Презентация - Порядок государственной регистрации, лицензирования и прекращения деятельности банков

Нажмите для просмотра
Порядок государственной регистрации, лицензирования и прекращения деятельности банков
Распечатать
  • Последний IP: 13.66.139.121
  • Уникальность: 85%
  • Слайдов: 56
  • Просмотров: 4477
  • Скачиваний: 2675
  • Размер: 1.63 MB
В закладки
Оцени!
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Порядок государственной регистрации, лицензирования и прекращения деятельности банков.
1.Порядок государственной регистрации банка. 2.Порядок лицензирования банковской деятельности. 3.Прекращение деятельности банков, их реорганизация и ликвидация.

Слайд 2

Литература:
1. Банковский кодекс Республики Беларусь"от 25.10.2000 N 441-З. Закон РБ от 17.07. 18 г. № 133-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.07.2018, 2/2571) - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 23.07.18 г., 29.07.18 г. и 29.10.18 г. 2. ИНСТРУКЦИЯ О государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности №640 от 07.12.2012. (с изм. и доп. от 4.01.2019 г. № 7). 3. Организация деятельности коммерческих банков / под ред. Г.И. Кравцовой. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 504 с. 4. Постановление Правления НБ РБ №542 от 1.11.2018г. «Об отнесении банков к системно значимым»

Слайд 3


1.Порядок государственной регистрации банка.

Слайд 4


юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности !!! следующие банковские операции:
БАНК
Привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты); 2. Размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности ; Открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц.

Слайд 5

В РБ банки создаются (форма собственности):
Акционерные общества ЗАО ОАО

Слайд 6

В Республике Беларусь банки могут создаваться:
Средства инвесторов- резидентов (юридических и физических лиц)
Иностранные инвестиции
Дочерний банк иностранного банка

Слайд 7


У банков на территории Республики Беларусь не может быть менее двух учредителей.

Слайд 8

По состоянию на 1.01.2020г.
На территории РБ действуют: - 24 банка без (НБ РБ и ОАО «Банк Развития»); - 3 НКФО (ЗАО "Небанковская кредитно-финансовая организация "ИНКАСС.ЭКСПЕРТ», ОАО ”Небанковская кредитно-финансовая организация ”ЕРИП“и ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация «Хоум Кредит», «Белинкасгрупп»)

Слайд 9

Государственной регистрации в РБ подлежат:
1. Вновь создаваемые, и в результате реорганизации, банки; 2.Изменения и дополнения, вносимые в уставы действующих банков.

Слайд 10

Этапы создания банка
1. Принятие решения о создании банка на собрании учредителей, определение доли участия, подготовка документов; 2. Открытие временного счета в НБ РБ (либо в др. банке) для формирования УФ и поступление средств от учредителей банка на этот счет; 3. Утверждение собранием учредителей устава банка; 4. Представление в НБ РБ документов согласно установленному перечню и должным образом оформленных; 5. Принятие Правлением НБ РБ решения о государственной регистрации, подготовка соответствующего свидетельства, запись в единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдача банковской лицензии.

Слайд 11

До подачи документов, необходимых для государственной регистрации создаваемого банка, учредители банка обязаны:
1. Согласовать с НБ наименование банка; 2. Определить предполагаемое место нахождения банка (место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа); 3. Принять решение о создании банка и утвердить его устав; 4. Утвердить кандидатуры на должности руководителя и главного бухгалтера банка; 5. Сформировать уставный фонд банка в полном объеме.

Слайд 12

Учредители банка обязаны подать :
1. Заявление о государственной регистрации банка; 2. Документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме; 3. Устав банка; 4. Список учредителей с указанием размера их вкладов; 5. Сведения о предполагаемых бенефициарных собственниках банка, каждый из которых станет таковым в отношении не менее 5% акций банка

Слайд 13


Решение о государственной регистрации банка или об отказе в его регистрации принимается Правлением НБ РБ в срок, не превышающий 2-х месяцев со дня представления документов, необходимых для государственной регистрации банка

Слайд 14


Минимальный размер УФ создаваемого банка устанавливается НБ РБ по согласованию с Президентом РБ. При создании банка минимальный размер его УФ должен быть сформирован исключительно из денежных средств.

Слайд 15


Для формирования и увеличения уставного фонда банка не могут быть использованы привлеченные денежные средства и доходы, полученные преступным путем.

Слайд 16

Минимальный размер НКБ создаваемых в РБ банков с 1.01. 2016 г. устанавливается в белорусских рублях
Постановление Правления НБ РБ от 23.06. 2015 г. № 380  установлен с 1.01.2016 г. минимальный размер НКБ для вновь создаваемого банка, и в результате реорганизации в сумме 450,0 млрд. белорусских рублей, а с 1.07.2020г. – 58,10 млн.BYN

Слайд 17


Перечисление денежного вклада, вносимого в уставный фонд банка, осуществляется только со счета лица,  вносящего данный денежный вклад.

Слайд 18


Денежные вклады в УФ могут быть внесены как в белорусских рублях, так и в иностранной (СКВ). УФ должен быть объявлен и учитываться в белорусских рублях. Перерасчет иностранной валюты в BYN осуществляется по официальному курсу, установленному НБ РБ на дату внесения вклада в УФ.

Слайд 19


Денежные вклады, вносимые учредителями в уставный фонд создаваемого банка, подлежат зачислению на временный счет, открываемый в НБ РБ или по согласованию с НБ РБ – в других банках одним из учредителей банка. В случае открытия временного счета в другом банке денежные средства зачисляются на такой счет через корреспондентский счет этого банка, открытый в НБ РБ.

Слайд 20

Средства с временного счета могут быть использованы:
1. Для зачисления на корреспондентские счета банка после государственной регистрации банка или государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы банка, связанных с увеличением размера уставного фонда; 2. Для возврата учредителям, банку для последующего возврата лицам, внесшим вклад в уставный фонд банка, в случае отказа в государственной регистрации банка.

Слайд 21

К вкладам в неденежной форме относится:
имущество, необходимое для осуществления банковской деятельности имущество и относящееся к основным средствам, за исключением объектов незавершенного строительства.

Слайд 22

Требования к Учредителям и бенефициарным собственникам банка, обладающих 5% и боле акций
осуществлять деятельность в течение не менее 3 лет обладать положительной деловой репутацией не иметь задолженности по заработной плате, платежам в бюджет не быть признанным судом экономически несостоятельным (банкротом) не находиться на стадии ликвидации или реорганизации не иметь непогашенной или неснятой судимости за экономические преступления ; не иметь запрета на занятие предпринимательской деятельностью не быть причастным к осуществлению, финансированию террористической, экстремистской деятельности либо легализации доходов, полученных преступным путем не находиться под действием санкций или других принудительных мер, принятых Советом Безопасности ООН не находиться в состоянии военного конфликта с РБ. иметь прибыль по итогам осуществления своей деятельности в последние 3 года.

Слайд 23

Для государственной регистрации банка в НБ РБ представляются:
заявление о государственной регистрации создаваемого банка; устав банка в двух экземплярах и его электронная копия; договор о создании банка; протокол учредительного собрания, в котором содержатся сведения о кандидатурах на должности руководителя и главного бухгалтера банка; документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме (выписка из временного счета, заключение экспертизы достоверности оценки стоимости имущества в случае внесения в уставный фонд вклада в неденежной форме и другие документы в соответствии с законом РБ; копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц документ, подтверждающий право на размещение банка по месту его нахождения; копии документов, удостоверяющих личность учредителей - физических лиц; список учредителей с указанием размера их вклада, количества, категорий и номинальной стоимости акций, подлежащих размещению среди учредителей, а также долей таких акций в уставном фонде банка; сведения о предполагаемых бенефициарных собственниках банка, каждый из которых станет таковым в отношении не менее 5% акций банка; передаточный акт или разделительный баланс, содержащие положения о правопреемстве по обязательствам реорганизованного банка; уплат госпошлины за государственную регистрацию банка.

Слайд 24

Государственная регистрация банка не допускается:
1.Для гос. регистрации создаваемого банка представлены не все необходимые документы; 2.В документах, представленных для гос. регистрации создаваемого банка, выявлены недостоверные сведения; 3. Устав банка и (или) иные документы, представленные для его гос. регистрации, не соответствуют законодательству РБ; 4.На момент проведения гос регистрации УФ банка не сформирован в полном объеме; 5.Установлены факты использования при формировании УФ денежных средств или иного имущества, не являющихся собственными средствами учредителей банка, и (или) доходов, полученных преступным путем; 6. Банк, создаваемый в результате реорганизации, не соответствует лицензионным требованиям, установленным БК;

Слайд 25

Обособленные подразделения банка классифицируются
От содержания деятельности
От характера подчиненности
От организации движения средств
Выполняющие банковские операции: – филиалы , - центры банковских услуг, -расчетно-кассовые центры, - обменные пункты, УРМ и т.п.; Не выполняющие банковские операции: - представительства.
Филиалы и представительства; 2. Центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты, УРМ
1. Все подразделения банка не имеют самостоятельного баланса: центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты, УРМ; 2. Представительства могут иметь сам. баланс

Слайд 26

Филиал банка
Обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка и осуществляющее от его имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией на осуществление банковской деятельности.

Слайд 27

Представительство банка
является его обособленное подразделением, расположенное вне места нахождения банка, представляющее его интересы и осуществляющее их защиту. Не является юридическим лицом и не имеет права осуществлять банковские операции. Прибыль не является целью функционирования представительства. Представительство представляет интересы банка и осуществляет их защиту, рекламирует его услуги и продвигает их на новые рынки. Представительства иностранных банков на территории Республики Беларусь открываются на срок до 3 лет.

Слайд 28

Удаленное рабочее место
рабочее место, не имеющее собственной организационной структуры, расположенное вне места нахождения банка, его филиала, структурного подразделения, предназначенное для осуществления банковских операций и (или) иной деятельности банка.

Слайд 29

Системно значимый банк
неудовлетворительное финансовое состояние которого и (или) прекращение осуществления отдельных операций которым может привести к нарушению устойчивого функционирования Банковской системы

Слайд 30

С 1.01.2020г. по 31.12.2021 г.
К группе системной значимости I отнесены ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "Белагропромбанк", ОАО "Белгазпромбанк", ОАО "БПС-Сбербанк", "Приорбанк" ОАО, ОАО "Банк БелВЭБ", ОАО "Белинвестбанк".

Слайд 31


К группе системной значимости II отнесены ЗАО "Альфа-Банк", ЗАО Банк ВТБ (Беларусь), ЗАО "МТБанк", ОАО "Банк Дабрабыт", ОАО "Паритетбанк".

Слайд 32

Отнесение банка к системно значимым осуществляется на основании агрегированной оценки системной значимости банка
1. Масштаб деятельности банка; 2. Взаимосвязанность банка с банками-резидентами; 3. Значимость банка для экономики; 4. Взаимосвязанность банка с нерезидентами.

Слайд 33


2.Порядок лицензирования банковской деятельности.

Слайд 34

Банковская лицензия
специальное разрешение центрального банка (НБ РБ) на осуществление банковской деятельности, удостоверяющее право банка проводить указанные в ней банковские операции. Официальный документ установленной формы бессрочного характера действия.

Слайд 35

Для получения лицензии необходимо предоставить информацию:
бизнес-план; систем управления рисками и системы внутреннего контроля банка; прозрачности структуры собственности банка; бенефициарные собственники банка, являющихся таковыми в отношении не менее 5% акций банка,

Слайд 36


Лицензия с указанием в ней перечня банковских операций, которые банк вправе осуществлять, выдается банку в течение пяти рабочих дней со дня принятия Правлением Национального банка решения о выдаче лицензии.

Слайд 37

Требования для получения лицензии на осуществление банковской деятельности
1. Наличие у банка нормативного капитала не менее минимального размера, установленного НБ РБ. 2. Наличие бизнес-плана, соответствующего требованиям НБ РБ; 3. Наличие в банке совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительного органа, соответствие состава совета директоров (наблюдательного совета) требованиям НБ РБ; 4. Соответствие членов совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа, а также руководителя и главного бухгалтера банка, их заместителей предъявляемым к ним квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации; 5.Наличие в банке системы управления рисками и системы внутреннего контроля,; 6. Соответствие банка установленным требованиям к техническим возможностям для осуществления банковских операций; 7. Соответствие организационной структуры банка требованиям БК, а также транспорентность структуры собственности.

Слайд 38

Для получения лицензионных полномочий на осуществление банковских операций
по привлечению денежных средств физических лиц, не являющихся ИП, на счета и (или) во вклады (депозиты), по открытию и ведению банковских счетов таких физических лиц, необходимо банку иметь: устойчивое финансовое положение банка в течение последних 2-х лет; или с момента получения банком лицензии на осуществление банковской деятельности в случае, если с момента получения такой лицензии прошло менее 2-х лет; отсутствии задолженности перед ГБ и государственными внебюджетными фондами.

Слайд 39

Устойчивость финансового положения банка определяется исходя из анализа следующих критериев:
достаточность и структура нормативного капитала банка; структура и качество активов банка; эффективность деятельности банка; состояние ликвидности банка; уровень принимаемых рисков и качество корпоративного управления банком; соблюдение иных нормативов безопасного функционирования банком.

Слайд 40

Национальный банк РБ имеет право:
- выдавать лицензию на осуществление банковской деятельности; - вносить в нее изменения и дополнения в связи с изменением законодательства; - приостанавливать и восстанавливать действие банковской лицензии в отношении выполнения отдельных банковских операций; - отзывать банковскую лицензию.

Слайд 41

Национальный банк вправе приостанавливать действие банковской лицензии в случае:
1. невыполнения предписания НБ; 2.невыполнения нормативов безопасного функционирования и иных требований; 3.непредставления, несвоевременного представления, представления недостоверной и не в полном объеме отчетности, а также иной информации, обязательной для представления в НБ; 4.создания такого финансового положения банка, которое может повлечь угрозу стабильности банковской системы РБ и интересам вкладчиков и кредиторов банка; 5.несоблюдения лицензионных требований; 6.нарушения иных требований банковского законодательства.

Слайд 42

В случае отзыва лицензии
банк возмещает вкладчикам и иным кредиторам убытки в связи с невозможностью исполнения банком своих обязательств, связанных с осуществлением отдельных банковских операций, в части осуществления которых лицензия была отозвана.

Слайд 43

С момента отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности:
обязательства банка в иностранной валюте определяются в белорусских рублях по официальному курсу НБ, действовавшему на дату отзыва лицензии; прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пени); приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям; запрещаются до момента создания ликвидационной комиссии заключение банком новых договоров

Слайд 44


Банк должен возвращать банку-отправителю денежные средства, поступающие в пользу клиентов банка, а также денежные средства, зачис- ленные в результате технической ошибки.

Слайд 45

Лицензионные требования для осуществления операций по привлечению средств физически лиц
Нормативный капитал в размере, установленном НБ РБ, или в двукратном размере в случае, если с момента получения банком лицензии на осуществление банковской деятельности прошло менее 2 лет
Устойчивое финансовое положение банка в течение последних 2 лет или с момента получения банком лицензии на осуществление банковской деятельности в случае, если с момента получения такой лицензии прошло менее 2 лет

Слайд 46

Слайд 47

3.Реорганизация и ликвидация банка.

Слайд 48

Прекращение деятельности банка, предполагающее отмену его госрегистрации, может происходить как
Реорганизация банка.
Ликвидация банка.

Слайд 49

Реорганизация банка может осуществляться по решению:
1. Учредителей (участников); 2. Уполномоченных государственных органов (в том числе экономического суда); 3. Национального банка РБ.

Слайд 50

Реорганизация банка
а) слияния: банк А+ банк Б = банк В б) присоединения: банк А+ банк Б = банк А в) разделения: банк А = банк Б + банк В г) выделения: банк А = банк А+ банк Б д) преобразования: банк А = банк А*.

Слайд 51

Ликвидация банка может происходить:
1. В принудительной форме – по решению экономического суда. 2. В добровольной форме - по решению участников (собственника имущества банка) либо уполномоченного им органа. Для «самоликвидации» не требуется согласие Национального банка, он только информируется о ликвидации в установленной законом форме.

Слайд 52

Обязательным условием принятия НБ РБ решения о внесении записи об исключении банка из Единого гос. регистра юридических лиц и ИП является:
1. Полное погашение всех имеющихся обязательств по платежам в бюджет 2. Удовлетворение всех (даже незначительных) заявленных требований по имеющимся обязательствам перед вкладчиками и иными кредиторами банка.

Слайд 53

Банкротство банка
устойчивая неплатежеспособность, правомерно объявленная самим банком или признанная решением хозяйственного суда и влекущая за собой ликвидацию данного банка.

Слайд 54

Меры по предупреждению банкротства банка
улучшение финансового состояния банка: меры по улучшению финансового состояния банка; оказание финансовой помощи банку; изменение структуры активов и пассивов; изменение организационной структуры банка; назначение временной администрации по управлению банка: с ограничением полномочий исполнительных органов банка или с приостановлением полномочий исполнительных органов банка; реорганизация банка.

Слайд 55

Очередность удовлетворения требований вкладчиков и кредиторов при ликвидации банка
Вклады (депозиты) физ. лиц и проценты по ним, обязательства банка по облигациям, эмитир. банком Требований государственного учреждения «Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физ. лиц
2. Задолженности по выплате алиментов, по выплате заработной платы и выходных пособий работникам банка.
3. Задолженность по платежам в бюджет
4.Вклады (депозиты) индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и начисленные по ним проценты;
5. Требования НБ РБ по кредитам, предоставленным банку в порядке рефинансирования
6.Требования остальных кредиторов

Слайд 56


Спасибо за внимание!
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.