Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Подбор видов учебной деятельности и методов обучения в соответствии с запланированными результатами
Ерёмина Е.А.
Слайд 2
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Слайд 3
Виды
деятельности со словесной основой Контент-анализ выступлений одноклассников
Виды
деятельности со словесной основой Самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами (ЭОР)
Виды
деятельности со словесной основой Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации
Виды
деятельности со словесной основой Поиск информации в электронных справочных изданиях: электронной энциклопедии, словарях, в сети Интернет, электронных базах и банках данных
Виды
деятельности со словесной основой Отбор и сравнение материала из нескольких источников (образовательный ресурс сети Интернет, ЭОР, текст учебника, текст научно-популярной литературы)
Виды
деятельности со словесной основой Составление с помощью различных компьютерных средств обучения плана, тезисов, резюме, аннотации, аннотированного обзора литературы и др.
Виды
деятельности со словесной основой Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации
Виды
деятельности со словесной основой Решение задач
Виды
деятельности со словесной основой Выполнение заданий по классификации понятий
Слайд 4
Виды деятельности на основе восприятия образа Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов
Виды деятельности на основе восприятия образа Участие в телеконференциях
Виды деятельности на основе восприятия образа Наблюдение за демонстрациями учителя
Виды деятельности на основе восприятия образа Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений
Виды деятельности на основе восприятия образа Анализ графиков, таблиц, схем
Виды деятельности на основе восприятия образа Анализ проблемных учебных ситуаций
Слайд 5
Виды деятельности с практической основой Постановка опытов для демонстрации классу
Виды деятельности с практической основой Постановка фронтальных опытов
Виды деятельности с практической основой Выполнение фронтальных лабораторных работ
Виды деятельности с практической основой Выполнение работ практикума
Виды деятельности с практической основой Разработка новых вариантов опыта
Виды деятельности с практической основой Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных
Виды деятельности с практической основой Проведение исследовательского эксперимента
Виды деятельности с практической основой Моделирование и конструирование
Виды деятельности с практической основой Решение экспериментальных задач
Виды деятельности с практической основой Подготовка и оформление с помощью прикладных программ общего назначения результатов самостоятельной работы в ходе учебной и научно-познавательной деятельности
Слайд 6
ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (вырабатывается умение находить оптимальное решение);
ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, а затем предложить своё адекватное решение;
ситуация-тренинг — образец стандартной или другой ситуации (предлагается описать или решить ситуацию).
Классификация типов учебных ситуаций
Слайд 7
классическая ситуация — даётся чёткое описание ситуации, взятой из практики или искусственно сконструированной; учащиеся должны самостоятельно вычленить из её контекста вопрос, по поводу чего им следует принять решение;
живая ситуация — берётся событие из жизни учащихся, принятое решение неизвестно, его надо найти, а развитие действия описать в той последовательности, в которой оно происходило;
действия по алгоритму, по инструкции, по стандарту — учащимся предлагаются ситуация и нормативный документ, в соответствии с которым должно быть принято решение.
Кроме того, на учебных занятиях возможны:
Слайд 8
Подбор видов учебной деятельности необходимо осуществлять дифференцированно,
т.е. в соответствии с уровнями развития школьников:
/ уровень: воспроизводящий (репродуктивный);
// уровень: воспроизводяще творческий (эвристический);
/// уровень: творческий.
Слайд 9
выбор методов обучения зависит
в первую очередь
от планируемых образовательных результатов,
от возрастных особенностей учащихся,
от уровня их развития и мыслительных способностей,
а также от предполагаемого набора средств обучения
Слайд 10
характеризуется активным использованием учащимися баз данных, различных образовательных ресурсов сети Интернет для поиска необходимой учебной информации.
Применение этого метода стало возможным благодаря развитию современных телекоммуникационных технологий (гипертекст, гипермедиа, мультимедиа и др.).
Метод обучения на основе информационных ресурсов
Слайд 11
Он предполагает создание информационной обучающей среды на базе, например, электронных образовательных ресурсов, которые обусловливают возможность для учащихся изучать учебный материал не в определённой учителем (или учебной программой) последовательности, а свободно, руководствуясь своими ассоциациями, потребностями, приоритетами.
Ассоциативный метод обучения
Слайд 12
в процессе обучения ставит школьника в ситуацию, которая вынуждает его высказывать определенные предположения, гипотезы. Используя полученную из разных источников информацию, он может развивать и обосновывать эту гипотезу.
Если же она не оправдывается, учащийся поощряется к её коррекции или выдвижению новой версии.
Таким образом, школьник приобретает новое знание, осваивает методы познания.
Метод вынужденного предположения
Слайд 13
Современная концепция учебного моделирования определяет четыре образовательных действия:
1) последовательность моделей — учащегося вводят в предметную область, предлагая ему последовательность соответствующих моделей;
2) задания — ученику дают задания на исследование, прогнозирование и т. д.;
3) объяснения — образовательные действия реализуются в учебной модели на основе классификации различных типов объяснений — структурных, функциональных, по аналогии и т. д.;
4) рабочие гипотезы — это инструменты обучаемого в формировании и обосновании различных предположений. Они включают в себя элементы, необходимые для разработки гипотез, — действия, отношения, условия.
учебное компьютерное моделирование
Слайд 14
(от англ. reify — материализовать) возник вследствие гипотезы о том, что совместные дискуссии по тем или иным проблемам инициируют проявление неформальных знаний профессионалов, которые они используют в реальной практике. Для того чтобы овладеть будущей профессией, школьнику требуется получить доступ к неформальным знаниям профессионалов и таким образом как бы войти в «профессиональное сообщество».
Метод реификации
Слайд 15
Методы обучения, применяемые именно в условиях учебного процесса ориентированы на достижение новых образовательных результатов.
Имеются в виду умения
выявлять,
формулировать и анализировать проблему, выдвигать и оценивать гипотезу,
ставить вопросы,
создавать модели простых явлений и процессов,
использовать методы творческого решения задач,
классифицировать,
определять актуальность и практическую значимость своей познавательной деятельности и многие другие.