Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МБОУ Кишкинская средняя школа Большемурашкинского района Нижегородской области
Виды сложного предложения.
Трудные случаи постановки запятых в сложных предложениях.
11 класс
Учитель:
Косарева Елена Вячеславовна
2023 год
Слайд 2
Языку мы учимся
и должны учиться непрерывно до последних дней жизни.
К.Г. Паустовский
Слайд 3
Орфоэпическая разминка
Минутка для шутки
Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).
Слайд 4
Исправьте речевые и грамматические ошибки в предложениях
1.У князя в сакле собрались много народу.
2. Шекспира следует изучать в школе более глубже.
3.Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте.
4. В жаркий день приятно бродить по теневым аллеям.
5.Она была очень эффективной женщиной.
Слайд 5
Паронимы (сходные по звучанию, но не совпадающие по значению слова)
Теневой – тенистый
Эффектный – эффективный
Слайд 6
Теневой
1) находящийся в тени, менее освещённый.
Теневая сторона дома заросла диким виноградом.
2) неблагоприятный, отрицательный. (Переносное)
В этом деле есть свои теневые стороны.
Тенистый
обильный тенью
Мы зашли в тенистый старый сад.
Слайд 7
Эффективный
Дающий эффект, действенный.
Этот лекарственный препарат самый эффективный.
Эффектный
Производящий эффект (впечатление).
На ней был эффектный костюм.
Слайд 8
Сложное предложение.
Виды сложного предложения
Виды сложного предложения. Трудные случаи постановки запятых в сложных предложениях
Слайд 9
В каком вариант ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1.Петька очень боялся идти в воду(1) но (2) когда (3) вошёл (4) то не хотел вылезать из неё(5) и делал вид (6) что плавает. (Л.Андреев)
1) 1,3,6 2) 1,2,3,6 3) 1,4,6 4) 1,2,3,4,6
2. От тяжести Сенькиного тела дерево опускалось все ниже и ниже (1) и (2) когда (3) Ванин достиг середины (4) оно качнулось, выскользнув из-под ног разведчика. (М.Алексеев)
1) 1,2,3,4 2) 1,2,4 3) 2,3,4 4) 1,3,4
3. Пулемета мы тоже не нашли (1) и (2) если бы моя бабка узнала об этом (3)она бы сказала (4) что бог нас хранил. (А.Кузнецов)
1) 1,2,3,4 2) 2,3,4 3) 1,3,4 4) 1,2,4
4.Пора было уезжать (1) и (2) когда за нами пришли из города автобусы (3) мы поняли (4) как жаль расставаться с озером.
1) 1,3 2) 2,3 3) 1,4 4) 1,2,3,4
Слайд 10
В каком вариант ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
5.Слышно было (1) как в саду шагал садовник (2) и (3) как скрипела его тачка.
1) 1 2) 1, 2 3)1, 2,3
6.Она сказала ему(1)что(2)если он болен(3)надо лечиться.
1)1,2,3 2)2, 3 3)1,3
7.В начале апреля уже шумели скворцы (?) и летали бабочки.
8.Казалось (1) дождь закончится (2) и солнце выглянет из-за туч.
Слайд 11
Работа с текстом
(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках.
(2)Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно.
(3)Инвалид принялся заправлять постели.
(4)Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, - привык, видать, заниматься домашними делами.
(5)Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.
(6) - Мурочка! (7)Всё в порядке, - известил он даму и присел к столику.
(8)Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: «Вот как он меня любит!»
(9)Инвалид по-собачьи преданно перехватил её взгляд.
(10)Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила:
(11)- Ну, хорошо, хорошо! - (12)Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.
(13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку - не получилось. (14)Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её.
(15)- Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16)Что ты возишься? - строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил.
(17)Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18)Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. (19)Познакомились. (20)Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.
(21)Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку. (22)И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23)Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно. (По В. Астафьеву)
Слайд 12
Домашнее задание.
Напишите сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по тексту В.Астафьева, используя различные виды сложных предложений.