Презентация - Виды предложения по цели высказывания. Вопросительные. Повествовательные. Побудительные

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


I. Цели нашего общения различны: общаясь друг с другом, мы выражаем наши мысли и чувства, сообщаем, спрашиваем, иногда советуем, что-то просим, приказываем, то есть побуждаем кого-либо к действию.
Виды предложения по цели высказывания
вопросительные
повествовательные
побудительные

Слайд 2


Предложение может содержать в себе
Я пришел к тебе рассказать о том, что экскурсия удалась.
Сообщение
Вопрос
Ты придешь ко мне рассказать об экскурсии?
Приходи ко мне рассказать об экскурсии.
Побуждение

Слайд 3

Виды предложений по цели высказывания
Предложения по цели высказывания
вопросительные (содержит вопрос)
повествовательные (сообщение, рассказ )
побудительные (просьба, совет, приказ, побуждение)
Дети идут в школу?
Привет, ребята!
Вставай, пора в школу!
Дайте характеристику предложениям

Слайд 4

II. При произнесении повествовательных предложений голос у нас постепенно повышается, а в конце предложения, на последнем слове, понижается. В конце повествовательного предложения ставится точка, реже — восклицательный знак: Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей. (А. Пушкин); Как взмолится золотая рыбка! (А. Пушкин)

Слайд 5

III. Вопросительные предложения произносятся с вопросительной интонацией: голос повышается на том слове, которое содержит вопрос: Когда начнётся олимпиада по русскому языку? Когда начнётся олимпиада по русскому языку? Когда начнётся олимпиада по русскому языку? Когда начнётся олимпиада по русскому языку? В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак. Вопрос в предложении может быть выражен по-разному: ♦ вопросительными словами кто, что, какой, где, куда Идр.: А как Зват ь тебя? (Н. Некрасов) ♦ вопросительными частицами разве, ли и др.: Разве соревнования начнутся завтра? ♦ только вопросительной интонацией: Ты умеешь пользоваться Интернетом?

Слайд 6

106. 1. Прочитайте предложения. Какими средствами выражены в них вопросы?
1) Чем товарищи отличаются от друзей? 2) С чего, по-вашему, начинается дружба? 3) Кого вы назвали бы своим другом? Почему? 4) У вас есть такой друг, который не только всегда поддержит, но и скажет вам правду о вас?
2. Как бы вы ответили на эти вопросы?

Слайд 7

107. Прочитайте вслух предложение в левой колонке несколько раз так, чтобы вопрос соответствовал ответу в правой колонке.
Новый мультфильм понравился всем ребятам?
Да, понравился. Да, новый. Нет, не всем.

Слайд 8

108. 1. Прочитайте предложения с соответствующей интонацией. Какие это предложения по цели высказывания? Спишите предложения, графически покажите повышение и понижение голоса
Этот рассказ очень интересный. Этот рассказ очень интересный? Разве этот рассказ очень интересный?
2. Чем различается интонация повествовательного и вопросительного предложений? Какие средства не использованы для выражения вопроса в одном из вопросительных предложений?

Слайд 9

109. Переведите на изучаемый вами иностранный язык предложения: В ы го в о р и т е п о -р ус с к и ? Ч т о вы ск а за л и ? Одинакова или различна интонация этих предложений в русском и иностранном языках?

Слайд 10


Побудительные предложения произносятся по-разному: ♦ если они выражают совет или просьбу, то произносятся более низким тоном: Н е спеши языком, торопись делом; ♦ если они выражают приказ или требование, то произносятся более высоким тоном: Прекратите шуметь!  В конце побудительного предложения ставится точка или восклицательный знак.

Слайд 11


Прочитайте ещё раз текст, отмеченный цифрами I— IV. Расскажите, чем различаются повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Приведите примеры.

Слайд 12

1 1 0 . Побудительные предложения часто встречаются в пословицах и поговорках. Как вы думаете, почему? Прочитайте пословицы. Когда они употребляются? Чему учат?
Любишь кататься — люби и саночки возить. 2) Сделал дело — гуляй смело. 3) Семь раз отмерь — один раз отрежь. 4) Не зная броду, не суйся в воду. 5) Век живи — век учись. 6) Не хвали себя — есть умней тебя.

Слайд 13

1 1 1 . 1. Прочитайте правила работы за компьютером из учебника информатики. Найдите побудительные предложения. Что они выражают: требование, приказ, просьбу или совет?
Во время работы за компьютером нужно быть предельно внимательным. Не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей. Не размещайте на рабочем месте посторонние предметы. Не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры. При неполадках немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю. Неправильная посадка за компьютером может стать причиной боли в плечах и пояснице. Садитесь свободно, без напряжения. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте. При напряжённой длительной работе глаза переутомляются. Каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали. 2. Расскажите, как вы работаете за компьютером. Будет ли ваш рассказ отличаться от текста учебника? Какие предложения по цели высказывания вы употребите? Почему?

Слайд 14

113.1. Прочитайте отрывок из книги «Юности честное зерцало», в котором приведены некоторые правила поведения людей за столом. Эта книга появилась в 1717 году по приказу Петра I. Она содержала советы молодым людям дворянского происхождения, как держать себя в обществе, в семье, как добиваться успехов. Не хватай блюдо первым и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не сопи, когда ешь. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому. Ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пей, пока пищи не проглотил. Не облизывай пальцев и не грызи костей, но обрежь ножом. Хлеб, приложи к груди, не режь. Ешь, что пред тобой лежит, а дальше не хватай. Над едою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори. Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего. Вилками и ножиками по тарелкам, по скатерти или по блюду не черти и не стучи. 2. Многие из этих правил вам, конечно, известны. Напишите их, употребляя побудительные предложения. Озаглавьте текст.

Слайд 15

Домашнее задание.

Слайд 16

Рефлексия.
Светофор
Красный - побольше таких дел \ поучительно
Жёлтый -понравилось, но не всё \ интересно.
Зелёный- не понравилось \ скучно.

Слайд 17

Источники:
Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. — 4-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — (Инновационная школа).
Иллюстрации

Слайд 18

Работа Кочановой Валентины Викентьевны, учителя МОУ «Зимстанская сош», п.Зимстан, Усть – Куломского района, Республики Коми