Презентация - Школа должна любить ребёнка, тогда он полюбит школу

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


«Школа должна любить ребёнка, тогда он полюбит школу» В.А. Сухомлинский

Слайд 2


Содержание
1. Введение. 2. Основная часть. 2.1 Биография Ш.А. Амонашвили. 2.2. Что такое гуманная педагогика? 2.3. Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш. А. 3. Практические результаты. 3.1. Педагогические приемы Амонашвили Ш. А., используемые в образовательном процессе. 4. Заключение. 5. Список литературы.

Слайд 3


Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш. А.

Слайд 4


Дари себя детям! Из «Заповедей» Амонашвили Ш. А.
Амонашвили Шалва Александрович - известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеолог ей его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного принципах гуманно-личностной педагогики».

Слайд 5


Что такое гуманная педагогика?
«Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах».
Амонашвили Ш. А.

Слайд 6


Основные идеи гуманно-личностной педагогики
1. Воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала, способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.
2. Идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.
3. Образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.

Слайд 7

Классификационные параметры технологии Ш. А. Амонашвили
По уровню применения:
общепедагогическая
По философской основе:
гуманистическая + религиозная
По основному фактору развития:
социогенная + биогенная
По концепции усвоения:
ассоциативно-рефлекторная
По ориентации на личностные структуры:
эмоционально-нравственная
обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человекоориен-тированная
По характеру содержания:
По типу управления:
система малых групп
По организационным формам:
традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации
По подходу к ребёнку:
гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу:
объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества .
По категории обучаемых:
массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям

Слайд 8


Целевые ориентации
Способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств
Облагораживание души и сердца ребенка
Идеал воспитания - самовоспитание
Развитие и становление познавательных сил ребенка
Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений

Слайд 9


Основные принципы технологии
Любить ребёнка
Очеловечивать среду, в которой живет ребёнок
Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке.
Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность. Учитель должен внести ясность во все эти сферы, преобразовать их в интересах воспитания ребенка.
Прожит в ребенке своё детство
Глубокое изучение жизни ребенка, движений его души возможно только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе.

Слайд 10


Основные концептуальные положения технологии
Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.
Ребенок как явление несет в себе жизненную линию, которой он должен служить.
Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.
Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.

Слайд 11


Особенности содержания технологии
Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей.
Урок-творчество
Урок-труд
Урок-радость
Урок-игра
Урок-дружба
Урок-встреча
Урок-солнце
Урок-жизнь

Слайд 12


Важнейшие умения и способности и соответствующие им уроки
Шахматы
Познавательное чтение
Постижение прекрасного
Духовная жизнь
Письменно-речевая деятельность
Уроки о природе
Планирование деятельности
Осмысление высоких духовных материй и ценностей
Лингвистическое чутье
Смелость и выносливость
Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь, Смерть и др.
Уроки родного языка
Общение
Математическое воображение
Постижение красоты всего окружающего
Иноязычная речь
Музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.
Осмысление высоких математических понятий
Бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др.

Слайд 13


Особенности методики
Гуманизм
Индивидуальный подход
Резервы семейной педагоги
Учебная деятельность
Мастерство общения

Слайд 14

Оценивание деятельности детей
Использование отметок очень ограничено, ибо отметки - это «костыли хромой педагогики».
Качественное оценивание
Характеристика
Пакет результатов
Самооценка
Обучение самоанализу

Слайд 15

Основные установки учителя гуманного педагогического процесса
Опоры в ребёнке
Руководящие принципы учителя
Стремление к развитию; стремление к взрослению; стремление к свободе
Принцип очеловечивания среды вокруг ребенка; принцип уважения личности ребенка; принцип терпения в становлении ребенка
Личностные качества учителя
Заповеди учителя
Доброта, откровенность и искренность, преданность
Верить в безграничность ребенка; верить в свои педагогические способности; верить в силу гуманного подхода к ребенку
Законы учителя
Любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку

Слайд 16


Основные правила учителя
1. Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему «сорадость», сочувствие.
2. Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.
3. Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе, высказывайте ему пожелания, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут.
4. Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.
5. Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.
6. Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом.
7. Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое представление.
8. Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей, участвуйте в них.

Слайд 17


Педагогические приемы Амонашвили Ш. А., используемые в образовательном процессе

Слайд 18


Методы и приёмы стимулирования инициатив детей
1.Приёмы поддержки и помощи детям (жестикулирование, хоровые ответы, разрешение подсказки, одобрительные прикосновения к детям).
2.Приём «Секреты», раскрытия которых нужно ещё подождать.
3.Индивидуальная предварительная работа с детьми заведомо неуспешными.
4.Каждый урок начинать с «таинства общения», с «медитации» учителя и учеников, восхвалять солнце, день, природу.
5.Приём «Нашептывание ответов на ухо».
6. Приём «Опустите головы!». Цель: развить у учеников мышление без опоры на наглядность.
8. «Слова - подарки», слова, которые призывают к чему-то хорошему, доброму, нравственному, человечному, духовному, умному, мудрому.
7.Прием преднамеренной ошибки, когда учитель даёт ученикам возможность сделать ему замечание, помочь учителю, посочувствовать и пожалеть.

Слайд 19


Методы и приёмы стимулирования самостоятельного (творческого) проявления инициативы
1.«Уроки - инсценировки». Самые хорошие «постановки» рекомендуются «зрителями» для показа на «гастролях», то есть в других классах.
2.«Соавторство учебника», когда дети могут вносит поправки своей рукой в учебнике или вкладывать свои правила, задания, стихи, рассказы для учащихся следующих классов.
3.Самостоятельное творческое составление заданий (придумайте сложные задания сами).
4.Микропреподавание (учитель даёт возможность детям самостоятельно провести часть урока - «Кому сегодня быть учителем»).
5. Перенос содержания урока во все внеурочные формы работы с детьми, в том числе и на домашнее обсуждение с родителями.
7. Методы опережающего обучения.

Слайд 20


Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию личностно – ориентированной развивающейся модели массовой начальной школы и призван обеспечить среди прочих основных целей выполнение такой цели как ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Этой цели как нельзя лучше соответствует философская система Ш.А. Амонашвили «Гуманно – личностный подход к детям в образовательном процессе «Школа жизни».

Слайд 21


Список литературы
1.Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьника. -М., 1984. 2.Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М., 1988. 3.Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1988. 4.Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М., 1988. 5.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990. 6.Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М.: Знание, 1980. 7.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996 8.Амонашвили Ш.А. Созидая человека. - М., 1982. 9.Амонашвили Ш.А. Школа жизни // Учительская газета. -1996. - №15 - 23. 10.Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. - М., 1987. 11.Уроки Шалвы Амонашвили // Советский Союз. -1987. - №7.