Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым Технологическая карта урока.Кодификатор УУД. Структура конспекта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Составила:
учитель начальных классов
Козаренко Г.А.
г.Красноперекопск
2020 г.
Слайд 2
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.
Слайд 3
Три постулата заложены в основание новой технологии урока.
Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Слайд 4
Рассмотрим ресурсы современного урока. Это человеческие, методические и технологические ресурсы.
Слайд 5
Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители.
Слайд 6
Методические ресурсы
Слайд 7
Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам хорошо известны:
проектная деятельность
ИКТ
развивающее обучение
модульное обучение,
КСО
интерактивная доска
здоровьесберегающие технологии
Слайд 8
Модели современного урока
Ключевые и базовые компетентности
Проектирование урока
Разнообразные формы обучения
Технологическая карта урока
Практический опыт деятельности
Слайд 9
Технологическая карта урока
Ход урока.Деятельность учителя.Деятельность учащихся
Познавательная.Коммуникативная.Регулятивная
..Осуществляемые действия.Формируемые способы деятельности.Осуществляемые действия.Формируемые способы деятельности.Осуществляемые действия.Формируемые способы деятельности
.......
Слайд 10
Термин «Технологическая карта » пришел в педагогику из технических, точных производств.
Технологическая карта - форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т.д.
Слайд 11
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающегося.
Слайд 12
Междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение педагогов к технологическому подходу в образовании не случайно. Интерес и внимание педагогов к конструированию педагогических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего для развивающего образования.
Слайд 13
Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
В ней должен быть описан весь процесс деятельности;
должны быть указаны операции, их составные части.
Слайд 14
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:
- тщательного планирования каждого этапа деятельности;
-максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
-координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.
Слайд 15
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку? Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:
1. Определение темы учебного материала;
2. Определение дидактической цели темы;
3. Определение типа урока:
- урок открытия новых знаний (урок формирования новых знаний);
-урок рефлексии (закрепление и совершенствование);
-урок методической направленности (комбинированный урок);
- урок развивающего контроля ( урок коррекции и контроля знаний, умений, навыков);
4. Продумывание структуры урока;
5. Обеспеченность урока;
6. Отбор содержания учебного материала;
7. Выбор методов обучения;
8. Выбор формы организации педагогической деятельности;
9. Рефлексия урока.
Слайд 16
Структура технологической карты включает:
Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение.
Цель освоения учебного содержания;
Планируемые результаты (личностные, предметные, межпредметные, информационно- интеллектуальную компетентность и УУД);
Основные понятия темы;
Технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяются цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения;
Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Слайд 17
Технологическая карта позволяет учителю:
Реализовать планируемые результаты ФГОС;
Определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
Системно формировать у учащихся УУД;
Осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
Освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
Определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимость между предметами и результатами обучения);
На практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
Выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
Решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т.д);
Соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт;
Обеспечить повышение качества образования.
Слайд 18
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в п
Технологическая карта дает наглядное представление о логике урока горизонтально (организация деятельности учащихся под руководством учителя, формирование и развитие УУД, результат сотрудничества субъектов образовательного процесса на каждом этапе урока) и вертикально (результат достижения предметных, метапредметных и личностных целей урока).
Для опытного учителя Технологическая карта может заменить конспект урока, т.к включает в себя одновременно и деятельность учителя и ученика, и методическое обоснование урока на каждом этапе.
Слайд 19
Тенденции развития современного урока включают в себя формирование потребности учащихся в познании и умений учиться, применение новейших информационных технологий, разнообразие типов урока, тщательное проектирование урока в процессе его подготовки, технологичность обучения, применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения, свобода в выборе структуры урока.
Слайд 20
Характеристика современного урока
Компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт
Создание условий для формирования компетенций ребенка
Использование образовательных технологий
Личностно-ориентированный, индивидуальный характер
Практический, деятельностный подход
Самостоятельная работа ученика, а не учителя
Слайд 21
Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока.
Слайд 22
Структура урока в начальных классах
I этап. Организация класса (орг.момент)
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)
IV этап. Открытие нового знания.
V этап. Первичное закрепление.
VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль .
VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
VIII этап. Рефлексия деятельности ( итог урока).
Слайд 23
Итак, подведём итог, что же характерно для современного урока?
Цель - готовность к саморазвитию. Она включает в себя:
умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
умение ставить перед собой цель, принимать решения;
умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;
умение проконтролировать себя, свои собственные действия;
умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и скорректировать дальнейшую работу;
умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.
Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.
Слайд 24
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний 2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. 3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Слайд 25
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.
Слайд 26
Спасибо за внимание!
Слайд 27
Литература: «Управление начальной школой» № 12/2011 Статья И.М.Логинова, Г.Л.Копотева Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/03/20/sovremennyy-urok-v-nachalnoy-shkole-v-sootvetstvii-s http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/06/16/doklad-k-seminaru-konstruirovanie