Презентация - Невосклицательные и восклицательные предложения

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Невосклицательные и восклицательные предложения

Слайд 2


В своей речи мы не только сообщаем и спрашиваем о чём-либо, побуждаем к какому-либо действию. Мы выражаем свои чувства: радость, восторг, гнев, досаду, печаль, удивление, иначе говоря, эмоции.
В устной речи мы передаём эти чувства словами, мимикой, жестами и особой интонацией. Эту интонацию называют восклицательной.
Предложения по эмоциональной окраске
.
Восклицательные
Невосклицательные
выражают сильные чувства и произносятся с восклицательной интонацией На конце таких предложений ставится Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения: Прекрасная погода! Что же нам делать?!
произносим спокойным тоном На конце невосклицательных предложений ставится : Сегодня хорошая погода.

Слайд 3


II. В восклицательных предложениях могут употребляться специальные слова: какой, что за и как. Эти слова обычно ставятся в начале предложения. Какое богатство мудрости и добра рассыпано по книгам всех народов! (Л. Толстой); Ах, что за ребёнок, что за юла такая! (И. Гончаров); Как прекрасна весна! (А.Плеще-ев); Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! ( Е. Баратынский). Всегда восклицательными бывают некоторые высказывания, от носящиеся к речевому этикету: Алло! Здравствуйте! Привет! До свидания! Счастья всем!

Слайд 4

1 1 4 . Прочитайте предложения выразительно, передавая чувства мимикой, жестами, интонацией. Повышайте голос на самом важном по смыслу слове. Одинаково ли вы прочитаете эти предложения? Почему? Какие эти предложения по цели высказывания?
1) Мороз и солнце: день чудесный! (А. Пушкин ) 2) Весна, весна! как воздух чист! Как ясен небосклон! (Е . Баратынский) 3) Звени, звени, златая Русь! (С. Есенин ) 4) Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, тёмно-голубые? (А.К . Толстой) 5) Посмотри! Блеснуло солнце... (А. Плещеев) 6) Не привыкайте к чудесам — дивитесь им, дивитесь! (В . Шефнер)

Слайд 5

1 1 5. Прочитайте выразительно отрывок из повести «Баранкин, будь человеком!». Сколько в нём восклицательных предложений? Какие эти предложения по цели высказывания? Стоит мне появиться в классе, только и слышу от Фокиной: «Ой, Баранкин, будь человеком! Не вертись, не списывай, не груби, не опаздывай!..» В школе будь человеком! На улице будь человеком! Дома будь человеком! А отдыхать когда же?! И где взять время для отдыха? Немного свободного времени ещё, конечно, можно выкроить, а вот где найти для отдыха такое местечко, чтобы тебе абсолютно никто не мешал заниматься всем, что твоей душе угодно? И здесь мне пришла в голову та невероятная идея, которую я уже давно тайно от всех вынашивал в своей голове. А что, если взять и попытаться её осуществить! Сначала надо обо всём рассказать Косте Малинину. А может быть, не стоит?.. Нет, стоит! Расскажу! А там будь что будет! (По В . М е д в е д е в у )

Слайд 6


1 1 6 . Прочитайте сначала невосклицательные предложения, затем восклицательные, выражая радость, восхищение, сильное удивление, вопрос, досаду. 1) Заслуженная победа. Заслуженная победа! Заслуженная победа?! 2) В лесу родилась ёлочка. В лесу родилась ёлочка! В лесу родилась ёлочка?! 3) Уроков не будет. Уроков не будет! Уроков не будет?!

Слайд 7


Сравнить четыре предложения: Пожалуйста, расскажи мне осеннюю сказку. Кто стучится в дверь ко мне? Наступила осень. Наконец-то наступила настоящая осень! Как называются такие предложения?

Слайд 8

Запишите предложения, распределяя их в два столбика:
побудительные.повествовательные.
.
Перестань сейчас же! От твоей музыки уши болят! Уходи отсюда со своей противной трубой! Я протестую! Нет такого правила, чтобы по два раза в день умываться!

Слайд 9

Самостоятельная проверочная работа. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Над предложениями укажите их вид по цели высказывания и интонации.
Хорошо в лесу ранней весной. В полдень идеш.. по тр..пинке между зазеленевших деревьев. Но что это Лес огл.шается птич..им гомоном. Это п..рнатые сп..шат устроить свои ж..лища. Берегите птиц Не разоряйте леса и гнезда.

Слайд 10

Домашнее задание.
Выучить теоретический материал: §21, с. 92. Задания на выбор: Составить тест Подготовиться к словарному диктанту, с.94

Слайд 11

Рефлексия.
Светофор
Совсем не понятно
Надо повторить ещё раз
Всё легко и просто

Слайд 12

Источники:
Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. — 4-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — (Инновационная школа).
Иллюстрации
5b188e0aeafb4fd22f0fc49a600df635 depositphotos_17593113-stock-photo-red-exclamation-mark-in-the D:\_Desktop\1\рисунки речь\teacher_pictures_ teacher_6(2) 9ab7aa2e06427cb59e5c1362e6845038 1210_201503171052 depositphotos_109220072-stock-illustration-vector-school-concept-icons

Слайд 13


Работа Кочановой В.В., учителя МОУ «Зимстанкская сош» п.Зимстан, Усть – Куломского района, Республики Коми