Презентация - Человек и общество

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Человек и общество
Вопросы кодификатора Подготовка к ЕГЭ

Слайд 2

1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) 1.2 Мировоззрение, его виды и формы 1.3 Виды знаний 1.4 Понятие истины, её критерии 1.5 Мышление и деятельность 1.6 Потребности и интересы 1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность 1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы 1.9 Основные институты общества 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры 1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки 1.12 Образование, его значение для личности и общества 1.13 Религия 1.14 Искусство 1.15 Мораль 1.16 Понятие общественного прогресса 1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ) 1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

Слайд 3

Общество в широком смысле
Обособившаяся от природы, но тесно с ней взаимосвязанная, часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей

Слайд 4

Макроструктура общества = общество как система
Включает отношения в области политической деятельности, руководит и управляет
Включает отношения, связанные с производством и потреблением материальных благ
Э
П
С
Д
Отношения складывающиеся в процессе создания, сохранения и освоения духовных благ
Включает отношения между различными социальными общностями и группами
Сферы тесно связаны друг с другом

Слайд 5

Основные институты общества
Социальный институт- специфическое общественное образование, созданное для удовлетворения важнейших потребностей человеческого общества. Социальный институт – устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемая нормами, традициями и направленная на удовлетворение потребностей общества
потребности

Слайд 6

Типы социальных институтов
Типы институтов.Конкретный социальный институт (примеры).Какие потребности удовлетворяет
Экономические.Производство Рынок Собственность Банки.Создание материальных благ Добывание средств существования
Политические.Государство Гражданское общество Институт власти.Потребность в безопасности Поддержание социального порядка
Институт семьи.Семья Брак воспитание.Продолжение рода 2. Социализация
Культурные.Наука Образование Религия.Передача опыта Духовные потребности

Слайд 7

Понятие общественного прогресса
В XVIII в французский философ-просветитель Жан Антуан Кондорсе вводит в оборот понятие «прогресс»
Человечество в целом не регрессировало, но его движение могло задерживаться и останавливаться, что называется стагнацией
Имеет пространственную и временную характеристику – регресс в развитии конкретной страны, цивилизации

Слайд 8

Противоречивость прогресса и его критерии
Процесс развития общества противоречив: в нем можно обнаружить как прогрессивные явления, так и регрессивные
Критерии прогресса 1(.) Мера свободы, т.е. степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. 2(.) Универсальный критерий- прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма, т.е. признанию ЧЕЛОВЕКА высшей ценностью
?

Слайд 9

Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Элвин Тоффлер (род.1928) американский социолог и футуролог
ВОЛНЫ ТОФФЛЕРА

Слайд 10


Традиционное (аграрное) общество.Индустриальное общество.Постиндустриальное (информационное) общество
Тесная связь с природой С/х- доминанта в экономике Устойчивость обычаев и традиций Низкая степень урбанизации Корпоративность, иерархичность социальной структуры Тесная связь человека с первичным коллективом.Потребительское отношение к природе→ экологические проблемы Промышленность – доминанта в экономике. Массовое производство Формирование массовой (интернациональной по характеру) культуры Преобладание городского населения над сельским Разрушение сословных привилегий Высокая социальная мобильность.1.Широкое применение информационных технологий 2. Информация превращается в фактор производства 3. В экономике преобладающей становится сфера услуг 4. Происходит децентрализация производства→гибкое мелкосерийное производство 5. Высокая социальная мобильность 6. Правовое государство

Слайд 11


Глобальные проблемы современности
«globus» – лат. Земной шар – общепланетарные проблемы, имеющие общечеловеческую значимость и затрагивающие жизненные интересы огромных масс людей.
?
Проблема ограниченности ресурсов – уменьшение запасов сырья и продовольствия
Экологическая проблема – сохранение окружающей среды и поддержания природного баланса
Демографическая проблема – резкий рост численности населения Земли.
Проблема бедности («Север – Юг») – резкая разница экономического развития между богатыми странами и бедными.
Проблема сохранения мира – распространение оружия массового поражения.

Слайд 12

Природа человека
Ч
Биологическое начало инстинкты биологическая программа развития анатомия, физиология € к высшим млекопитающим
Социальное начало деятельность общение мышление речь
Психическое начало внутренний мир человека характер эмоциональная сфера
Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготавливать орудия труда

Слайд 13

Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают
Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей; понятие подчеркивает наличие такой общности, как человеческий род
Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек
Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние)от других людей
1.Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества, субъект отношений и сознательной деятельности

Слайд 14

Отличие человека от животных
Животные
Человек
Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью
Используют только естественные орудия Поведение подчинено инстинктам Не обладают высокоразвитым мозгом и не умеют говорить

Слайд 15

Деятельность как способ существования людей
1.«Деятельность— форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта». 2. Деятельность- специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе с целью изменения и преобразования
S
Д
О
S
О
S
S

Слайд 16

Деятельность как способ существования людей
Субъект - тот, кто осуществляет деятельность (может быть человек, группа людей, организация, государственный орган.)
Объект - то, на что направлена деятельность (могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.)

Слайд 17

Потребности и интересы
Мотив
Деятельность
побудитель
То, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается
Потребность -переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности
Потребности Убеждения Эмоции Идеалы Интересы

Слайд 18

I классификация потребностей
Взаимосвязь

Слайд 19

II классификация потребностей Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу)
Вторичные, приобретенные
Первичные, врожденные

Слайд 20

Структура деятельности
М→Д=Ц+С+д=Р
Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата
Мотив – побудительная причина деятельности
Действия
это итог, продукт деятельности
Средства - это предметы труда, орудия труда, технологии

Слайд 21


Критерии для классификации.Виды деятельности
Отношение человека к окружающему миру.-Практическая- духовная
Исторический процесс.Прогрессивная – Регрессивная Созидательная - Разрушительная
Социальные нормы.Законная – Незаконная Моральная - Аморальная
Социальные формы объединения людей.Коллективная- массовая-индивидуальная
Способы существования.Однообразная, монотонная, шаблонная Инновационная, изобретательская, творческая
Сферы общественной жизни.Экономическая, политическая, социальная, духовная
Этапы становления и развития личности человека.Игра – учение – труд - общение

Слайд 22

Познавательная деятельность
Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является знание о мире; процесс поиска истины. Знание – результат познания, верное отражение действительности в мышлении человека; научные сведения.
мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания
С П О С О Б Ы П О З Н А Н И Я
Сенсуализм (эмпирики)
Чувственное познание (с помощью пяти основных чувств)
Ощущения
Восприятие
Представление
Рационализм (рационалисты)
Рациональное познание (с помощью мышления, разума)
Понятие
Суждение
Умозаключение

Слайд 23

Мировоззрение, его виды и формы
Мировоззрение- система взглядов человека на мир(природа, общество, человек) в целом; отношение человека к миру Функции: Ориентировочная Информационная Отражательно-оценочная
три основные формы
Мифология- форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Религия- форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Философия- особый, научно-теоретический тип мировоззрения, основано на знании (а не на вере)

Слайд 24

Типы(виды) мировоззрения
обыденное.религиозное.научное
1. Основывается на жизненном опыте. 2. Взгляды формируются стихийно. 3. Мало использует научный опыт.1.Основывается на религиозных учениях. 2. Недостаточное внимание к научным достижениям. 3. Тесно связано с духовными потребностями человека.1. Опирается на достижения науки. 2. Включает в себя научную картину мира

Слайд 25

Классификация мировоззрения
Прогрессивное и реакционное Обыденное, религиозное, научное, гуманистическое Теоцентризм, антропоцентризм, природоцентризм, социоцентризм, наукоцентризм

Слайд 26

Знание- результат познания.
Познание- деятельность, направленная на получение новых знаний. Существует субъект познания и объект познания. Объект познания- это те знания, которые познает субъект.

Слайд 27

Познаваем ли мы мир?
Проблема познаваемости происходит из реальных трудностей познания. В своих подходах к данной теме ученые разделились на оптимистов, пессимистов, скептиков. Пессимисты отрицают познаваемость мира. Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем. Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания. Все, кто признает познаваемость мира, рассматривают различные способы познавательной деятельности.

Слайд 28

Познание чувственное и рациональное
Уровни познания

Слайд 29

Слайд 30

Критерий (мерило) истины
ПРАКТИКА
Деятельность человека, направленная на преобразование им окружающего мира
Материальное производство
Накопленный опыт
Научный эксперимент
Не все идеи можно проверить на практике
Научная теория и логическое доказательство

Слайд 31

Культура и ее компоненты

Слайд 32

Формы культуры
Массовая – коммерческая, простая, доступная, для широкого круга, возникшая в 20 веке Элитарная (высокая) – не коммерческая, сложная, рассчитанная узкий круг потребителей Народная – анонимность, коллективность, первичность Экранная – видео, компьютеры

Слайд 33

Разновидности культуры
Доминирующая культура- культура, которую разделяют большинство членов того или иного общества Субкультура(от лат. Sub- под) – присуща конкретным социальным группам (молодежная, солдатская, детская и др.) Контркультура( от лат. Contra- против) – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре

Слайд 34

Функции культуры
Гуманистическая Кумулятивная функция направлена на накопление и сохранение опыта, полученного обществом Коммуникативная связана с передачей социального опыта, поэтому ее называют трансляционной, или информационной Познавательная(гносеологическая) Регулятивная связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей Интегрирующая обеспечивает целостность культуры и осознание этой целостности индивидами, принадлежащими к ней

Слайд 35


Мораль – совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в обществе, их обязанности друг перед другом и перед обществом
Опирается на
Авторитет общественного мнения
Нравственные убеждения личности
Основные нравственные понятия: добро, зло, долг, совесть , гуманизм. Золотое правило нравственности: поступай по отношению к другому, как к самому себе

Слайд 36

Понятие «общество» в узком смысле
Общество в узком смысле
определенный исторический тип общества
группа людей, объединенная общими интересами
конкретная страна
Общество книголюбов Педагогическое общество Общество собаководов
Европейское общество Российское общество Английское общество
Индустриальное общество Традиционное общество Архаичное общество

Слайд 37

Искусство как компонент культуры
Искусство- это сфера духовно-теоретической деятельности, которая направлена на художественное постижение и освоение мира
Мастерство
Творческая деятельность
Произведения искусства
Как и наука, искусство стремится выявить значимые свойства предметов и явлений, но представляет эти характеристики в виде конкретных чувственно-наглядных образах. Художественный образ –это чувственное воссоздание жизни автором

Слайд 38

Слайд 39

Наука как компонент культуры
Наука- это сфера творческой деятельности, направленная на получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний о природе, обществе, человеке. Наука –это определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров , научной деятельности ученых
Особенности:
Принцип объективности, т.е. изучение мира таким, какой он есть независимо от человека. Полученный результат не должен зависеть от мнений, пристрастий, авторитетов. Рационалистическая обоснованность. Системность знания (научное знание выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия). Проверяемость с помощью различных методов научного познания. Сочетание интеграции и дифференциации Универсальность Безграничность

Слайд 40

Методы научного познания
эмпирическое познание.теоретическое познание
наблюдение и эксперимент.научное моделирование, аналогия, абстрагирование
в отличие от наблюдения в ходе эксперимента исследователь может изолировать интересующий его предмет, подвергнуть его специальным воздействиям.моделью выступает научная гипотеза, то есть предположение, догадка

Слайд 41

Уровни научного познания
эмпирическое познание имеет дело с фактами, а также с законами, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации результатов наблюдений и эксперимента.теоретическое познание имеет дело с абстрактными научными законами, а также такими объектами, которые нельзя непосредственно наблюдать, к примеру -электроны, гены
Закон Архимеда.Закон всемирного тяготения, законы наследственности

Слайд 42


Функции науки
Познавательная Культурно-мировоззренческая Непосредственная производительная сила общества (включенность в производство, катализатор процесса совершенствования производства Социальная функция (данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития)

Слайд 43


Черты (принципы) образования
Образование – это целенаправленный процесс воспитания, обучения и развитие человека в интересах общества и государства гуманизация - потребности и интересы ребёнка, гуманистические ценности и идеалы гуманитаризация – увеличение количества гуманитарных предметов интернационализация – формирование единой системы образования для разных стран, взаимосвязь и партнерство различных систем образования непрерывность образования конкурентоспособность образования информатизация

Слайд 44


Уровни образования

Слайд 45

Религия – это система учений, верований и культовых действий, связанных с верой человека в Бога и сверхъестественные силы. Религия является социальным институтом
Сущностью религии является Вера в Бога – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом

Слайд 46

Функции религии
Мировоззренческая- создание религиозной картины мира Компенсаторная, снимающая социальное и душевное напряжение, помогает человеку преодолеть бессилие, страдания, болезни Воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению Коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих Интегрирующая Регулятивная Культурная

Слайд 47

Религия существует в различных формах

Слайд 48

Мировые религии

Слайд 49

Мировая религия— религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов Чтобы религия считалась мировой, она должна удовлетворять следующим критериям, предложенным ЮНЕСКО : 1.объединение крупной общности людей 2.наличие последователей во многих странах и среди различных народов

Слайд 50

Слайд 51

Общество в широком смысле
Обособившаяся от природы, но тесно с ней взаимосвязанная, часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей

Слайд 52

Макроструктура общества = общество как система
Включает отношения в области политической деятельности, руководит и управляет
Включает отношения, связанные с производством и потреблением материальных благ
Э
П
С
Д
Отношения складывающиеся в процессе создания, сохранения и освоения духовных благ
Включает отношения между различными социальными общностями и группами
Сферы тесно связаны друг с другом

Слайд 53

Основные институты общества
Социальный институт- специфическое общественное образование, созданное для удовлетворения важнейших потребностей человеческого общества. Социальный институт – устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемая нормами, традициями и направленная на удовлетворение потребностей общества
потребности

Слайд 54

Типы социальных институтов
Типы институтов.Конкретный социальный институт (примеры).Какие потребности удовлетворяет
Экономические.Производство Рынок Собственность Банки.Создание материальных благ Добывание средств существования
Политические.Государство Гражданское общество Институт власти.Потребность в безопасности Поддержание социального порядка
Институт семьи.Семья Брак воспитание.Продолжение рода 2. Социализация
Культурные.Наука Образование Религия.Передача опыта Духовные потребности

Слайд 55

Понятие общественного прогресса
В XVIII в французский философ-просветитель Жан Антуан Кондорсе вводит в оборот понятие «прогресс»
Человечество в целом не регрессировало, но его движение могло задерживаться и останавливаться, что называется стагнацией
Имеет пространственную и временную характеристику – регресс в развитии конкретной страны, цивилизации

Слайд 56

Противоречивость прогресса и его критерии
Процесс развития общества противоречив: в нем можно обнаружить как прогрессивные явления, так и регрессивные
Критерии прогресса 1(.) Мера свободы, т.е. степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. 2(.) Универсальный критерий- прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма, т.е. признанию ЧЕЛОВЕКА высшей ценностью
?

Слайд 57

Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Элвин Тоффлер (род.1928) американский социолог и футуролог
ВОЛНЫ ТОФФЛЕРА

Слайд 58


Традиционное (аграрное) общество.Индустриальное общество.Постиндустриальное (информационное) общество
Тесная связь с природой С/х- доминанта в экономике Устойчивость обычаев и традиций Низкая степень урбанизации Корпоративность, иерархичность социальной структуры Тесная связь человека с первичным коллективом.Потребительское отношение к природе→ экологические проблемы Промышленность – доминанта в экономике. Массовое производство Формирование массовой (интернациональной по характеру) культуры Преобладание городского населения над сельским Разрушение сословных привилегий Высокая социальная мобильность.1.Широкое применение информационных технологий 2. Информация превращается в фактор производства 3. В экономике преобладающей становится сфера услуг 4. Происходит децентрализация производства→гибкое мелкосерийное производство 5. Высокая социальная мобильность 6. Правовое государство

Слайд 59


Глобальные проблемы современности
«globus» – лат. Земной шар – общепланетарные проблемы, имеющие общечеловеческую значимость и затрагивающие жизненные интересы огромных масс людей.
?
Проблема ограниченности ресурсов – уменьшение запасов сырья и продовольствия
Экологическая проблема – сохранение окружающей среды и поддержания природного баланса
Демографическая проблема – резкий рост численности населения Земли.
Проблема бедности («Север – Юг») – резкая разница экономического развития между богатыми странами и бедными.
Проблема сохранения мира – распространение оружия массового поражения.