Презентация - Интонация

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Облако, ты заслоняешь мне землю. Отодвинься, пожалуйста!
Как бы не так! Мне тоже хочется посмотреть вниз!

Слайд 2

Мне бы хотелось, чтобы пошел дождь.
Почему?
Я люблю, когда мокрая листва блестит под лучами солнышка.

Слайд 3

Интонация ̶ выразительное понижение или повышение голоса в разговоре.-
Речь никогда не звучит на одной ноте. Она то понижается, то повышается.
Какой фактор оказывает на нее влияние?
Интонация – очень сложное явление.
Её нельзя оставить неизменной.

Слайд 4

Интонация предложения

Слайд 5


На уроке мы…
познакомимся с интонацией;
изучим компоненты интонации;
будем интонировать предложение.

Слайд 6

Рассмотрим примеры речевых интонаций.
повествовательные предложения
Имеют восходяще-нисходящую интонацию; тон голоса сначала повышается (повышений может быть несколько), а к концу предложения понижается. Наиболее важное по смыслу слово обычно помещается в конец предложения

Слайд 7

Рассмотрим примеры речевых интонаций.
вопросительные предложения
Куда ты мчишься, гордый конь?
Разве рыба здесь ловится?
Тон голоса повышается на самом важном для смысла слове, которое может занимать любое место в предложении. В зависимости от места этого слова интонация может быть восходящей, нисходящей, или восходяще-нисходящей.

Слайд 8

Интонация вопросительных предложений состоит в повышении тона на слове, на которое падает логическое ударение:
̶ Я пойду в кино?
̶ Я пойду в кино?
̶ Я пойду в кино?

Слайд 9

Рассмотрим примеры речевых интонаций.
восклицательная интонация
Пойдем в парк!
Там красиво! Тихо!
Не хочется уходить оттуда!

Слайд 10

Рассмотрим примеры речевых интонаций.
интонация разделения
Мы посетим или театр, или музей.
интонация завершения
На этом позвольте закончить мое выступление.
Именно ты можешь нам помочь.
интонация выделения
Я прочел и «Алые паруса», и «Затерянный мир», и «Таинственный остров».
интонация перечисления
интонация предупреждения
Внимание! Внимание! Будьте внимательны и осторожны!
интонация пояснения
Подлежащее ̶ главный член предложения, который обозначает предмет.
интонация звательная
Сынок! Иди сюда, малыш!

Слайд 11

Из чего же состоит интонация?
1. Логическое ударение, которое падает на самое важное слово.
Именно ты можешь мне помочь!
2. Голосовое понижение или повышение.
̶ Не бери эту книгу!
̶ Помолчи, пожалуйста!

Слайд 12

Из чего же состоит интонация?
3. Разный темп речи. Зависит от настроения и цели говорящего.
̶ Нет, ты совсем не прав. И я тебе это докажу. Не перебивай, я знаю, что ты хочешь сказать.
4. Тембр речи. Он может быть разным.
̶ А мы идем сегодня в кино! Ура!
̶ А я сегодня получил двойку…
̶ Какой ужас!

Слайд 13


Из чего же состоит интонация?
5. Паузы. Смысл высказываний зависит от них.
учебники?
Ты принес мне сегодня
Ты
принес мне сегодня учебники?
мне сегодня учебники?
Ты принес
Интонация в русском языке играет очень важную роль.

Слайд 14

До встречи на уроках русского языка!

Слайд 15

98. Прочитайте примеры, соблюдая интонацию конца предложения. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя нужные знаки препинания.
1)Что, Иванушка, невесел Что г..ловушку п..весил 2) Вот и двери ра..творились, Царь с царицей п..явились 3) Стало на небе т..мнеть; Воздух начал х..лодеть 4)Ну, Иван, садись скорее 5) На другой день утром рано Ра..будил конёк Ивана: «Гей! Хозяин, полно спать Время дело п..правлять»
П.Ершов «Конёк – горбунок»

Слайд 16

100. Рассмотрите рисунок. Подумайте, с какой интонацией могут произнести фразу «Здорово! Нечего сказать!» мама, сестра, приятель. Почему?

Слайд 17

101. Прочитайте скороговорки с разными интонациями.
1)От топота копыт пыль по полю летит. а)радостно, восторженно; б) раздраженно, недовольно. 2) На дворе трава, на траве дрова. а)грустно, б)радостно, в)равнодушно, г)восхищенно.
2. Сделайте вывод, от чего зависит выбор интонации.

Слайд 18

102. Прочитайте стихотворение так, чтобы стало понятно, как относятся к футболу мальчик, его тётя, мама, сестра.
Сказала тетя: Фи, футбол!  Сказала мама: Фу, футбол!  Сестра сказала: Ну, футбол...  А я ответил: Во, футбол!
2. Какие слова, кроме интонации, помогли показать отношение говорящих к футболу?

Слайд 19

Домашнее задание
Напишите пять лозунгов (восклицательных предложений с обращениями): о бережном отношении к школьному имуществу; о соблюдении чистоты и порядка в школе; об успеваемости учащихся; о бережном отношении к книге.

Слайд 20

Рефлексия
всё было интересно, работой доволен.
понял, но хотел бы ещё поупражняться.
- было неинтересно.

Слайд 21

До встречи на уроках русского языка!

Слайд 22

Источники:
Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. — 4-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — (Инновационная школа).
Иллюстрации
kisspng-animated-film-animation-education-animated-series-5af4436b755a34.3641026015259574834807 0092da6f1d4cd5f104ac12d37e2ad181.png 507753c4cfc0c94ead5d5671bf19409b--school-stuff-clipart 640373_1 68796021_1294230400_09 68796007_1294230198_02 68796011_1294230252_04 471756-5b34794c37c6674f