Презентация - Понятие о причастии

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Понятие о причастии
Урок русского языка в 7 классе
Подготовила: Бадарчи Светлана Бажиновна учитель русского языка и литературы МБОУ Сесерлигской средней школы Пий-Хемского кожууна
http://aida.ucoz.ru

Слайд 2

.
Красив, чудесен русский лес зимою! Ели, засыпанные снегом, надели дорогие теплые шубы. Лежащие под деревьями сугробы глубокие и чистые. Всюду сверкающий на солнце белый снег. (По И. Соколову-Микитову).

Слайд 3

Поразмышляем над словами, от каких слов и с помощью чего образованы слова
«сверкающий», «лежащие», «засыпанные»

Слайд 4

.

Слайд 5

Тема: «Причастие как часть речи»
Цель: изучить грамматические признаки причастий; уметь различать причастия и прилагательные

Слайд 6

Тип урока: урок усвоения новых знаний Цели урока: ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; формировать умения различать причастия и прилагательные; формировать умение в определении морфологических и грамматических признаков причастия; формировать умение опознавания причастий в предложении; обогащение словарного запаса за счёт использования причастий в речи; проверить знания, умения и навыки по теме «Причастие»;

Слайд 7

Снег
Белый сверкающий Глубокий сверкавший Пушистый лежащий Красивый переливающийся

Слайд 8

Найдите среди данных однокоренных слов только причастия, запишите
1) Синий, синеет, синеющий, синева. 2) Кружиться, кружившийся, круг, круглый. 3)Свет, светлый, освещать, освещенный. 4) Белый, белить, белизна, побелевший.

Слайд 9

Сравните два предложения
Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса. Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса.

Слайд 10

Запись в раздел словаря «Говори правильно»
Нач Авший, отнЯвший, поднЯвший.

Слайд 11

Причастие – морфологическая единица, которая обозначает при­знак предмета по действию и совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.

Слайд 12

Назовите признаки мяча: по форме, величине, назначению. Какие части речи мы используем для этого? (имена прилагательные: маленький, круглый,теннисный.) — Что можно сказать об этих прилагательных, какие признаки предмета — постоянные или временные — называют они? (Постоянные.) — Произведем с этим мячом некоторые действия. Какие признаки приобретает мяч? (Летящий, падающий, упавший — это признаки мяча по тем действиям, которые с ним совершаются.)

Слайд 13

— Постоянные эти признаки или нет? (Нет, падающий мяч — тот, который падает сейчас, время настоящее; упавший — тот, который упал, время прошедшее.)

Слайд 14

Запись на доске и в тетрадях:
Постоянный признак, изменяется по родам, числам и падежам. Временной признак(настоящее и прошедшее время),изменяется по родам, числам и падежам.

Слайд 15

ЗАПОМНИ: Причастие можно заменить сочетанием «местоим. который + глаг.», от которого образовано данное причастие (в настоящем или прошедшем времени). Желтеющий лист = лист, который желтеет Блестящий вдали огонёк – это огонёк, который блестит вдали А прилагательное можно заменить только синонимом прилагательного. Блестящий актёр – талантливый актёр

Слайд 16

На какие части речи похоже причастие?
Причастие имеет свойства прилагательного.Причастие имеет свойства глагола
Отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Изменяется по падежам Изменяется по числам, а в единственном числе по родам.Имеет совершенный и несовершенный вид Имеет настоящее и прошедшее время

Слайд 17

Имена прилагательные, как правило, образуются от существительных, причастия же — от глаголов. Слова теннисный (от сущ. теннис), летящий (от глаг. лететь). — Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным. Вывод: причастие обозначает признак предмета по действию,проявляющийся во времени; он не является постоянным. Какую часть речи поясняет прилагательное? А причастие? (Имя существительное мяч.) Как изменяются прилагательные? причастия? Вывод: прилагательные и причастия изменяются одинаково — по родам, падежам и числам.

Слайд 18

Синтаксический разбор предложения Морозы не могут сковать бушующую водную стихию. -Какими частями речи выражены определения?(Причастиями).

Слайд 19

На особенности причастия ещё в XVIII веке обратил внимание Михаил Васильевич Ломоносов.
О причастиях Ломоносов писал: "Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себя имени и глагола силу…" Иными словами, причастие совмещает в себе и признаки глагола, то есть действие предмета, и черты признака предмета. Именно поэтому к причастию можно задавать разные вопросы: "что делающий?" или "что делавший?" и "какой?". — Какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие? (Делается вывод о признаках прилагательного у причастия.)

Слайд 20

— Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова». Для этого замените в предложении один из глаголов причастием. О б р а з е ц: Холодный предутренний ветер прогнал остатки ночного тумана и растрепал нашу палатку.— Холодный предутренний ветер, прогнавший остатки ночного тумана, растрепал нашу палатку. 1) Солнце еще не вошло в силу и греет бережно и ласково. 2) Воздух еще не стал знойным и приятно освежает лицо.

Слайд 21

Закрепление материала: Подготовьте связный рассказ на тему : «Причастие»,ответив на вопросы: -что такое причастие; -что общего у причастия и прилагательного, -чем они отличаются; какова роль причастия в предложении.

Слайд 22

Проверочная работа. I в а р и а н т I. Найти словосочетание «прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Чернеющая пропасть; 4. спелый крыжовник; 2. черная ночь; 5. теплый дождь. 3. белого цвета; II. Найти словосочетание . «причас..+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Мокрый снег; 4. лаявшая собака; 2. синее небо; 5. темный горизонт. 3. поспевающий крыжовник; III. Найти словосочетание « прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Стоящий мальчик; 4. светлое небо; 2. засеянное поле; 5. собранные грибы. 3. летящая птица; IV. Найти словосочетание . «причас.+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Болотная вода; 4. мелкий брод; 2. горячая печь; 5. последний лист. 3. спеющая ягода;

Слайд 23

II в а р и а н т I. Найти словосочетание «прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Висящая лампа; 4. зеленеющая рожь; 2. висячая лампа; 5. летучая мышь; 3. летящая птица; 6. зеленый дуб. II. Найти словосочетание «прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Читающий мальчик; 4. скошенная трава; 2. читальный зал; 5. каменный дом; 3. созревающие зерна; 6. поющие птицы. III. Найти словосочетание . «причас.+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Нарастающий шум; 4. растаявший снег; 2. пожелтевшие листья; 5. низкие облака; 3. высохшая трава; 6. желтая рожь. IV. Найти словосочетание. «причас.+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Пахучее молоко; 4. кипящий раствор; 2. пахнувшее белье; 5. орудийные залпы; 3. молчаливые люди; 6. смотревший вперед.

Слайд 24


Выберите условные знаки, соответствующие вашей работе на уроке
!
- Мне всё понятно, я всё усвоил
?
- У меня есть вопросы
-
- Мне надо ещё раз всё повторить