, изменив тембр голоса: Однажды вечером (это было в начале 1773 года) сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра.