Презентация - Метод исследования как средство активизации познавательной деятельности учащихся


Нажмите для просмотра
Метод исследования как средство активизации познавательной деятельности учащихся
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Метод исследования как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Подготовила: Чурсина И.С., преподаватель английского языка, к.ф.н., МБОУ ЦО №4

Слайд 2

Требования ФГОС

Слайд 3

1.Общие положения
Начальное образование -
Основное общее образование 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Среднее общее образование готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

Слайд 4

2.Требования к результатам освоения программы
Начальное образование 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Основное общее образование предметным…..учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Среднее общее образование предметным…..учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Слайд 5

2.Требования к результатам освоения программы (метапредметные знания)
Основное общее образование устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Среднее общее образование 4 отдельных пункта: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности; владение языковыми средствами; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов.

Слайд 6

3. Требования к структуре
Начальное образование -
18.2. Содержательный раздел основной образовательной программы 18.2. Содержательный раздел основной образовательной программы
Основное общее образование формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности
Среднее общее образование формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования….

Слайд 7

4. Требования к условиям реализации
Начальная школа -
Основное общее образование формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской деятельности
Среднее общее образование развития у обучающихся опыта самостоятельной и творческой деятельности: образовательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности

Слайд 8

Выводы по ФГОС
1.Начальное образование – установление аналогий и причинно- следственных связей. 2. Основное общее образование – учебно-проектная и проектно- исследовательская деятельность 3. Среднее общее образование – учебно-исследовательская и проектная деятельность. 4. Объединяющее понятие – «исследование»

Слайд 9

Суть метода исследования
1. Общенаучное определение: способы решения научно – исследовательских задач. 2. Определение в педагогике: самостоятельное наблюдение в комбинации с умением делать самостоятельные выводы и есть суть исследовательского метода при обучении. 3. Методы исследования: наблюдение, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия, обобщения и выводы

Слайд 10

Ступени познания
1. Общие для научного и учебного исследования: наблюдение, гипотеза и эксперимент 2. Характерные для школьного исследования: констатирующее; умозаключающее; обобщающее

Слайд 11

Формы организации исследовательской деятельности в школе
1. проблемное ведение уроков; 2. курсы в рамках школьного компонента; 3. программы дополнительного образования; 4. применение исследовательского подхода при проведении экскурсий; 5. проведение научно-практических конференций и конкурсов-форм презентации исследовательской деятельности

Слайд 12

Компоненты познавательной деятельности (5)
Внимание Восприятие Память Мышление Воображение

Слайд 13

Дискурсивное мышление – главное новообразование подросткового возраста
Внимание (устойчивость, переключение, объем) Восприятие (преднамеренность, избирательность; наблюдение) Память (смысловой характер) Мышление (аналитико-синтетический характер) Воображение (схематизация, типизация и т.д.)

Слайд 14

Исследовательская и проектная деятельность в сравнении
Исследование Проект
Определение Определение
Процесс поиска _______неизвестного, _____новых___ знаний Тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по разработке и созданию __прототипа_____предполагаемого объекта

Слайд 15

Исследовательская и проектная деятельность в сравнении
Чему учатся дети Чему учатся дети
- видеть и выделять проблему; принимать и ставить проблему; решать проблемы; - анализировать объект (предмет, явление, событие, их свойства); выделять существенные признаки и связи; - сопоставлять различные факты; выдвигать гипотезы, предположения; - осмысливать задачу, отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; - устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять эксперимент; делать выводы; - фиксировать этапы действий и результаты и др. -публично доказывать истинность полученных результатов - получать информацию о проекте; - выбирать тему проекта; - составлять индивидуальный график работы; - обсуждать ход выполнения работы; - оформлять проект; - проходить процедуру предзащиты проекта в группе; - дорабатывать проект, основываясь на замечаниях предзащиты; - публично защищать проект.  

Слайд 16

Исследовательская и проектная деятельность в сравнении
Как строит процесс обучения учитель Как строит процесс обучения учитель
- включение учащихся в процесс переоткрытия знаний, что позволяет воспроизводить разные формы научного труда и теоретического мышления; обсуждение с детьми границ их знания и незнания -обучение операциям и процедурам исследования (исследование, наблюдение, эксперимент, анализ и т.п.) - включение детей в процесс создания новых организационно-деятельностных форм при работе в образовательных проектах; - наличие запаса знаний, опыта и впечатлений, благодаря чему происходит обогащение (расширение и детализация) знаний и представлений; обучение операциям и процедурам проектирования (проблематизация, самоопределение, позицирование, и т.п.)

Слайд 17

Исследовательская и проектная деятельность в сравнении
Активизация познавательной деятельности
исследование и проект осуществляются в среде неопределённости, именно это и активизирует познавательную деятельность субъекта; обучение через исследование и проект личностно ориентировано. Ученик становится субъектом, а не объектом образовательного процесса.
Формирование личностных качеств
- умение поставить творческую (достойную) цель и подчинить свою деятельность её достижению; - умение планировать и самоконтролировать свою деятельность; умение находить и решать проблемы, составляющие основу цели; умение защищать свои убеждения.

Слайд 18

Алгоритм проведения учебно-исследовательской деятельности
Подготовка к проведению исследования Определение объекта и предмета исследования. Выбор и формулировка темы, проблемы, обоснование актуальности. Планирование и разработка исследовательских действий. Изучение научной литературы. Формулировка гипотезы. Формулировка цели и задачи исследования. 2. Проведение исследования. 3. Оформление учебно-исследовательской работы. 4.Защита результатов исследования.

Слайд 19

В какую деятельность мы вовлекаем школьников?
Исследовательская лингво-литературоведческая групповая работа в 11 классе «Феномен Шерлока Холмса в современной молодежной культуре» Проектная групповая работа в 10 классе: страноведческая олимпиада «Wars of the Roses” Индивидуальная исследовательская работа в 10 классе «Англо-саксонская мифология в современном английском языке» (10 класс) Элективный курс «Практикум по английскому языку»: страноведение» (н-р, «Готический роман или фантастическая проза»)

Слайд 20

Феномен Шерлока Холмса в современной молодежной культуре

Слайд 21

Феномен Шерлока Холмса в современной молодежной культуре

Слайд 22

The Wars of the Roses

Слайд 23

Gothic Novel/Story