Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Социометрическое исследование как метод выявления особенностей взаимоотношений в детском коллективе.
Подготовила:
педагог-психолог ГБДОУ №58
Баранова Лидия Ивановна
Слайд 2
Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Не от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть. Я. Корчак
Слайд 3
Социометрия – это в психологии отдельная отрасль для изучения межличностных отношений.
Существует много методик на определение межличностных отношений. Но не все они подходят для дошкольного возраста.
Однако, социометрическая техника, которую разработал Джекоб Леви Морено и метод наблюдения для диагностирования дошколят
вполне подойдут. При этом стоит отметить, что метод наблюдения не дает полной картины. Это скорее поверхностное исследование.
А социометрия как метод исследования позволяет заглянуть глубже в душу ребенка.
Слайд 4
Цель исследования:
А) измерение степени сплоченности разобщенности в группе;
Б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер (звезда)» группы и «изолированный»;
В) обнаружение внутригрупповых “союзов”.
Социометрия, как метод исследования детского коллектива.
Слайд 5
Значение «социометрических позиций»
«Звезда»- положительный социометрический статус, субъект получивший наибольшее количество выборов (5 и более выборов).
«Принятый»-положительный социометрический статус, достаточно популярный член группы (2-4 выборов).
«Непринятый» -неблагополучный социометрический статус. Имеет только отрицательные выборы или 1 выбор
«Изолированный»- неблагополучный социометрический статус, отсутствие любых выборов (0 выборов)
Слайд 6
Две противоположности
«Звезды»
«Изолированные»
Слайд 7
Формирование социометрического статуса
Психологические
факторы
Социальные
факторы
- Отношение ребенка к определенной социальной прослойке
- Долгое отсутствие в коллективе
- Адаптационный период
- Наличие физического дефекта развития
-Психологические особенности ,
-Застенчивость
-Чрезмерно заниженная или завышенная самооценка и уровень притязаний.
- Некоторые свойства темперамента.
- Отставание в психическом развитии.
Слайд 8
Социометрическая процедура в ДОУ
-Членам группы предлагается устно ответить на вопросы.
-Игровая форма проведения.
-Предъявление демонстрационного материала.
-В ходе процедуры отмечается в каком порядке происходил выбор.
Данное исследование имеет индивидуальный характер.
Слайд 9
методика
Условия проведения методики
Прежде всего, для получения более достоверной информации целесообразно использование не одной методики, а комплекса методов, включая наблюдение.
Во-вторых, диагностика должна проводиться тем человеком, с которым ребенок знаком
В-третьих, диагностирование должно проходить в знакомом помещении без посторонних людей, не должно быть даже воспитателя: только ребенок и специалист.
В-четвертых, все диагностирование должно проходить в игровой форме.
Ни в коем случае взрослый не должен комментировать ответы ребенка, как-то давить на него, подсказывать. Ребенок должен принимать решения самостоятельно.
Слайд 10
Социометрия для дошкольников:
"Два домика".
Перед ребенком кладется лист бумаги, с нарисованными домиками. Один красивый, красный, другой неказистый черный. Взрослый говорит ребенку: "Перед тобой два домика. Один красивый светлый уютный. В нем полно игрушек. Другой некрасивый черный. В нем темно и скучно. Кого из знакомых тебе детей ты пригласишь в красный домик? Кого в черный?"
Ребенку предлагается сделать три отрицательных и три положительных выбора. Не больше. Но взрослый не настаивает, если по каким-то причинам, ребенок не хочет никого селить в один из домиков.
Слайд 11
Социометрия для дошкольников:
Ребенку предлагают представить, что он является капитаном большого красивого корабля, который собирается в увлекательное путешествие. Затем следует задать следующие вопросы для социометрии: "Кого из друзей ты возьмешь с собой? Кого ты категорически не захочешь брать?“
Также три положительных и три отрицательных выбора.
"Капитан корабля".
Слайд 12
Социометрия для дошкольников:
"Подарок" или "Сюрприз".
Каждому ребенку в группе детского сада предлагают по три открытки, которые надо разложить в шкафчики раздевалки тем ребятам, с которыми их связывают теплые дружеские отношения. Но взрослый должен учесть, что кто-то из детей не получит ничего. Поэтому наготове должны быть лишние открытки, которые взрослый положит таким детям. Истинная картина фиксируется на листе, как и реакция детей.
Слайд 13
Обработка результатов
Слайд 14
табличный
графический
№.фамилия.1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.статус
1.В..+...+..+..+.+.звезда
2.А...+...-.+...+.принят
3.П.+....+...+...принят
4.У..+....+....+.принят
5.К..+.+....+....принят
6.Е.-......+....Принебрег.
7.Н........-.+..Принебрег
8.Ш...+...-...+.+.принят
9.Г..-...-...-...отверж
10.С...........изолирован
Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским. Социограмма состоит из нескольких окружностей, обычно равных количесву выборов. В центре социограммы размещаются лидеры, в следующих окружностях – остальные члены группы, по мере уменьшения количества выборов, полученных ими. Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Слайд 15
Изучение взаимоотношений между детьми было проведено в следующих группах: в старшей группе № 1 численностью 23 человека; в старшей группе № 2 численностью 23 человека; в подготовительной группе № 1 – 24 человека;в подготовительной группе № 2 – 23 человека.
Всего в исследовании приняло участие 93 ребенка.
По итоговому количеству выборов каждого ребенка определялось статусное положение каждого и шло распределение детей по условным статусным категориям:
-«звезда» - 5 и более выборов; I
-«принятые» - от 2-4 выборов; II
-«непринятые» - 1 выбор; III
-«изолированные» - 0 выборов.IV
Далее определялся уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группах: соотносилось число членов группы, находившийся в благоприятных статусных категориях (I - II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных категориях (III - IV).
Определение УБВ
- высокий (I+ II) больше (III+IV);
- средний (I+ II) равно (III+IV);
- низкий (I+ II) меньше (III+IV) .
Важным показателем является индекс «изолированности», т. е процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 20 % процентов).
Определение коэффициента взаимности осуществлялось по формуле: (КВ) : КВ = (Р1/Р)Х100%, где КВ - коэффициент взаимности; Р1 - число взаимных выборов; Р – общее число выборов, сделанное в исследовании. На основании определения статуса каждого члена группы делался вывод о наличии микрогруппы в коллективе. (КВ ниже 20% рассматривается как отрицательный показатель).
Слайд 16
Старшая группа № 1 (23 ребенка)
УБВ (уровень благополучия взаимоотношений) – высокий (15>8)
Индекс изолированности – 0
Коэффициент взаимности – (22/60х100%)= 37
Слайд 17
Старшая группа № 2 - 23 ребенка
УБВ (уровень благополучия взаимоотношений) – высокий (15>8)
Индекс изолированности – 4
Коэффициент взаимности – (21/61х100%)= 34
Слайд 18
Подготовительная группа № 1 - 24 ребенка
УБВ (уровень благополучия взаимоотношений) – высокий (14>10)
Индекс изолированности – 0
Коэффициент взаимности – (17/69х100%)= 24
Слайд 19
Подготовительная группа № 2 - 23 ребенка
УБВ (уровень благополучия взаимоотношений) – высокий (17>6)
Индекс изолированности – 0
Коэффициент взаимности – (24/66х100%)= 36
Слайд 20
Основные направления работы по сплочению детского коллектива
Создание ситуации публичной успешности «отверженным» и «изолированным»
Различные виды групповой деятельности
Слайд 21
Пути решения
Повышение уровня самооценки
Повышение уровня эмпатии
Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях
Повышение уровня самоконтроля
Формирование терпимости к мнению собеседника.
Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.
Слайд 22
Работа по сплочению
Этюды (проигрывание различных ситуаций)
Упражнения творческого и подражательного характера
Творческие игры
Совместные дидактические, развивающие игры
Мини- конкурсы
Моделирование и анализ заданных ситуаций
Импровизация
Совместное сочинение историй
Слайд 23
Список литературы:
Битянова М.Р. Социальная психология: Наука, практика и образ мыслей:учеб.пособие / М.Р. Битянова.-М.,2001 ( Серия «Кафедра психологии»)
Социальная психология малой группы: учеб.пособие/ Р. Л.Кричевский,
Е.М. Дубровская.-М., 2001
3. Петровский А.В. Личность,деятельность,коллектив/А.В.Петровский.-М.,1982
Слайд 24
Спасибо за внимание!