Презентация - Односостовные предложения

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

1. 1. Сравните грамматические основы предложений
К вечеру небо потемнело, нахмурилось и покрылось тучами. Всё стихло, словно притаилось. Не пели птицы, не журчал ручей. И действительно, вскоре пошёл дождь.
Вечер. Тёмное, хмурое небо, покрытое тучами. Необычайная тишина. Не слышишь ни пения птиц, ни журчания ручья. И действительно, вскоре заморосило.
2. Как называются предложения в левой колонке? А в правой?

Слайд 2


Что такое односоставное предложение
Виды односоставных предложений

Слайд 3

I. Вам уже известно, что предложения, в которых грамматическая основа состоит из двух главных членов — подлежащего и сказуемого, — называются двусоставными. Предложения, в которых есть только один главный член (или подлежащее, или сказуемое), называются односоставными. Для понимания содержания, смысла односоставного предложения достаточно какого-то одного главного члена. Второго главного члена может и не быть. В некоторых односоставных предложениях второй главный член можно легко восстановить, он подразумевается самой структурой предложения: Поздравляем! = Мы поздравляем. В других односоставных предложениях второй главный член не предполагается, в нём нет необходимости. Вечереет. Сравните: Наступил вечер.

Слайд 4

II. Предложение имеет грамматическую основу
Строение грамматической основы
+
подлежащее
сказуемое
=
двусоставное предложение
Сын пришел домой вовремя.
только подлежащее/ только сказуемое
односоставное предложение
=
Ночь.
Вечереет.
На улице моросило.

Слайд 5

Виды односоставных предложений
именные
глагольные
назывные (номинативные)
определенно-личные
неопределенно-личные
безличные
обобщенно-личные

Слайд 6

II. В зависимости от способа выражения главного члена односоставные предложения делятся на глагольные и именные. ✒В глагольных предложениях главный член — сказуемое: Поживём — увидим. Мне повезло. ✒В именных предложениях главный член — подлежащее: Осень. Листопад. Снег да снег. Это — назывные предложения. По значению глагольные предложения делятся на определённо личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные: определённо-личные: Проходите!; неопределённо-личные: Уже едут!; обобщённо-личные: Тише едешь — дальше будешь; безличные: Светает.

Слайд 7

III. Односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.
нераспространенные
распространенные
Прекрасные пойменные луга.
Луга.
Жду вас уже два часа.
Жду.
Дует.
Дует очень сильно.

Слайд 8

Если главный член предложения выражен глаголом, то такое предложение будет называться глагольным.
определенно-личные
Объявление ГЛАГОЛ ГЛАВНЫЙ!!!
неопределенно-личные
безличные
обобщенно-личные

Слайд 9

Определенно-личные предложения
мы
я
Выражается формой глагола 1-го или 2-го изъявительного и повелительного наклонения.
ты

вы
ед. мн.
наст. буд.
Ч

Действующее лицо

Слайд 10

II. Сказуемое в определённо-личном предложении выражено:
1 ☺
ед. мн.
глаголом Ч. изъявит. наклонения: Иду в кино. Споём?; глаголом Ч. изъявит. наклонения: Зайдёшь ко мне? глаголом Ч. повелит. наклонения: Подожди меня!
2 ☺
ед. мн.
2 ☺
ед. мн.
Они обозначают действие, совершаемое определёнными лицами, не названными в предложении.

Слайд 11

Среди односоставных глагольных предложений выделяют предложения, в которых форма глагола-сказуемого указывает на действие, совершаемое или совершённое неопределённым лицом: За ужином разговаривали мало
Кто говорит? Мы? Вы? Они? Гости ?
Неважно! В таких предложениях внимание на действии, которое важно само по себе, и не имеет значения, кто совершает его

Слайд 12

Неопределенно-личные предложения
Неопределенно-личными предложениями называются односоставные предложения, в которых действие совершается неопределенным лицом.
Действующее лицо
Неопределенность лица связана с тем, что оно или неизвестно говорящему, или действующих лиц очень много и их невозможно перечислить.

Слайд 13

Какими формами выражается главный член неопределенно-личного предложения?
→формой 3-го мн. числа изъявительного наклонения: Вас ждут. Скоро объявят посадку


наст. буд

→формой 3-го мн. числа прошед. изъявительного наклонения: Вам только что звонили

→формой условного наклонения: Знали бы дорогу – не заблудились бы.

Слайд 14

I. Среди односоставных глагольных предложений есть предложения, в которых действие происходит само по себе, независимо от того, есть производитель действия или нет. В них подлежащего нет и не может быть, потому что на него не указывает форма глагола сказуемого и его нельзя восстановить из контекста речи: Смеркается. Не спится. Мне грустно. Снегу навалило! Такие предложения называются безличными. По образному выражению А.М. Пешковского, эти предложения «изображают деятельность без деятеля», в них «подлежащее устранено не только из речи, но и из мысли».
Безличные предложения
НЕТ лица!
?

Слайд 15

Безличные предложения
Безличными называются предложения с главным членом — сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. В этих предложениях действие совершается само собой, без участия действующего лица.
Без лица!

Слайд 16

Чем выражается главный член в безличных предложениях?
безличным глаголом
Смеркалось. Утром дороги подморозило. Светало.
личным глаголом в безличном употреблении
Тучами обложило небо. Веет ветром по полям.
инфинитивом
Уж не мечтать о нежности, о славе. Учиться и работать тебе, родная.
В доме прибрано. Во дворе выметено.
кратким причастием

Слайд 17

словами, которые имеют значение отрицания, и отрицательными конструкциями: нет, не было, не надо
Все нет и нет победного луча. Ни тоски, ни любви, ни обиды.
Мне страшно, мне душно, мне больно. Весело, брат, нам в эти дни.
слова категории состояния
Хотелось подуть на одуванчик.
безличный глагол + инфинитив
Мне грустно на тебя смотреть.
слова категории состояния + инфинитив
безличный или личный глагол в безличном значении + краткое прилагательное или причастие
Мне даже легче стало после отдыха.

Слайд 18

Что обозначают безличные предложения?
разнообразные природные явления
Уже перед самым праздником резко потеплело.
физическое и психическое состояние человека
У него сперло дыхание от неожиданности.
состояние окружающей среды, оценку обстановки, действий и состояний
Хорошо бродить среди покоя голубой и ласковой страны.
возможность, желательность действия и его необходимость
Дочке захотелось спать.
действия, связанные с представлением о судьбе
Не суждено тебе меня любить.
наличие, достаток или, наоборот, отсутствие чего-либо
Таких секретарей у нас еще не было.

Слайд 19

Какие фразеологизмы подходят к этим рисункам? Составьте с этими оборотами безличные предложения.

Слайд 20

Изучаем новое
I. Среди односоставных глагольных предложений выделяют обобщённо-личные предложения, в которых сказуемое обозначает действие, которое отнесено или может быть отнесено к любому лицу, и имеет обобщённое значение: Век живи, век учись — все должны всю жизнь учиться: и я, и ты, и они; На всех не угодишь — никто не сможет угодить всем: ни я, ни ты, ни они.

Слайд 21

II. Сказуемое в обобщённо-личных предложениях может быть выражено глаголом в форме:
Слезами горю не поможешь. (Пословица)
изъявит. накл.:
2☺,
наст. буд.
ед. ч.,
,
наст. буд.
Цыплят по осени считают. (Пословица)
3☺,
,
мн. ч.,
изъявит. накл.:
2☺,
Семь раз отмерь — один раз отрежь. (Пословица)
ед. ч., повелит. наклонение:
Чужую беду руками разведу. Поживём — увидим. (Пословица)
ед. мн.
1☺,
Ч.,
наст. буд.
:

Слайд 22

II. Главный член назывного предложения выражен именем существительным в им. п.: Осень. Листопад. личным местоимением в им. п.: А вот и я. именем числительным в им. п.: Двенадцать… Час… Два… Три… количественно-именным сочетанием с главным словом в им. п., а зависимым — в род. п.: Три часа дня. Половина второго. Стая птиц.

Слайд 23

III.
Назывные предложения
нераспространённые = только подлежащее: Окошко. Стол. Половики.(А.Блок) + Частицы: вот, вон, уже, ну и, какой – Уже вечер.
распространённые = подлежащее + соглас., несоглас.
Ветхие деревянные домики с покосившимися крышами.

Слайд 24

Назывные предложения
Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет.
Бытийные
Вот и тот дом. Вон та ива. Вон и тот горбатый мостик.
Указательные
Что за ночь! Ну и дела! Какой удачный случай!
Оценочно-бытийные

Слайд 25

В состав назывных предложений могут входить частицы вон, вот, ну и, какой, что за. В этих случаях назывные предложения используются: для указания на тот или иной предмет с целью привлечь к нему внимание: Вот моя деревня, вот мой дом родной. (И. Суриков); для выражения отношения к предмету, явлению или для его оценки: Ну что за шейка! Что за глазки! (И. Крылов).

Слайд 26

Знаете ли вы, что…
В латинском языке именительный падеж называется номинатив (nominativus), поэтому предложения с главным членом подлежащим, выраженным существительным в именительном падеже, иногда именуют номинативными.

Слайд 27

Несогласованные определения в назывных предложениях могут иметь добавочное значение обстоятельства или дополнения.
какие? где?
Звезды над полями, глушь да камыши.
какое? от кого?
Вот письмо. Письмо от сына.

Слайд 28

Какие знаки препинания ставятся в конце назывных предложений?
точка
Весна. Обновление. Жизнь.
Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Долина роз! Самые эти слова меня волновали.
восклицательный знак
А какая вода? А какой отдых? А грибочки, грибочки?
вопросительный знак
многоточие
Испания… Туда стремилось мое сердце.

Слайд 29

Если в качестве второстепенных членов выступают обстоятельства места и времени, то такие предложения можно характеризовать как двусоставные неполные предложения с опущенным глаголом-сказуемым. Например: Кругом снега, снега, снега. Ср.: Кругом (лежат) снега... У меня сегодня день рождения. У меня скоро (будет) день рождения.
!
- - - -
- - - -

Слайд 30

Отличаем назывные предложения от неполных двусоставных.
В неполных предложениях пропущенные члены легко возобновляются.
Ведьма спросила русалочку, что ей надо.
– Мне нужны ножки! – прошептала девушка.
– Ножки! – прошептала девушка.
– Тебе нужны ножки? – расхохоталась ведьма. – А что ты дашь мне взамен?
– Ножки? – расхохоталась ведьма. – А что ты дашь мне взамен?
– Я дам тебе коралл!
– Волшебный коралл!
– Нет, я знаю, что мне нужно! Мне нужен голос!
– Нет, я знаю, что мне нужно! Голос!

Слайд 31

Упражнение 371.
Определите, какие предложения являются двусоставными, какие — односоставными. Обоснуйте свой ответ. 1. Сколько раз приходилось ходить в лес просто на прогулку. Идёшь тогда с пустыми руками, и душа спокойна. 2. Снег был глубокий, рыхлый, как вата, и морозно-пекучий. 3. Свет луны, таинственный и длинный, плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный не разлюбит отчие поля. 4. Всё в ней так искренне, так мило. 5. С тех пор прошло множество лет. 6. Скучно без счастья и воли. 7. Проходит минут пять в молчании. 8. Их жгли навылет, сквозь шинели... 9. Долго спорили — дни, месяца, — но у всех аргументы убоги... 10. Меркнут знаки зодиака над просторами полей.

Слайд 32

Упражнение 372
1. Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс... 2. Что посеешь, то и пожнёшь. 3. Стою один среди равнины голой... 4. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. 5. Святки. Вечер. Десять часов. 6. Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет. 7. Не спится, няня: здесь так душно! 8. Было душно от жгучего света ... 9. Уже совсем стемнело. 10. Петрушке приказано было оставаться дома. 11. Москва. Зимние сумерки. Скоро шесть. Квартира Германа. 12. Дни поздней осени бранят обыкновенно.
Распределите односоставные предложения по группам: а) определённо-личные; б) неопределённо-личные; в) обобщённо-личные; г) безличные; д) назывные.

Слайд 33

Упражнение.
1) 45 минут. Диктант. Звонок. Перемена. Шум. Смех. Суета. 2) Море. Солнце. Небо. Облака. Ветер. Волны. Пароход.
Распространите назывные предложения с помощью согласованных и несогла-сованных определений. Используйте, где нужно, частицы вот, вон, уже, ну и, ай да, какой (-ая, -ое, -ие) и др.

Слайд 34


Развитие речи
1. Рассмотрите репродукции картин двух знаменитых русских художников (Ф. Васильева «Мокрый луг» и В. Поленова «Заросший пруд»). Прочитайте словесное описание одной из них. Определите, к какой картине оно относится. Раннее утро. Дымящееся болотце. Насыщенный влагой воз дух. Свинцовое небо с быстро бегущими облаками. Тревожный свет… И какая-то необъяснимая грусть… 2. Опишите вторую картину, используя назывные предложения.
В.Поленов «Заросший пруд»
Васильев Ф.А. «Мокрый луг»

Слайд 35


Упражнение
Шёпот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья.   Свет ночной, ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица.   В дымных тучках пурупур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слёзы, И заря, заря!..
1. Прочитайте стихотворение А. Фета. 2. Как вы думаете, почему в тексте нет глаголов? 3. Выпишите из текста существительные. Разберите их по составу, определите способ образования. 4. Какую картину рисует автор? Какие предложения для этого используются?

Слайд 36

Домашнее задание
§73; подготовить сообщение «Односоставные предложения»

Слайд 37

Рефлексия
- всё было интересно, работой доволен.
- понял, но хотел бы ещё поупражняться.
- было неинтересно.

Слайд 38

Источники
1. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. Г. Голь-цова, И.В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 7 изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» – РС», 2010.
Иллюстрации
D:\_Desktop\1\рисунки речь\teacher_pictures- teacher_6(2) c69128098ac6a9b41fc2c7641a0a86080efcd85e kisspng-national-primary-school-class-knowledge-day-clip-a-school-5ac262aa97fb07.0196436315226886826225 kisspng-square-academic-cap-graduation-ceremony-clip-art-p-ampquot-5c5cf1bd8d92e5.1574347915495950695799 boy-reading-vector-16050253 sm_full.aspx school-child-book-text-liceo-classico-books avatars.mds.yandex.net-get-pdb-996600-4f25abcf-d426-49cb-9fbf-a886074efc24-s1200-webp-false 8e98ceba9c550bfb1102f659cd1b7bd7--clipart-blonde https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/04bc/000d5eb3-4a9c32f6/img14.jpg https://data3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/3000000/2350000/2349335-b8f0b02f0a7d24ea.jpg https://ic.pics.livejournal.com/rus_blindern/51966455/33216/33216_600.gif https://data3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/3000000/2350000/2349353-fd240dcdb2074b26.jpg

Слайд 39


Работа учителя МОУ «Зимстанкская сош» п.Зимстан, Усть – Куломского района Республики Коми Кочановой Валентины Викентьевны