Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
I. Цели нашего общения различны: общаясь друг с другом, мы выражаем
наши мысли и чувства, сообщаем, спрашиваем, иногда советуем, что-то просим, приказываем, то есть побуждаем кого-либо к действию.
Виды предложения по цели высказывания
вопросительные
повествовательные
побудительные
Слайд 2
Предложение может содержать в себе
Я пришел к тебе рассказать о том, что экскурсия удалась.
Сообщение
Вопрос
Ты придешь ко мне рассказать об экскурсии?
Приходи ко мне рассказать об экскурсии.
Побуждение
Слайд 3
Виды предложений по цели высказывания
Предложения по цели высказывания
вопросительные
(содержит вопрос)
повествовательные
(сообщение, рассказ )
побудительные
(просьба, совет,
приказ, побуждение)
Дети идут в школу?
Привет, ребята!
Вставай, пора в школу!
Дайте характеристику предложениям
Слайд 4
II. При произнесении повествовательных предложений голос у нас постепенно повышается, а в конце предложения, на последнем слове, понижается. В конце повествовательного предложения ставится точка, реже — восклицательный знак:
Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей. (А. Пушкин);
Как взмолится золотая рыбка! (А. Пушкин)
Слайд 5
III. Вопросительные предложения произносятся с вопросительной интонацией: голос повышается на том слове, которое содержит вопрос: Когда начнётся олимпиада по русскому языку? Когда начнётся олимпиада по русскому языку? Когда начнётся олимпиада по русскому языку? Когда начнётся олимпиада по русскому языку? В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак. Вопрос в предложении может быть выражен по-разному: ♦ вопросительными словами кто, что, какой, где, куда Идр.: А как Зват ь тебя? (Н. Некрасов) ♦ вопросительными частицами разве, ли и др.: Разве соревнования начнутся завтра? ♦ только вопросительной интонацией: Ты умеешь пользоваться Интернетом?
Слайд 6
106. 1. Прочитайте предложения. Какими средствами выражены в них вопросы?
1) Чем товарищи отличаются от друзей? 2) С чего, по-вашему, начинается дружба? 3) Кого вы назвали бы своим другом? Почему? 4) У вас есть такой друг, который не только всегда поддержит, но и скажет вам правду о вас?
2. Как бы вы ответили на эти вопросы?
Слайд 7
107. Прочитайте вслух предложение в левой колонке несколько раз так, чтобы вопрос соответствовал ответу в правой колонке.
Новый мультфильм понравился всем ребятам?
Да, понравился. Да, новый. Нет, не всем.
Слайд 8
108. 1. Прочитайте предложения с соответствующей интонацией. Какие это предложения по цели высказывания? Спишите предложения, графически покажите повышение и понижение голоса
Этот рассказ очень интересный. Этот рассказ очень интересный? Разве этот рассказ очень интересный?
2. Чем различается интонация повествовательного и вопросительного предложений? Какие средства не использованы для выражения вопроса в одном из вопросительных предложений?
Слайд 9
109. Переведите на изучаемый вами иностранный язык предложения:
В ы го в о р и т е п о -р ус с к и ?
Ч т о вы ск а за л и ?
Одинакова или различна интонация этих предложений в русском и иностранном языках?
Слайд 10
Побудительные предложения произносятся по-разному: ♦ если они выражают совет или просьбу, то произносятся более низким тоном:
Н е спеши языком, торопись делом; ♦ если они выражают приказ или требование, то произносятся более высоким тоном:
Прекратите шуметь! В конце побудительного предложения ставится точка или восклицательный знак.
Слайд 11
Прочитайте ещё раз текст, отмеченный цифрами I— IV. Расскажите, чем различаются повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Приведите примеры.
Слайд 12
1 1 0 . Побудительные предложения часто встречаются в пословицах и поговорках. Как вы думаете, почему? Прочитайте пословицы. Когда они употребляются? Чему учат?
Любишь кататься — люби и саночки возить.
2) Сделал дело — гуляй смело.
3) Семь раз отмерь — один раз отрежь.
4) Не зная броду, не суйся в воду.
5) Век живи — век учись.
6) Не хвали себя — есть умней тебя.
Слайд 13
![Виды предложения по цели высказывания. Вопросительные. Повествовательные. Побудительные, слайд 13](/files/37695/268/13.jpg)
1 1 1 . 1. Прочитайте правила работы за компьютером из учебника информатики. Найдите побудительные предложения. Что они выражают: требование, приказ, просьбу или совет?
Во время работы за компьютером нужно быть предельно внимательным. Не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей. Не размещайте на рабочем месте посторонние предметы. Не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры. При неполадках немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.
Неправильная посадка за компьютером может стать причиной боли в плечах и пояснице. Садитесь свободно, без напряжения. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте. При напряжённой длительной работе глаза переутомляются. Каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали. 2. Расскажите, как вы работаете за компьютером. Будет ли ваш рассказ отличаться от текста учебника? Какие предложения по цели высказывания вы употребите? Почему?
Слайд 14
![Виды предложения по цели высказывания. Вопросительные. Повествовательные. Побудительные, слайд 14](/files/37695/268/14.jpg)
113.1. Прочитайте отрывок из книги «Юности честное зерцало», в котором приведены некоторые правила поведения людей за столом. Эта книга появилась в 1717 году по приказу Петра I. Она содержала советы молодым людям дворянского происхождения, как держать себя в обществе, в семье, как добиваться успехов. Не хватай блюдо первым и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не сопи, когда ешь. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому. Ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пей, пока пищи не проглотил. Не облизывай пальцев и не грызи костей, но обрежь ножом. Хлеб, приложи к груди, не режь. Ешь, что пред тобой лежит, а дальше не хватай. Над едою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори. Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего. Вилками и ножиками по тарелкам, по скатерти или по блюду не черти и не стучи. 2. Многие из этих правил вам, конечно, известны. Напишите их, употребляя побудительные предложения. Озаглавьте текст.
Слайд 15
Домашнее задание.
Слайд 16
Рефлексия.
Светофор
Красный - побольше таких
дел \ поучительно
Жёлтый -понравилось, но не всё \
интересно.
Зелёный- не понравилось \
скучно.
Слайд 17
Источники:
Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. — 4-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — (Инновационная школа).
Иллюстрации
Слайд 18
Работа Кочановой Валентины Викентьевны,
учителя МОУ «Зимстанская сош», п.Зимстан,
Усть – Куломского района,
Республики Коми