Презентация - Социометрическое исследование как метод выявления особенностей взаимоотношений в детском коллективе

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Социометрическое исследование как метод выявления особенностей взаимоотношений в детском коллективе. Подготовила: педагог-психолог ГБДОУ №58 Баранова Лидия Ивановна

Слайд 2

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий.  Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Не от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.                Я. Корчак

Слайд 3


Социометрия – это в психологии отдельная отрасль для изучения межличностных отношений. Существует много методик на определение межличностных отношений. Но не все они подходят для дошкольного возраста. Однако, социометрическая техника, которую разработал Джекоб Леви Морено и метод наблюдения для диагностирования дошколят  вполне подойдут. При этом стоит отметить, что метод наблюдения не дает полной картины. Это скорее поверхностное исследование. А социометрия как метод исследования позволяет заглянуть глубже в душу ребенка.

Слайд 4

Цель исследования: А) измерение степени сплоченности­ разобщенности в группе; Б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер (звезда)» группы и «изолированный»; В) обнаружение внутригрупповых “союзов”.
Социометрия, как метод исследования детского коллектива.

Слайд 5

Значение «социометрических позиций»
«Звезда»- положительный социометрический статус, субъект получивший наибольшее количество выборов (5 и более выборов). «Принятый»-положительный социометрический статус, достаточно популярный член группы (2-4 выборов). «Непринятый» -неблагополучный социометрический статус. Имеет только отрицательные выборы или 1 выбор «Изолированный»- неблагополучный социометрический статус, отсутствие любых выборов (0 выборов)

Слайд 6

Две противоположности
«Звезды»
«Изолированные»

Слайд 7

Формирование социометрического статуса
Психологические факторы
Социальные факторы
- Отношение ребенка к определенной социальной прослойке - Долгое отсутствие в коллективе - Адаптационный период - Наличие физического дефекта развития
-Психологические особенности , -Застенчивость -Чрезмерно заниженная или завышенная самооценка и уровень притязаний. - Некоторые свойства темперамента. - Отставание в психическом развитии.

Слайд 8

Социометрическая процедура в ДОУ
-Членам группы предлагается устно ответить на вопросы. -Игровая форма проведения. -Предъявление демонстрационного материала. -В ходе процедуры отмечается в каком порядке происходил выбор. Данное исследование имеет индивидуальный характер.

Слайд 9

методика
Условия проведения методики Прежде всего, для получения более достоверной информации целесообразно использование не одной методики, а комплекса методов, включая наблюдение. Во-вторых, диагностика должна проводиться тем человеком, с которым ребенок знаком В-третьих, диагностирование должно проходить в знакомом помещении без посторонних людей, не должно быть даже воспитателя: только ребенок и специалист. В-четвертых, все диагностирование должно проходить в игровой форме. Ни в коем случае взрослый не должен комментировать ответы ребенка, как-то давить на него, подсказывать. Ребенок должен принимать решения самостоятельно.

Слайд 10

Социометрия для дошкольников:
"Два домика".
Перед ребенком кладется лист бумаги, с нарисованными домиками. Один красивый, красный, другой неказистый черный. Взрослый говорит ребенку: "Перед тобой два домика. Один красивый светлый уютный. В нем полно игрушек. Другой некрасивый черный. В нем темно и скучно. Кого из знакомых тебе детей ты пригласишь в красный домик? Кого в черный?" Ребенку предлагается сделать три отрицательных и три положительных выбора. Не больше. Но взрослый не настаивает, если по каким-то причинам, ребенок не хочет никого селить в один из домиков.

Слайд 11

Социометрия для дошкольников:
Ребенку предлагают представить, что он является капитаном большого красивого корабля, который собирается в увлекательное путешествие. Затем следует задать следующие вопросы для социометрии: "Кого из друзей ты возьмешь с собой? Кого ты категорически не захочешь брать?“ Также три положительных и три отрицательных выбора.
"Капитан корабля".

Слайд 12

Социометрия для дошкольников:
"Подарок" или "Сюрприз".
Каждому ребенку в группе детского сада предлагают по три открытки, которые надо разложить в шкафчики раздевалки тем ребятам, с которыми их связывают теплые дружеские отношения. Но взрослый должен учесть, что кто-то из детей не получит ничего. Поэтому наготове должны быть лишние открытки, которые взрослый положит таким детям. Истинная картина фиксируется на листе, как и реакция детей.

Слайд 13

Обработка результатов

Слайд 14


табличный
графический
№.фамилия.1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.статус
1.В..+...+..+..+.+.звезда
2.А...+...-.+...+.принят
3.П.+....+...+...принят
4.У..+....+....+.принят
5.К..+.+....+....принят
6.Е.-......+....Принебрег.
7.Н........-.+..Принебрег
8.Ш...+...-...+.+.принят
9.Г..-...-...-...отверж
10.С...........изолирован
Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским. Социограмма состоит из нескольких окружностей, обычно равных количесву выборов. В центре социограммы размещаются лидеры, в следующих окружностях – остальные члены группы, по мере уменьшения количества выборов, полученных ими. Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Слайд 15

Изучение взаимоотношений между детьми было проведено в следующих группах: в старшей группе № 1 численностью 23 человека; в старшей группе № 2 численностью 23 человека; в подготовительной группе № 1 – 24 человека;в подготовительной группе № 2 – 23 человека. Всего в исследовании приняло участие 93 ребенка. По итоговому количеству выборов каждого ребенка определялось статусное положение каждого и шло распределение детей по условным статусным категориям: -«звезда» - 5 и более выборов; I -«принятые» - от 2-4 выборов; II -«непринятые» - 1 выбор; III -«изолированные» - 0 выборов.IV Далее определялся уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группах: соотносилось число членов группы, находившийся в благоприятных статусных категориях (I - II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных категориях (III - IV). Определение УБВ - высокий (I+ II) больше (III+IV); - средний (I+ II) равно (III+IV); - низкий (I+ II) меньше (III+IV) . Важным показателем является индекс «изолированности», т. е процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 20 % процентов). Определение коэффициента взаимности осуществлялось по формуле: (КВ) : КВ = (Р1/Р)Х100%, где КВ - коэффициент взаимности; Р1 - число взаимных выборов; Р – общее число выборов, сделанное в исследовании. На основании определения статуса каждого члена группы делался вывод о наличии микрогруппы в коллективе. (КВ ниже 20% рассматривается как отрицательный показатель).

Слайд 16

Старшая группа № 1 (23 ребенка)
УБВ (уровень благополучия взаимоотношений) – высокий (15>8) Индекс изолированности – 0 Коэффициент взаимности – (22/60х100%)= 37

Слайд 17

Старшая группа № 2 - 23 ребенка
УБВ (уровень благополучия взаимоотношений) – высокий (15>8) Индекс изолированности – 4 Коэффициент взаимности – (21/61х100%)= 34

Слайд 18

Подготовительная группа № 1 - 24 ребенка
УБВ (уровень благополучия взаимоотношений) – высокий (14>10) Индекс изолированности – 0 Коэффициент взаимности – (17/69х100%)= 24

Слайд 19

Подготовительная группа № 2 - 23 ребенка
УБВ (уровень благополучия взаимоотношений) – высокий (17>6) Индекс изолированности – 0 Коэффициент взаимности – (24/66х100%)= 36

Слайд 20

Основные направления работы по сплочению детского коллектива
Создание ситуации публичной успешности «отверженным» и «изолированным»
Различные виды групповой деятельности

Слайд 21

Пути решения
Повышение уровня самооценки Повышение уровня эмпатии Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях Повышение уровня самоконтроля Формирование терпимости к мнению собеседника. Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.

Слайд 22

Работа по сплочению
Этюды (проигрывание различных ситуаций) Упражнения творческого и подражательного характера Творческие игры Совместные дидактические, развивающие игры Мини- конкурсы Моделирование и анализ заданных ситуаций Импровизация Совместное сочинение историй

Слайд 23

Список литературы:
Битянова М.Р. Социальная психология: Наука, практика и образ мыслей:учеб.пособие / М.Р. Битянова.-М.,2001 ( Серия «Кафедра психологии») Социальная психология малой группы: учеб.пособие/ Р. Л.Кричевский, Е.М. Дубровская.-М., 2001 3. Петровский А.В. Личность,деятельность,коллектив/А.В.Петровский.-М.,1982

Слайд 24

Спасибо за внимание!

Слайд 25

Слайд 26