Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
По условиям контекста
Неполные:
Один или несколько членов предложения пропущены
! НО восстанавливаются из контекста
Полные:
присутствуют все необходимые члены предложения
Слайд 2
362. Выделите полные и неполные предложения. Как восстанавливается
пропущенный член предложения?
Я иду долиной. На затылке кепи. В лайковой перчатке смуглая рука.
Я утих. Годы сделали дело. Но того, что прошло, не кляну. 3. Спела
песню — начинает злиться, уж прошло гораздо больше суток, а — не
возвращается девица, это — плохо. Смерти — не до шуток. 4. Река
раскинулась. Течёт, грустит лениво и моет берега. 5. Пусть ночь.
Домчимся. Озарим кострами степную даль. 6. «Так вон оно что! А как
звать тебя?» — «Власом». — «А кой тебе годик?» — «Шестой миновал... »
7. Через полчаса я сел на своего доброго коня, а Савельич — на тощую
и хромую клячу...
Слайд 3
ТИРЕ В НЕПОЛНОМ
ПРЕДЛОЖЕНИИ
Слайд 4
В неполном предложении тире ставится:
1. пропущенный член (как правило, сказуе-мое) восстанавливается из текста самого предложения
Золою пахнет резеда и яблоком —
любовь... (А. Ахматова);
Для юношей открылись все дороги,
для старцев — все запретные
труды… (Н. Гумилёв);
2. в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого- либо члена
На сцене — две скамейки и несколько
кустов.
3) при отсутствии сказуемого:
Примечание. При отсутствии паузы тире может не ставиться:
На сцене две скамейки и несколько кустов.
Слайд 5
363. Спишите предложения, вставляя, где это необходимо, тире. Объясните
постановку или отсутствие знака.
Большинство писателей пишут по утрам, некоторые пишут и днём и очень немногие ночью. 2. Подымает мне в угоду всё одно и то же вновь: поверх моря непогоду, поверх сердца нелюбовь. 3. Одна тропка пошла влево, а другая прямо в лес. 4. Калиныч стоял ближе к природе; Хорь же к людям, к обществу... 5.В доме пусто. Я один. Рядом море на сотни миль. 6. Гулкий и быстрый выстрел ударил в темноте. За ним второй, третий. 7. Птицы сильны крыльями, а люди дружбой. 8. От учёного набирайся ума, а от мастера сноровки.
Слайд 6
Упражнение 1.
1. Найдите неполные предложения и восстановите пропущенные члены.
И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой. ...Таня дале; Старушка ей: «А вот камин; здесь барин сиживал один... Вот это барский кабинет; здесь почивал он, кофий кушал, приказчика доклады слушал и книжку поутру читал...» (А.С. Пушкин)
Слайд 7
Упражнение 2.
Спишите. Поставьте, где необходимо, тире в неполных предложениях. Объясните постановку знака.
1. Откуда-то появились два музыканта-еврея: один со скрипкой, другой с бубном 2. Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями 3. На дворе у него стояли верстаки: большой себе, а поменьше верстак для ребятишек.
Слайд 8
Упражнение 11.
Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире.
Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.
Слайд 9
Упражнение 5
Найдите контекстуальные неполные предложения. Укажите, какие члены предложения опущены.
1. Дела в булочной шли весьма хорошо, лично мои — все хуже (М. Горький).
2. Люди получше — любили его, похуже — боялись (М. Горький). 3. Багровые листья клена и желтые — берез лежали у ног женщины (М. Горький).
Слайд 10
Упражнение 6.
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните употребление тире. Найдите односоставные предложения.
В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г.. нцов с пальмовой веткой для извещения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав.. Ветки дуба — о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.
Слайд 11
Упражнение 11.
Составьте диалог на тему «Разговор по телефону», используя неполные предложения. Попробуйте вставить опущенные члены предложения. Выиграет ли от этого текст?
Слайд 12
Упражнение 12
Замените полные личные предложения неполными там, где это целесообразно. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. Мир освещается солнцем, а человек освещается знаниями. 2. Самолёт давно прилетел? — Самолёт давно прилетел. 3. Куда же птицы летят? — Птицы летят туда, где зимы не бывает. 4. Степь была золотисто-жёлтая, а небо было ярко-голубое.
Слайд 13
Домашнее задание
Составьте диалог на тему «В библиотеке». Проанализируйте структурные особенности диалога, обратите внимание на чередование полных и неполных предложений.
Слайд 14
Рефлексия
- всё было интересно, работой доволен.
- понял, но хотел бы ещё поупражняться.
- было неинтересно.
Слайд 15
Источники
1. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразователь-ных учреждений/ Н. Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 7 изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» – РС», 2010.
Иллюстрации
D:\_Desktop\1\рисунки речь\teacher_pictures- teacher_13(2)
47761785.tp25xcecpn.W665
telephone-clipart-answer-phone-116128-1238380
shkolnyiy-fon
100918-fdf50089e73b03f2
471756-5b34794c37c6674f
1835988-7df447e301a15c81
1841953-0488e9458e9e967d
Book-Bag
cropped-100871
exclamation-mark-red-hi
Слайд 16
Работа учителя МОУ «Зимстанкская сош»
п.Зимстан,
Усть – Куломского района
Республики Коми
Кочановой Валентины
Викентьевны