Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Учитель и мотивы плохого поведения
Подготовила:
социальный педагог
МКОУ СОШ с УИОП №4
Г. Кирово-Чепецк Кировской области
Русских Наталья Алексеевна
Слайд 2
Что такое дисциплина?
С точки зрения учителей:
Когда все готовы к уроку
У всех выполнено домашнее задание
На уроке все работают
На уроке никто не мешает
На уроке стоит тишина
С точки зрения учеников
Хорошее поведение
Не огрызаться
Не материться
Порядок и тишина.
Когда все хорошо себя ведут.
Слайд 3
На чем строится поведение учеников
1 цель – ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальная состоятельность),
2 цель – строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность),
3 цель – вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы (личная состоятельность).
Слайд 4
Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:
-привлечение внимание,
-власть,
-месть,
-избегание неудачи.
Слайд 5
Педагогическая ситуация
«Ученица сидит на уроке и рыдает»:
Вы подошли к девочке, и плач сразу прекратился – это…
Вы подошли к ней, и плач стал громче – это…
Если все это происходит на вашем открытом уроке – это…
Если ученице нужно отвечать, а она боится или не может – это…
Слайд 6
Привлечение внимания
Активное поведение - ученик делает то, что отвлекает внимание учителя и класса;
Пассивное поведение - ученик демонстрирует поведение «в час по чайной ложке», т.е. все требуемые учителем действия выполняет очень и очень медленно;
Смысл поведения - получать особое внимание,
«мне хорошо, когда я в центре»
Реакция учителя - чувства раздражения и возмущения- словесные замечания, выговоры, угрозы;
Ответы ученика на реакцию учителя – временно прекращает выходку;
Слайд 7
Причины такого поведения
1. Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо.
2. Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме.
3. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом».
Сильные стороны поведения
потребность быть в постоянном контакте с учителем, готов взаимодействовать
Слайд 8
Способы предотвращения поведения:
-больше внимания уделять хорошему поведению,
- учить учеников просить внимания, когда они в этом очень нуждаются
- минимизация внимания
- разрешающее поведение
делайте неожиданности, временно прекратите вести урок
- пересаживание учеников
Слайд 9
Властолюбивое поведение
Активное поведение - вспышки негодования, словесное негодование: ученики идут на конфронтацию и нагнетают напряженность.
Пассивное поведение - тихое непослушание: ученики обещают и вежливо отвечают нам, но продолжают делать свое
Смысл поведения - утверждение власти над кем-либо, «ты мне ничего не сделаешь»
Реакция учителя - гнев, негодование, может быть, страх, немедленно прекратить выходку с помощью физического воздействия
Реакция ученика - выходка продолжается, пока сам ученик не прекратит её.
Слайд 10
Причины поведения
Мода на сильную личность
Отсутствие примеров конструктивного поведения в окружении ребенка
Культ личности ребенка
Сильные стороны поведения
ученики демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам.
Слайд 11
Способы предотвращения властолюбивого поведения
- не позволять манипулировать собой
- уход из конфликта с достоинством (шутка, смех и др.)
- уходить от конфронтации
- отдавать часть своих организационных функций
уход от конфронтации и снижение
напряженности.
Слайд 12
Мстительное поведение.
Активное мстительное - прямые физические и непрямые психологические акты насилия: ученик вредит всеми силами учителю.
Пассивное мстительство - игнорируются всякие дружелюбные попытки контакта.
Смысл поведения - вредить в ответ на обиду,
«в мире много жестокости и насилия»
Реакция учителя - обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию и страху, немедленно ответить силой, как равному,(подавить) или уйти из ситуации(убежать из класса).
Реакция ученика - ребенок не прекращает выходку до тех пор, пока не сочтет нужным
Слайд 13
Происхождение мстительного поведения:
-отражение роста насилия в обществе.
-распространенный через средства массовой информации стиль «силового» решения конфликтов.
в семье преобладает стиль силового решения конфликта
Сильные стороны мстительства
Ученики демонстрируют высокую способность и умение защитить себя от боли и обид, жизнеспособность, умеет выплеснуть боль через агрессию
Слайд 14
Способы профилактики мстительного поведения:
Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них.
Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами.
Убрать зрителей
Обсудить проблему в спокойной обстановке
Сохранять лицо ребенка
Не ущемлять его достоинства
Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем
Слайд 15
Избегание неудачи.
Активная форма ИН-поведения - вспышки негодования: ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным.
Пассивная форма ИН-поведения - откладывание на потом, негодование до конца, временная неспособность, официальные диагнозы.
Смысл поведения – врожденная нетрудоспособность,
«не буду и пробовать, все равно не получится
Реакция учителя – профессиональная беспомощность, печаль, тоска, желание оправдаться и объяснить поведение ученика(с помощью специалиста).
Реакция ученика - продолжает ничего не делать, попадает в зависимость от учителя
Слайд 16
Происхождение ИН-поведения
отношение по типу «красного карандаша».
необоснованные ожидания родителей и детей .
вера ученика, что ему подходит только требование от себя совершенства
упор на соревнование в классе
слишком высокие требования со стороны родителей
Сильные стороны - нет
Слайд 17
Принципы профилактики ИН-поведения:
-поддержка ученика, чтобы его внутренняя установка «я не могу» изменилась на «я могу».
-помощь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми.
- показать трудность задания
- создать «ситуацию успеха»
- научить ребенка пытаться
Слайд 18
Ситуации
Два здоровых ученика устроили драку перед толпой учеников у дверей столовой.
2. Моей сестре очень повезло. В их классе Вы в этом году не ведете.
Слайд 19
3. Последний урок заканчивается, и ученики записывают домашнее задание. Анна выбрала этот момент для своей провокации - она говорит своей подруге так, чтобы все слышали: «Она опять задала такое огромное задание. Не буду тратить сегодняшний вечер на эту глупость!» Аня исподтишка глядит на вас в ожидании, глаза остальных учеников устремляются на вас в ожидании реакции.
Слайд 20
4. Ученик второго класса Жора Евсюков часто «за глаза» обзывал учительницу и всем говорил, что он её не навидит. Однажды он написал на доске ругательства в её адрес. Все это задевало и обижало учительницу, и она однажды спросила его: «Жора, что я сделала такого, что ты меня так не любишь?» Глядя на учительницу полными слез глазами, второклассник ответил: « Вы никогда-никогда не посылали меня за журналом и не просили вытереть доску! Всех, кроме меня, просили! Вы меня презираете!»
Слайд 21
5. Люся не сделала домашнее задание на выходные дни. В понедельник она говорит своей учительнице, смущенно и грустно улыбаясь: « Извините меня, Марья Ивановна, я не сделала задание. Я, честное слово, собиралась сделать его, но оказалось, что я слишком ленива. Но я буду с этим бороться. Честное слово!»
Слайд 22
6. Пятиклассник Петя Птичкин постоянно забывает дома тетрадь по математике и отказывается работать на уроке. Когда учительница попросила его открыть учебник и решить задачи, он сказал, что у него нет учебника, а сам бросил его под парту и пытался ногой задвинуть подальше в угол. Стоит учительнице отвернуться к доске, как Петя начинает бормотать ругательства и отвлекать внимание одноклассников.
Слайд 23
7. Дина Семенова, восьмиклассница, постоянно опаздывает на историю, забывает тетрадь и учебник, отказывается отвечать и участвовать в обсуждении нового материала. Когда учительница истории говорит ей, что поставит «двойку» за год или вызовет родителей, Дина с вызовом отвечает, что ей наплевать и что всё равно им придется терпеть её до окончания девятого класса.
Слайд 24
8. Второклассник Сеня стучит карандашом по парте, вертится и разговаривает, подставляет ножки ребятам у дверей туалета, на уроках корчит рожи и закатывает глаза за спиной учителя, часто использует слова, которые его учительница узнала только в старших классах, постоянно подзывает учителя и просит помочь себе, как только все получили самостоятельное задание.
Слайд 25
Сколько поддержки нужно?
•Привлечение внимания……х 1
•Власть …………………………………х 10
•Месть ………………………………..х 100
•Избегание неудачи ……..х 1000