Презентация - Технология деятельностного метода из опыта работы учителя начальных классов

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Технология деятельностного метода из опыта работы учителя начальных классов АНО «СОШ «Гимназии им. Б.Пастернака» Актамировой В.А.

Слайд 2

Система наглядного обучения
Система развивающего обучения
Цель
Сознательное усвоение знаний
Готовность к саморазвитию
Метод
Объяснительно- иллюстра- тивный
Деятель- ностный

Слайд 3

Азбука теории деятельности Существуют три вида деятельности, отличающиеся отношением к норме (алгоритму) её выполнения: Самоопределение («хочу» и «могу» выполнить данную норму деятельности); Нормореализация (выполняю норму); Нормотворчество (составляю новую норму).

Слайд 4

Самоопределение предполагает соотнесение предложенной нормы (алгоритма) деятельности с актуальным уровнем способностей («могу») и системой ценностей («хочу»). Самоопределение бывает как положительным, так и отрицательным. При положительном самоопределении фиксируется наличие: 1) способностей к реализации данной нормы деятельности; 2) потребности к включению в эту деятельность.

Слайд 5

Нормореализация (исполнительская деятельность) предполагает воспроизведение известной нормы деятельности; её итогом является преобразованный продукт. Нормотворчество (управленческая деятельность) предполагает построение новой нормы деятельности на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Слайд 6

Технология организации учебного процесса в деятельностной парадигме Шаг 1. Организационный момент. Этот этап процесса обучения предполагает, с одной стороны, осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в деятельность. С другой – на этом этапе должно произойти положительное самоопределение к некоторой норме деятельности.

Слайд 7

Шаг 2. Самостоятельная деятельность по известной норме. На этом этапе актуализированная в сознании обучающегося известная норма деятельности N переводится в конкретное действие. Завершение этого этапа связано с появлением в деятельности затруднения, - то есть ситуации, в которой прежний алгоритм деятельности либо неприемлем, либо его использование приводит к большим временным затратам. Задача педагога на этом этапе процесса обучения – организация затруднения в деятельности обучаемого.

Слайд 8


Шаг 3. Реконструкция деятельности по известной норме N. На этом этапе происходит соотнесение действий с нормой N, кризис (невыполнимость) которой зафиксирован учеником. При этом норма фиксируется как вербально, так и знаково. Педагог, организуя этот этап деятельности, должен предусмотреть коммуникативное взаимодействие, результатом которого станет фиксирование в языке условий применимости известной нормы.

Слайд 9

Шаг 4. Критика известной нормы N. На этом этапе выявляется причина кризиса известной нормы N. Иными словами, устанавливается отличие ситуации, вызвавшей затруднение, от ранее известных ситуаций. Это отличие фиксируется вербально и объявляется учителем как тема урока.

Слайд 10

Шаг 5. Построение новой нормы деятельности N1. На этом этапе в коммуникативной форме строится проект деятельности в новой ситуации. Обсуждаются различные предложения и выбирается один алгоритм, который фиксируется как новая норма деятельности N1.

Слайд 11


Шаг 6. Использование нормы N1 для решения задания, вызвавшего затруднение. На этом этапе учебной деятельности обучаемый конкретизирует сформировавшийся образ N1 в деятельности по преодолению возникшего затруднения, проговаривая каждый выполненный шаг во внешней речи.

Слайд 12

Шаг 7. Фиксирование нормы N1 в языке. На этом этапе происходит фиксирование нормы N1 как вербально, так и знаково. В результате происходит оформление новой нормы, что создает понятийную основу для развития способностей к новому виду деятельности (т. е. к деятельности по норме N1).

Слайд 13

Шаг 8. Использование нормы N1 в типовых условиях. На этом этапе обучаемый самостоятельно выполняет типовые задания, требующие использования нормы N1 , и самостоятельно проверяет правильность решения.

Слайд 14

Шаг 9. Этап включения нормы N1 в систему понятий. На этом этапе обучения выявляются границы применимости нового понятия и выполняются задания, в которых использование нормы N1 предусматривается как промежуточный этап.

Слайд 15

Шаг 10. Этап тренировочных действий по ранее изученным нормам (повторение). На этом этапе выполняются как задания, предполагающие применения нормы N1, так и задания, тренирующие способность к использованию ранее изученных понятий.

Слайд 16

Шаг 11. Этап рефлексивного анализа деятельности на уроке. На этом этапе анализируются деятельностные шаги, выполненные учеником, и используемый при этом понятийный инструментарий. Структура деятельности и её результаты фиксируются в языке (вербально, знаково).

Слайд 17

Шаг 12. Этап фиксирования достижения поставленной цели и планирование корректирующих действий. На этом этапе соотносятся цель урока и результаты деятельности на этом уроке, фиксируется степень их соответствия, планируются дальнейшие действия по коррекции возникших затруднений, намечаются новые пути развития.

Слайд 18

Типология уроков деятельностного метода
Урок «открытия» нового знания Урок рефлексии Урок обучающего контроля Урок обобщения и систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Слайд 19

Урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода Урок математики во 2 классе. Тема урока: «Вычитание двузначных чисел с переходом через разрядную единицу»

Слайд 20

I.Самоопределение к деятельности (1-2 минуты) Цель: Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне «ХОЧУ» + «МОГУ»

Слайд 21

Вычитание с переходом через десяток (пройденная тема)
Решить примеры: 15-7= 16-8= 14-7= 11-4= 17-9= 15-8= Разбить примеры на группы. Что общего в этих примерах? Какие примеры на вычитание вы ещё умеете решать?

Слайд 22

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (4-5 минут) Цель: Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий АКТУАЛИЗАЦИЯ + ЗАТРУДНЕНИЕ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 23

Вычитание двузначных чисел без перехода через разряд (пройденная тема)
69-64 74-54 85-44 36-34 41-24 Решить примеры и записать ответы на своих листках

Слайд 24

Проблемная ситуация
41-24=?

Слайд 25

III. Постановка учебной задачи (2-3 минуты) Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока ГДЕ И ПОЧЕМУ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЦЕЛЬ УРОКА. ТЕМА УРОКА.

Слайд 26

IV. Построение проекта выхода из затруднения (10-11 минут) Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению КАК?

Слайд 27

Тема урока «Вычитание двузначных чисел 41 – 24»
Построение проекта выхода из затруднения

Слайд 28

Запишите пример в столбик
41 - 24 17
Где возможна ошибка при использовании этого приёма?

Слайд 29

V. Первичное закрепление во внешней речи (4-5 минут) Решение примеров по алгоритму Цель: Усвоение нового способа действий КОММЕНТИРОВАНИЕ, ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Слайд 30

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 минут) Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ! Я ОШИБСЯ, НО НАШЕЛ ПРИЧИНУ И ИСПРАВИЛ ОШИБКУ

Слайд 31

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
98 -19 54 - 17 50 + 30 68 + 23 47 + 38 76 - 18 29 – 9 95 - 20

Слайд 32

Самопроверка
.10 . 10 . 10 98 76 54 -19 - 18 -17 79 58 37 Найдите закономерность. Какой пример продолжает эту закономерность? Как записать ответ не считая?

Слайд 33

VII. Включение в систему знаний и повторение (4-5 минут) Цель: Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного ДОВЕДЕНИЕ ДО УРОВНЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО НАВЫКА РАНЕЕ СФОРМИРОВАННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Слайд 34

Включение в систему знаний и повторений
1. №6 стр. 24 Реши уравнения и сделай проверку 63 – Х = 27 Х – 48 = 24 2. № 9 стр. 25 Нарисуй схему, поставь вопрос к задаче и ответь на него: В детском саду 30 кукол, а грузовиков на 2 меньше.

Слайд 35

VIII. Рефлексия деятельности (2-3 минуты) Цель: Самооценка результатов деятельности осознание метода построения, границ применения нового знания ЧТО НОВОГО УЗНАЛИ? КАКИМ СПОСОБОМ? ГДЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ? КАКОВЫ РЕЗУЛЬТАТЫ (КЛАССА, МОИ)? ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ЕЩЕ?

Слайд 36

Итог урока. Рефлексия.
Какие новые примеры научились решать? Каким способом получили решение? Сформулируйте новый приём вычисления. Кто сегодня всех лучше помогал? Как оцениваете свою работу? Что ещё нужно сделать по новой теме?

Слайд 37

Домашнее задание
Расшифруйте название сказки в №7 стр. 25 №5 стр.24 Придумайте свой пример на новый случай вычитания. Решение запиши в столбик, нарисуй графическую модель.

Слайд 38

Работу выполнила
учитель начальных классов АНО «СОШ «Гимназия им. Бориса Пастернака Актамирова Валентина Александровна