Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Предупреждение и ликвидация последствий террористических актов
Автор: Дегтярёв Анатолий Иванович
Слайд 2
Учебные вопросы
Предупреждение террористических акций
2. Ликвидация последствий террористических акций
Слайд 3
Литература
Федеральный закон от 06.03.06 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
2. Федеральный закон от 07.08.01 115-ФЗ (ред. от 30.10.02) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
3. Указ Президента Российской Федерации от 01.11.01 № 1263 (ред. от 08.04.03) «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
4. Указ Президента Российской Федерации № 61 от 22.01.01. «О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.99 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму».
6. Постановлении Правительства Российской Федерации от 10.12.02 № 880 «Об утверждении положения о Федеральной антитеррористической комиссии».
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.01 № 90 «О порядке осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической акции».
8. Постановление Правительства российской Федерации от 22.06.99 № 660 (ред. от 09.09.99) «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности».
9. Применение сил и средств гражданской обороны при предупреждении и ликвидации последствий возможных крупномасштабных террористических акций на территории Российской Федерации. Методические рекомендации. Москва, 2003.
Слайд 4
С введением в действие ФЗ от 06.03.06 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с момента официального опубликования) утрачивает силу ФЗ от 25.07.98 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», за исключением статей:
17. Возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции
20. Возмещение вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом
22. Льготное исчисление выслуги лет
28. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
29. Вступление настоящего Федерального закона в силу
В полном объеме 130-ФЗ утрачивает силу с 01.01.2007
Слайд 5
ФЗ РФ «О противодействии терроризму» (35-ФЗ, 2006 г.)
Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий
Террористическая деятельность – деятельность, включающая в себя:
организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта (ТА);
подстрекательство к ТА;
организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации ТА, а равно участие в такой структуре;
вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации ТА;
пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности
Слайд 6
Террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление экологической катастрофы или иных тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по :
предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению ТА (профилактика терроризма);
выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию ТА (борьба с терроризмом);
минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма.
контртеррористическая операция – комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению ТА, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий ТА
(35-ФЗ, 2006 г.)
Слайд 7
Основные принципы противодействия терроризму в Российской Федерации:
обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
законность;
приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
приоритет мер предупреждения терроризма;
единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
недопустимость политических уступок террористам;
минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
(35-ФЗ, 2006 г.)
Слайд 8
Терроризм
– тактика политической борьбы, характеризующаяся систематическим применением идеологически мотивированного насилия, выражающегося в убийствах, диверсиях, саботаже, похищениях и других действиях, представляющих угрозу жизни и безопасности людей.
Такое насилие используется как для устранения конкретных противников, так и для запугивания правительства, партий, общественно-политических и религиозных движений, этнических групп, социальных слоев во имя достижения определенных политических, религиозных, социально-экономических целей
Слайд 9
2464 - техногенных
10 - теракты
48 – биолого-социальных
Материальный ущерб -
более 118,0 млрд. руб.
Чрезвычайные ситуации 2005 года
198 - природных
Структура ЧС по видам
Всего ЧС - 2720, в т.ч.:
Пострадало - более 4,9 млн. чел.
Погибло -5637 чел.
Слайд 11
Количество погибших (чел.) в результате ЧС в 2004 г.
Террористические акции
496 (20,2%)
Техногенные ЧС – 1930 (78,5%)
Природные ЧС
27 (1,1%)
Биолого-социальные ЧС – 6 (0,2%)
№2-4
Слайд 12
Террор – политика репрессий со стороны государства, опирающегося на мощь своих силовых институтов
Терроризм – насилие, осуществляемое со стороны оппозиционных группировок
оружие
репрессии
Террористи
ческий акт
оружие
Слайд 13
Левый терроризм:
…«парламентская демократия» является не более, чем благопристойным прикрытием фашизма. Задача «истинных революционеров» состоит в обострении социальных конфликтов путем террористической борьбы, что вынуждает власти обращаться к открытым репрессиям. Тем самым: разоблачается истинный характер «фашистского режима»; оказавшиеся в невыносимом положении массы пробуждаются к политической борьбе.
«Тупамарос» (Уругвай)
«Левое революционное движение» (Венесуэла)
«Национально-освободительное движение» (Бразилия)
«Революционная народная армии» (Аргентина)
«Фракция Красной Армии», «Движение 2 июня» (ФРГ)
«Красные бригады» (Италия)
«Революционный патриотический и антифашистский фронт», «Группа патриотического сопротивления 1 октября», ГРАПО (Испания)
«Аксьен дарект» («Прямое действие») (Франция)
«Движение 17 ноября» (Греция)
«Кранная армия Японии»
«Везермены», «Объединенная освободительная армия» (США)
Слайд 14
Ультраправый терроризм:
Дух шовинизма и нацизма. Культ сильной личности. Убеждение в превосходстве над остальной массой, утверждение тоталитарных принципов организации общества.
«Ангелы-мстители», «Арийской братство», «Вооруженная фаланга», «Отряды Бенито Муссолини», «Отряды Адольфа Гитлера» и др. (Италия)
«Военно-спортивная группа», «Германские группы действия» (ФРГ)
«Секретная вооруженная организация» (ОАС) (Франция)
«Испанский антикоммунистический фронт»
«Армия освобождения Португалии»
«Организация национального возрождения» (Греция)
«Боз курт» («Серые волки») (Турция)
«Национал-социалистское движение» (Великобритания)
ККК, «Арийская нация», «Арийская республиканская армия» (США)
Слайд 15
Националистический терроризм:
Построение преимущественно по этническому принципу. Задача - добиться независимости от какой-нибудь страны, либо обеспечить превосходство одной нации над другой внутри страны.
«Ирландская революционная армия « (ИРА)
«Эускади та Аскатасуна» («Страна басков и свобода») (Испания)
Индия
«Тигры освобождения Тамил Элама» (Шри-Ланка)
Курдский национальный фронт освобождения
Дашнактюцун: Армянская революционная армия, Армянское новое сопротивление и др.
Фронт национального освобождения Корсики
Национальный революционный фронт Восточного Туркестана (Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая) и др.
«Мивцах эвлохим», «Ках» (Израиль)
«Аль-Фатх» (Движение национального освобождения Палестины), «Черный сентябрь», «Народный фронт освобождения Палестины»
Слайд 16
Исламский терроризм
Главный источник распространения – общественно-религиозные организации Саудовской Аравии, Судана, Ирана, Пакистана и Афганистана.
Два общих врага – западный образ жизни и Израиль как государство неверных оккупировавшее священные земли ислама
Общая идеология исламского фундаментализма. Конечная цель исламского фундаментализма в любой стране – создание религиозного государства, управляемого духовенством и руководствующегося законами шариата.
Мощная финансовая база
«Против тех, кто не соблюдает законы ислама, необходимо сражаться»
Форма и метод джихада – «разрушение силой и насилием, полное уничтожение, не оставляющее большого и малого»
«Братья-мусульмане» (Египет и др. страны)
«Исламский джихад» (международная группировка)
«Хезболлах» («Партия аллаха) (учреждено в Иране)
«Исламское движение сопротивления»» («Хамас»)
«Совершенствующиеся» (США)
«Аль-Кайда» («Основа»)
«Талибан»
Слайд 17
Ваххабизм
все мусульмане – братья, независимо от места их проживания;
они должны строго соблюдать исламские морально-этические принципы;
праздность недопустима, вся жизнь правоверного мусульманина должна быть посвящена укреплению и распространению ислама;
«отступников» необходимо возвращать в лоно истинной религии, в том числе силой;
с иноверцами и еретиками следует вести джихад – священную войну
1992-94 гг. –создание в Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Башкирии, Татарстане сети летних лагерей для оздоровления молодежи и ознакомления ее с основами ислама;
с 1992 г. – массовая пропаганда идей ваххабизма в Чечне и Дагестане;
1994 г. – съезд мусульман Ичкерии провозгласил курс на построение исламского государства.
Слайд 18
современный терроризм
Подпитка молодежью (националистические, исламские террористические организации существуют десятилетиями)
Существенное расширение ареала исламского фундаментализма и связанного с ним терроризма
Террористические организации не ограничиваются рамками терактов, а придают большое значение политической стратегии
Тенденция перехода от конкретных целей (захват авиалайнеров) к беспорядочным убийствам
Линия раздела между террористическими организациями различных толков стала менее отчетливой
Террористы-смертники
Новые виды оружия
Слайд 19
около 100
крупных террористических организаций в разных странах мира
Объекты ТА:
Транспортные средства, вокзалы, морские, речные и аэропорты, общественные, торговые и жилые здания, ПОО, ГТС, территории мегаполисов, спортивные сооружения, концертные и выставочные залы, станции метро, системы водоснабжения, предприятия (пищевые, мясомол.), системы связи и управления
Средства:
ВВ и горючие вещества, ядерные заряды, РВ, ОВ, биологические агенты,
излучатели ЭМ импульсов
Т А
Слайд 20
Коэффициент ежегодного увеличения числа чрезвычайных ситуаций
и террористических актов
Наименование Коэффициент К
ЧС природного характера 0,15
ЧС природно-техногенного характера 0,28
ЧС техногенного характера 0,43
Террористические акты 1,00
Слайд 21
Особенности терроризма
Применение насилия и устрашения,
которое достигается использованием
особо острых форм и методов
Направленность на достижение
политических и социальных целей
Повышенная общественная опасность,
связанная с
непосредственной угрозой жизни людей
Использование конспирации как условия
существования терр. структур
и результативности их действий
Слайд 22
Виды терроризма
По используемым методам
По преследуемым
политическим
и социальным целям
По уровню воздействия
По признаку используемых средств
Организационного характера
Физического воздействия
Материального воздействия
Психологического воздействия
Демонстративный
Сплачивающий
Провокационный
и др.
Государственный
Международный
Внутренний
Традиционный (огнестрельное оружие, ВВ и др.)
Технологический (ядерный, химический, биологический, кибертерроризм и др.)
Слайд 23
ТЕРРОРИЗМ
ВИДЫ ТЕРРОРИЗМА
технологический
терроризм
традиционный
терроризм
интеллектуальный
терроризм
инициирующие воздействия
поражающие факторы
первичные – 100%
вторичные– 90-99%
первичные – 1-10%
каскадные > 90%
вторичные < 10%
первичные < 0,1%
Слайд 24
Военная операция против гражданских лиц в зоне размером 1 кв. километр стоит:
С применением обычного оружия 2000 долларов
С применением ядерного оружия 800 долларов
С применением нейротоксических газов 600 долларов
С применением биологического оружия 1 доллар
(исследования по заказу ООН)
Слайд 25
«Приобретать оружие для защиты мусульман – это наш долг. И если свершится, что я купил оружие (химическое, ядерное), я благодарю Бога, который мне это позволил»
Усама бен Ладен (2000 г.)
Слайд 26
Распределение по регионам России
количества потенциально опасных объектов/численность населения
(тыс.чел.), проживающего в опасных зонах
Регион Радиационно опасные Гидродинамические Химически опасные Взрывопожароопасные Магистральные трубопроводы (к-во населения)
Центральный 23/1353 487/1247 787/15929 4372/1123 514
Приволжско-Уральский 17/1029 31/1774 864/20187 2230/4344 766
Южный 1/343 23/1521 749/5885 539/890 358
Северо-Западный 11/1202 14/93 351/5697 363/444 5643
Сибирский 2/812 239/2037 573/4035 481/368 181
Дальневос-точный 5/72 21/501 329/1943 154/131 17
Слайд 27
Расчетные показатели возможных последствий
при диверсиях на потенциально опасных объектах
Типы ЧС Характеристика
объектов Основные виды
поражения Расчетные показатели возможных последствий
Диверсия на топливо насыщенном объекте Площадь объекта – 2,5 км2
К-во нефтепрод. – 200 тыс.т
Числ. персонала – 2000 чел Ударные волны. Тепловое излучение. Заражение приземного слоя атмосферы. Осколочные поля. S очага пораж. – до 1,5 км2 N пострад. – до 15 тыс. чел
N погибших – до 2 тыс.чел
Диверсия на
ХОО
с выбросом АХОВ Более 3600 ХОО
Ок. 150 городов с числ. населения 100 тыс.ч. в каждом в зоне повышенной хи. Опасности
Площадь объекта – 4,5 км2 Количество АХОВ – 30 тыс.т Числ. персонала – 5000 чел Заражение приземного слоя атмосферы. S очага – до 30 км2
N пострад. – до 60 тыс.чел N погибших – до 5 тыс.чел.
Диверсия на РОО Площадь объекта –10 км2
Масса яд. топлива – 200 т
Числ. Персонала – 5000 чел Заражение природной среды радионуклидами. S заражения – до 1200 км2 N пострад. – до 10 тыс. чел
Подрыв плотины гидростанции Более 30 тыс. водохранилищ
Нес. сотен накопителей пром отходов объемом более 1 млн.куб.м. Большинство водохранилищ в черте или выше крупных городов
Объем воды –10 млн. м3
Расход воды –60 тыс. м3 Уровень воды –15 м Затопление городов и населенных пунктов, обрушение строений. S зоны затопл. – до 1000 км2
N пострад. –до 120 тыс. чел
Слайд 28
Ядерный терроризм
ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ:
подрыв ядерного взрывного устройства
загрязнение радиоактивными материалами (цезий-137, стронций-90, кобальт-60 и др.) путем их распыления или растворения в источниках водоснабжения
диверсии на ядерных объектах
возможность единичного применения террористами ядерных боеприпасов малой и сверхмалой мощности для проведения диверсий на коммуникациях и наиболее важных объектах
ПРИ ДИВЕРСИИ НА РОО:
Заражение радионуклидами на площади до 1200 км2
Количество пострадавших – до 10 тыс.чел.
Объекты электромагнитного терроризма
системы управления воздушным движением и железнодорожным транспортом
радиоэлектронные системы обеспечения работы метрополитенов
системы энергоснабжения и охранной сигнализации
автоматизированные центры управления и обеспечения деятельности служб правопорядка и борьбы снаркобизнесом
Слайд 29
Биологически опасные объекты
Более 120 объектов
Возможность трансформации локальной и местной ЧС в региональную и трансграничную
Для ликвидации необходимо медиков от 6 до 20 человек на одного пострадавшего
Затраты – до 7,5 тыс. долл. на одного пострадавшего
Слайд 30
Критические объекты инфраструктуры и возможные
способы воздействия на них
Критические инфраструктуры Способы воздействия
Места массового скопления людей: станции метро, спортивные сооружения, концертные и выставочные залы, крупные магазины, вокзалы, лечебно-профилактические учреждения Подрыв, поджог, химические атаки
Атомные станции Диверсия на ядерном реакторе, атака воздушного судна
Плотины ГЭС Подрыв тротиловым или ядерным зарядом, атака воздушным судном
Склады ГСМ с единичными емкостями от 10 тыс. тонн и более Подрыв, разрушение конструкций
Пункты управления на транспорте, узлы связи, радио, телецентры Облучение с помощью генераторов ЭМИ
Системы водоснабжения, предприятия пищевой и мясомолочной промышленности Заражение биологическими агентами и ОВ
Химически и биологически опасные объекты с запасами высокотоксичных АХОВ и биологических активных агентов Подрыв, разрушение емкостей с АХОВ и биологическими активными агентами
Слайд 31
Стратегия борьбы с терроризмом включает в себя следующие направления:
идеологическое, информационное и административное противодействие формированию у граждан террористических намерений;
правовое и оперативное противодействие возникновению террористических групп и организаций;
создание эффективной системы контроля за оборотом оружия, взрывчатых веществ, расщепляющихся материалов, химически и биологически опасных рецептур и других средств, используемых для совершения террористических актов;
формирование агентурной сети по предупреждению и пресечению террористических действий;
формирование системы мероприятий по защите и повышению устойчивости функционирования критически важных объектов инфраструктуры.
Слайд 32
Превентивные
мероприятия
Слайд 33
оперативные мероприятия
планирование
работа с населением
охрана объектов
введение ограничений
технические мероприятия
подготовка сил и средств
Слайд 34
для определения системы профилактических мер, вида и способа охраны объекта, а также моделирования возможных террористических акций рекомендуется разработать на критически важных объектах следующие документы с рекомендациями по их разработке:
1.План мероприятий по усилению безопасности функционирования объекта.
2.Паспорт антитеррористической защищенности объекта
3. Паспорт безопасности опасного объекта.
4. Технологическая карта ликвидации последствий террористического акта с использованием опасных химических и отравляющих веществ.
5. План охраны и обороны объекта.
6. Оперативные документы, по организации охраны объектов.
7. Должностные инструкции руководящему составу, дежурно-диспетчерскому персоналу, личному составу подразделений охраны, уполномоченному по делам ГОЧС, членам КЧС, командирам аварийно-спасательных формирований объекта и всему персоналу объекта по организации антитеррористической безопасности на объекте.
Слайд 35
Паспорт антитеррористической защищенности объекта
Аннотации:
а) сведения о разработчиках паспорта.
б) источники информации.
в) дата завершения разработки паспорта или обновления включенных в него сведений.
Раздел 1. Общие сведения об объекте
1.1. Профиль опасности объекта (химически опасный, взрывопожароопасный, опасный гидродинамический и др.), объект жизнеобеспечения.
1.2. Полное и сокращенное наименования объекта.
1.3. Почтовый адрес, телефон, факс, телетайп.
1.4. Ведомственная принадлежность.
1.5. Вышестоящая (головная) организация.
1.6. Форма собственности
1.7. Должностные лица объекта с указанием фамилии, имени, отчества, рабочих и домашних телефонов.
1.8. Размещение объекта по отношению к транспортным коммуникациям.
Раздел 2. Возможные аварийные ситуации на объекте в результате теракта
2.1. Угроза взрыва (поджога) или взрыв (поджог) критических установок или сооружений объекта.
2.2. Прекращение жизнеобеспечения критических установок объекта или объекта в целом.
2.3. Вывод из строя или несанкционированное вмешательство в работу автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП), информационных и телекоммуникационных систем и сетей.
2.4. Захват центрального диспетчерского пункта (ЦДЛ) объекта (взятие в заложники его персонала) и/или вывод его из строя.
2.5. Иные аварийные ситуации в результате диверсионно-террористических акций.
Слайд 36
Раздел 3. Персонал объекта
3.1. Численность сотрудников.
3.2. Средняя заработная плата.
3.3. Количество сотрудников, состоящих на учете в наркодиспансере.
3.4. Количество сотрудников, состоящих на учет в психоневродиспансере.
3.5. Национальный состав и гражданство сотрудников объекта.
Раздел 4. Силы и средства охраны объекта
4.1. Параметры охраняемой территории.
4.2. Инженерные заграждения.
4.3. Силы охраны.
4.4. Средства охраны.
4.5. Организация связи.
4.6. Наличие на объекте добровольной народной дружины, ее численность, функциональные обязанности по охране объекта.
4.7. Зафиксированные диверсионно-террористические проявления в отношении объекта, их краткая характеристика.
4.8. Оценка надежности охраны объекта и способности противостоять попыткам проникновения на него диверсионно-террористической группы.
Раздел 5. Осуществляемые (планируемые) мероприятия по усилению антитеррористической защиты и снижения уязвимости объекта
5.1. Первоочередные, неотложные мероприятия.
5.2. Долгосрочные мероприятия, требующие длительного времени и значительных финансовых затрат.
Слайд 37
Раздел 6. Обеспечение режима секретности
6.1. Наличие на объекте режимно-секретного органа, его численность.
6.2. Наличие объектового перечня сведений, составляющих государственную тайну, его реквизиты.
6.3. Наличие на объекте сотрудников, допущенных к работе с документами и материалами, их количество по 1, 2, 3 формам допуска.
6.4. Меры по обеспечению режима секретности и сохранности секретных сведений в условиях ЧС на объекте
Раздел 7. Ситуационные планы
Ситуационные планы должны содержать обозначения:
участков и установок объекта, критичных в отношении диверсионно-террористических акций, возможные подходы к ним, в т.ч. по скрытым и подземным коммуникациям;
размещения инженерных сооружений охраны объекта;
расположения постов охраны;
места скрытного сосредоточения групп быстрого реагирования и маршрутов выдвижения групп быстрого реагирования к элементам инженерных сооружений и к уязвимым элементам объекта;
места расположения штаба операции;
подходящих инженерных коммуникаций (теплотрасс, проходных тоннелей с коммуникациями, канализации, водоподводящих каналов и др.);
предполагаемых маршрутов продвижения диверсионно-террористических групп к уязвимым элементам объекта;
зон возможного поражения с указанием численности людей в этих зонах и времени достижения поражающих факторов;
секторов и участков объекта, на которых нельзя применять огнестрельное оружие, взрывчатые и специальные средства;
помещений и сооружений объекта, в которых затруднено или невозможно использование УКВ- радиосвязи.
Слайд 38
Паспорт безопасности объекта
Раздел 4. Обеспечение безопасности функционирования предприятия.
2. Силы и средства охраны объекта.
1. Параметры охраняемой территории.
2. Инженерные заграждения.
3. Силы охраны.
4. Средства охраны.
5. Организация связи.
6. Наличие на объекте добровольной народной дружины, ее численность, функциональные обязанности по охране объекта.
Слайд 39
Планирование
Особенности условий функционирования органов планирования и управления
Частичная предсказуемость факта ТА и возможностей решения связанных с этим проблем
Частичная предсказуемость мест возникновения и сценариев развития ТА
Слабая предсказуемость масштаба и времени возникновения ТА
Непредсказуемость ряда неблагоприятных событий и ситуаций, обусловленных возникновением и развитием ЧС (наличие стратегических неожиданностей)
Слайд 40
Цикл планирования и управления ликвидацией последствий ЧС/ТА
Прогноз последствий ЧС/ТА путем формирования сценариев развития ситуации
Формирование целей и критериев управления ликвидацией последствий ЧС/ТА
Стратегическое (долгосрочное) планирование превентивных мероприятий
Тактическое (текущее) планирование альтернативных ответных действий на возникающие угрозы ЧС/ТА
Стратегическое и оперативное управление в условиях ЧС/ТА
Слайд 41
Сценарии
Локальные – для всех потенциально опасных объектов
на основе паспортов безопасности
альтернативные варианты развития ЧС/ТА
возможная комбинация ЧС
Региональные - для области, города
на основе объединения локальных сценариев
возможная взаимосвязь между локальными сценариями
Слайд 42
План –
развернутый во времени, сбалансированный по ресурсам, взаимоувязанный с общей целью перечень мероприятий, направленных на достижение общей цели или решение поставленной задачи (операции)
Программа –
комплексный план многолетней деятельности, направленной на достижение конкретной цели
Слайд 43
ХОО
1 2 3 4
Потери
Ущерб
Слайд 44
Превентивные (стратегические) планы
План для управления комплексами мероприятий в режиме повседневной деятельности
План действий при угрозе ТА (режим повышенной готовности)
План действий при возникновении ЧС/ТА
является опорным вариантом для последующей оперативной корректировки, детализации и формирования конкретного стратегического плана действий органов управления при возникновении ЧС
является долгосрочным целевым планом (программой)
составляется раздельно по основным направлениям деятельности
определяет объемы мероприятий и необходимые средства
план защиты населения (персонала)
план изменений режимов работы предприятия
план приведения в готовность сил и средств проведения АСДНР
план привлечения дополнительных материально-технических ресурсов, размещенных в безопасных местах
Слайд 45
ПЛАН
действий при возникновении ЧС/ТА
1. Экстренное оповещение и связь (своевременное оповещение населения, проверка всех служб связи)
2. Регулярное информирование населения (для ориентирования на разумные защитные действия)
3. Эвакуация (помощь людям, выходящим в относительно безопасные районы)
4. Обеспечение жизнедеятельности людей в условиях ЧС (предоставление убежища, жилья, пищи, одежды, санитарного обеспечения)
5. Медицинское обеспечение в условиях ЧС/ТА (оказание экстренной медицинской помощи пораженным)
6. Обеспечение безопасности (защита жизни людей и материальных ценностей; контроль за перемещением работников и технических средств. Необходимых для противодействия и ликвидации ЧС/ТА)
7. Борьба с огнем и экстренное спасение людей
8. Радиационная защита (разведка и оценка радиационной обстановки для защиты населения и лиц, занятых в ликвидации ЧС/ТА)
9. Ремонт коммунальных служб и хозяйств (срочный ремонт пораженных жизненно важных коммунальных систем)
10. Анализ и оценка ЧС/ТА (мониторинг и анализ характеристик ЧС; оценка физических потерь; сбор информации о результатах противодействия ЧС; выбор направлений ликвидации ее последствий)
11. Материально-техническое снабжение (контроль за транспортировкой материально-технических ресурсов; привлечение дополнительных поставок ресурсов для выполнения чрезвычайных функций)
12. Управление и контроль (руководство реализацией функций 1 – 11)
Слайд 46
ОСНОВНЫЕ ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
для планирования мероприятий по предупреждению ТА
и смягчению их последствий
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЕДИНИЦЫ:
общие сведения о территории (общая численность населения, количество НП с объектами ОВ и 1 категории и др.)
характеристика природных условий
социально-демографическая характеристика
транспортная освоенность территории (количество автомобильных и железнодорожных мостов, количество портов, пристаней, шлюзов, протяженность магистральных продуктопроводов и др.)
характеристика отраслей социальной сферы (количество жилых и административных зданий, лечебно-профилактических учреждений, объектов связи и жизнеобеспечения населения; места возможного массового скопления людей – автостоянки, остановки общественного транспорта, культовые, ритуальные и культурно-спортивные учреждения)
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПАСНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ:
количество ПОО на территории
количество населения, проживающего в непосредственной близости от ПОО
общий объем используемых, производимых и хранимых аварийно опасных химических, радиоактивных веществ и биологических поражающих агентов
объем возможных аварийных выбросов химически, биологически и радиактивно опасных веществ
количество потенциально опасных мест захоронения промышленных отходов и могильников
Слайд 47
работа с населением
информирование
оповещение
обучение
Слайд 48
При возникновении ЧС возникает потребность в немедленном оповещении об опасности и информировании населения о действиях и мерах спасателей по оказанию помощи пострадавшим.
Эти задачи решаются действиями сил и средств специализированных государственных организаций:
пожарных,
спасателей МЧС и ПСС,
медиков,
милиции
с широким участием СМИ.
Успешное решение задачи зависит от слаженности действий и комплексного подхода участников; учета особенностей возможных их видов; разнообразия последствий и необходимых мер противодействия и т.д.
Наиболее уязвимыми объектами обеспечения информирования населения об опасности и выработки необходимых рекомендаций по защите от возникшей опасности являются сбор и обработка необходимой и достоверной информации о ЧС и ходе ее развития. Зачастую оповещение населения осуществляются с опозданием, в искаженном виде. В роли информаторов зачастую выступают люди или не обладающие достоверной информацией, или те, кто ею обладая, доводит ее до населения недостаточно своевременно, профессионально.
Слайд 49
Сигналы оповещения ОУ, сил ГО и населения об угрозе и возникновении ЧС
по системе оповещения ГО
ЧС военного характера
ЧС природно-техногенного характера
сигнал "ВНИМАНИЕ ВСЕМ !"
для ОУ ГО - "Воздушная опасность":
- ракетная опасность (от ГШ ВС РФ)
- авиационная опасность (от КП ПВО)
для населения - "Воздушная тревога"
"Угроза возникновения ЧС"
"Возникновение ЧС"
"Радиационная опасность"
"Химическая опасность"
"Бактериологическая опасность"
"Угроза аварии (авария) на РОО"
"Угроза аварии (авария) на ХОО"
"Угроза эпидемии (эпидемия)"
"Угроза аварии (авария) на ВПОО"
"Угроза затопления (наводнения)"
"Штормовое предупреждение"
"Угроза специфических ЧС"
(землетрясения, сели, обвалы, оползни и др.)
Слайд 50
охрана объектов
Усиление охраны:
жилых кварталов
учебных заведений и медицинских учреждений
вокзалов, мест массового пребывания людей
жизненно важных объектов, систем энерговодоснабжения
предприятий с химическим, ядерным и иным опасным производством
военно-промышленного комплекса
узлов связи, радио и телевещания, банков
транспортных магистралей
зданий, занимаемых органами государственной власти, местного самоуправления
Слайд 51
Основные меры по предупреждению террористических актов
(при получении оперативной информации)
Доведение оперативной обстановки на территории до руководителей хозяйствующих субъектов (на совещании)
Проведение комплекса оперативных мероприятий
Усиление охраны:
жилых кварталов
учебных заведений и медицинских учреждений
вокзалов, мест массового пребывания людей
жизненно важных объектов, систем энерговодоснабжения
предприятий с химическим, ядерным и иным опасным производством
военно-промышленного комплекса
узлов связи, радио и телевещания, банков
транспортных магистралей
зданий, занимаемых органами государственной власти, местного самоуправления
Полная отработка всех подвальных, чердачных и иных помещений жилых домов
Ежедневный обязательный осмотр сохранности запоров дверей в подвальные, чердачные и иные пустующие помещения в жилых домах
Инвентаризация помещений, сдаваемых в аренду, осмотр этих помещений, пресечение фактов незаконной сдачи с субаренду
Организация дежурства населения во дворах и у подъездов жилых домов
УФСБ, УВД, УГОЧС
ЖЭК, обществ. орга-низации, домовые комитеты совмест-но с УВД
ЖЭК
Совместно с УВД
Слайд 52
Перепись и регистрация индивидуального транспорта, паркующегося в жилых микрорайонах
Запрещение парковки всех видов транспортных средств около учебных, детских и оздоровительных учреждений
Усиление военизированной охраны на объектах железной дороги
Усиление госсанэпиднадзора за качеством питьевой воды, продовольственного сырья, пищевых продуктов, объектами, представляющими потенциальную опасность для здоровья человека
Подготовка учреждений здравоохранения к оказанию экстренной медицинской помощи в случае возникновения ЧС/ТА
Организация круглосуточной, усиленной охраны энергообъектов и инженерных сетей на предприятиях
Проверка сданных под складирование грузов помещений сторонним организациям и соответствия характера грузов договорным условиям
Усиление мер по обеспечению информационной безопасности в различных сферах деятельности
Инструктажи с водительским, кондукторским составом, работниками служб по регулярному осмотру салонов общественного транспорта на предмет обнаружения посторонних вещей
Усиление контроля за регистрацией и режимом проживания граждан, прибывших из ближнего и дальнего зарубежья и других субъектов России Совместно с УВД
ЦГСЭН
Департамент здравоохранения
Руководители предприятий
Предприятия связи
Предприятия транспорта
Совместно с УВД
Слайд 53
Анализ возможных сценариев осуществления ТА
Выявление «критических» объектов инфраструктуры
Разработка и осуществление комплекса мер по физической защите объекта и смягчению возможных последствий:
ограничение доступа
усиление конструкций
установка систем сигнализации, аудио- видеозаписи
Создание оперативного штаба (подбор исполнителей )
Предупреждение ТА
Организация оперативной связи с оперативными службами ФСБ, МВД, МЧС
Тщательный подбор и проверка кадров (в том числе руководителя и сотрудников СБ, руководителя ликвидацией ЧС и т.д.)
Слайд 54
Разработка комплекса мер по защите персонала:
обучение работников предприятия действиям в условиях ЧС/ТА
создание (проверка) объектовых систем оповещения о ЧС, организация оповещения
планирование эвакуации, тренировки в ее проведении
подготовка средств индивидуальной защиты для АСФ и персонала
Организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям при чрезвычайных происшествиях для руководящего состава предприятия
Подготовка собственных сил и средств для ликвидации последствий ЧС/ТА
создание запасов материальных средств для ликвидации ЧС
Слайд 55
Ежедневные обходы территории предприятия и осмотр мест сосредоточения опасных веществ на предмет своевременного выявления взрывных устройств или подозрительных предметов
Периодическая комиссионная проверка складских помещений
При заключении договоров на сдачу складских помещений в аренду в обязательном порядке включать пункты, дающие право администрации предприятия при необходимости осуществлять проверку сдаваемых помещений по своему усмотрению
Ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта
Слайд 56
МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ ОБЪЕКТОВ И
СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ
Повышение физической стойкости зданий и сооружений
снижение статического и динамического воздействия на отдельные конструктивные элементы и здание в целом
повышение несущей способности строительных конструкций зданий и сооружений и грунтов основания
Слайд 57
Особенности работы
территориальных ОИВ по снижению риска возникновения ЧС,
вызываемых террористическими актами
составление (уточнение) перечня важных государственных объектов, являющихся возможными целями для действий террористических групп
выявление и защита наиболее важных и уникальных элементов объектов экономики и инфраструктуры от возможных ТА
прогнозирование ЧС в случае ТА на этих объектах
создание резерва финансовых и материальных ресурсов субъекта РФ, органа местного самоуправления и объектов за счет соответствующих бюджетов
усиление контроля за выполнением мероприятий по защите наиболее важных элементов ПОО и объектов инфраструктуры и экономики, критически важных для обороны и экономической безопасности страны
Слайд 58
РУКОВОДИТЕЛЮ ОРГАНИЗАЦИИ
ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта, установка систем сигнализации, аудио- видеозаписи
ежедневные обходы территории предприятия и осмотр мест сосредоточения опасных веществ на предмет своевременного выявления взрывных устройств или подозрительных предметов
периодическая комиссионная проверка складских помещений
тщательный подбор и проверка кадров
организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям при чрезвычайных происшествиях
при заключении договоров на сдачу складских помещений в аренду в обязательном порядке включать пункты, дающие право администрации предприятия при необходимости осуществлять проверку сдаваемых помещений по своему усмотрению
в случае обнаружения подозрительных предметов – незамедлительно сообщить в в территориальные подразделения ФСБ и МВД; дать указание сотрудникам находиться на безопасном расстоянии; при необходимости приступить к эвакуации людей в соответствии с планом
Во всех случаях дать указание не приближаться, не трогать, не скрывать и не перемещать находку.
Слайд 59
Одними из направлений противодействия актам терроризма в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты населения является:
усиление охраны, пропускного режима, сокращение доступа работников объекта и исключение несанкционированного доступа посторонних лиц к местам сосредоточения опасных веществ;
обеспечение контроля за состоянием антитеррористической защищенности и безопасности образовательных учреждений со стороны соответствующих силовых структур и надзорных органов в пределах своей компетенции;
обеспечение готовности органов управления сил и средств к действиям в условиях возникновения ЧС, что достигается за счет подготовки руководителей образовательных учреждений и органов местного самоуправления и другого персонала этих учреждений, функционирования систем оповещения в том числе и локальных, корректировки схем оповещения дежурных служб управлений ГОЧС, ОВД, УВД, руководящего состава и специалистов аварийно-спасательных служб учреждении образования, качественного проведения учений и тренировок по отработке взаимодействия в данных обстоятельствах и ситуациях и т.п.;
Слайд 60
проведение комплексных совместных и самостоятельных проверок образовательных учреждений соответствующими надзорными и контрольными органами, органами ФСБ и МВД, в пределах своей компетенции, готовности к действиям, в условиях чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций проверок, сил и средств, определенных соответствующими планами, на проведение антитеррористической операции и ликвидации последствий ЧС в случае их возникновения;
проведения корректировки планов эвакуации дошкольных, школьных учебных заведений из зон возможных ЧС;
активизации задействования средств массовой информации для доведения до населения вопросов проявления бдительности, а также порядка действий при угрозе проведения и осуществлении терактов в образовательных учреждениях.
Слайд 61
ВОПРОСЫ
для проверки образовательного учреждения по безопасности
и антитеррористической защищённости
Наличие в учреждении паспорта безопасности (антитеррористической защищённости) объекта: согласование, учётный номер, отсутствие ксерокопированных дополнительных экземпляров.
Наличие заместителя руководителя по безопасности (приказ директора ОУ, должностная инструкция, ознакомление с ними под роспись, знание обязанностей).
Документы по антитерроризму (приказ директора ОУ о создании антитеррористической группы (АТГ), положение об АТГ, план работы ОУ по противодействию терроризму, протоколы совещаний антитеррористической группы с принятыми решениями, акты проверок по антитерроризму, планы практических занятий).
Ознакомление коллектива с приказами и инструкциями по обеспечению антитеррористической защищённости объекта под роспись.
Наличие схемы оповещения, связи и порядка вызова сотрудников в экстренных случаях (в различных ЧС, для оповещения оперативных служб, сотрудников ОУ).
Наличие номеров телефонов служб УФСБ, УГОЧС, ОВД, отделов Госпожнадзора и аварийных служб в доступном для сотрудников месте.
Инструкция по организации прогулок учащихся (для детских учреждений).
Инструкция по обеспечению антитеррористической защищённости объекта, противодействию террористическим актам или угрозам.
Наличие охраны, вид охранной деятельности (ЧОП, сторож, ОВО, наименование охранного предприятия, режим работы, количество постов и охранников, знание ими своих действий в различных ЧС, наличие у охранников средств индивидуальной защиты и средств обнаружения металла (ручной, арочный металлоискатель)).
Слайд 62
Наличие у охранников удостоверения частного охранника (только для объектов, охраняемых ЧОП).
Наличие у охраны учреждения: журнала о допуске на объект, журнала проверки здания и территории учреждения, учета автотранспорта, проверки должностными лицами по вопросам безопасности и охраны, папка (стенд) с разрешительными документами ЧОП).
Наличие на объекте кнопки тревожной сигнализации и её работоспособность.
Наличие на объекте системы видеонаблюдения, количество камер, возможность просмотра в инфракрасном режиме (в ночное время).
Наличие на объекте системы громкоговорящей связи (оповещения) и её работоспособность, практическая проверка.
Наличие графика дежурства ответственных сотрудников по ОУ.
Состояние всех дверей, ведущих в здание, доступ в подвальные и чердачные помещения, отдельно стоящие здания (гаражи, складские помещения и др.), а также опечатывание этих помещений.
Наличие арендных организаций в учреждении (название, срок сдачи помещении в аренду, наличие и состояние охраны в сдаваемых в аренду помещениях).
Состояние территории (наличие ограждения территории, освещение территории в ночное время, парковка посторонних автомобилей по периметру территории (на территории), наличие вблизи территории брошенных автомобилей, наличие вблизи территории гаражей и «ракушек»).
Наличие в учреждении комиссии по чрезвычайным ситуациям (номер приказа руководителя ОУ, план работы, отчетные документы).
Отчётные документы по практической отработке действий при проведении (угрозе проведения) террористического акта.
Слайд 63
Субъекты, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции
Федеральная служба безопасности Российской Федерации
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Служба внешней разведки Российской Федерации
Федеральная служба охраны Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации
Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ
"О борьбе с терроризмом«
В Федеральным законе 35-ФЗ данного перечня НЕТ
Слайд 64
Перечень
федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности
(утв. постановлением Правительства РФ от 22 июня 1999 г. N 660) (с изм. от 9 сентября 1999 г., 4 апреля 2002 г.)
Министерство Российской Федерации по атомной энергии
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Министерство имущественных отношений Российской Федерации
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Министерство образования Российской Федерации
Министерство природных ресурсов Российской Федерации
Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации
Министерство путей сообщения Российской Федерации
Министерство Российской Федерации по связи и информатизации
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство труда и социального развития Российской Федерации
Министерство финансов Российской Федерации
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Министерство энергетики Российской Федерации
Министерство юстиции Российской Федерации
Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству
Государственный таможенный комитет Российской Федерации
Федеральная служба геодезии и картографии России
Федеральная служба железнодорожных войск Российской Федерации
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации
Российское агентство по боеприпасам
Российское агентство по государственным резервам
Российское агентство по обычным вооружениям
Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации
Федеральный горный и промышленный надзор России
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации
Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу
Слайд 65
Руководитель работ
по ликвидации ЧС
Комиссии по направлениям
антитеррористической деятельности
Федеральная
антитеррористическая
комиссия
Региональные (субъектов)
антитеррористические
комиссии
130-ФЗ
Председатель Председатель Правительства РФ
Заместители
Директор ФСБ
Министр МВД
Оперативный штаб
по управлению
КТО
Руководитель ОШ и его состав
определяются в порядке, установленном Президентом РФ
35-ФЗ
В целях координации деятельности по противодействию терроризму по решению Президента РФ могут формироваться органы в составе представителей ФОГВ, ОГВ СРФ и иных лиц
35-ФЗ
?
ПП РФ от 10.12.02 № 880 «Об утверждении положения о Федеральной антитеррористической комиссии»
Лицо, принимающее решение на проведение КТО
Руководитель
КТО
Группировка
сил и средств
35-ФЗ
Слайд 66
РЕШЕНИЕ о проведении контртеррористической операции (КТО) и о ее прекращении принимает:
руководитель ФОИВ в области обеспечения безопасности, либо
по его указанию иное должностное лицо ФОИВ в области обеспечения безопасности, либо
руководитель территориального органа ФОИВ в области обеспечения безопасности,
по решению которого в пределах территории проведения КТО может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.
Руководитель КТО определяет территорию, в пределах которой вводится режим КТО и устанавливает комплекс мер и временных ограничений.
Решение о введении правового режима КТО (территория, перечень объектов, перечень применяемых мер и ограничений) и решение об отмене правового режима КТО подлежат немедленному обнародованию.
Слайд 67
При введении правового режима КТО допускается:
проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов – доставление указанных лиц в ОВД для установления личности;
удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих гос. охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
ведение контроля телефонных переговоров и ной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения ТА, о лицах, его подготовивших и осуществивших, и в целях предупреждения совершения других ТА;
использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности, а в неотложных случаях и транспортных средств (ТС), принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении ТА, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием ТС, определяется Правительством РФ;
приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
Слайд 68
временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим КТО, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отельных участках местности и объектах;
беспрепятственное проникновение лиц, проводящих КТО, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим КТО, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра ТС и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Слайд 69
Пресечение ТА осуществляется силами и средствами органов федеральной службы безопасности, а также создаваемой группировки сил и средств.
В состав группировки сил и средств могут включаться:
подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил РФ
подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами:
безопасности
обороны
внутренних дел
юстиции
гражданской обороны
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
обеспечения пожарной безопасности
обеспечения безопасности на водных объектах
подразделения других органов исполнительной власти
подразделения органов исполнительной власти субъектов РФ
Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые для проведения КТО, с момента начала КТО и до е окончания подчиняются руководителю КТО.
Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности, за исключением руководителя КТО, в управление подразделениями, входящими в состав группировки сил и средств не допускается.
Слайд 70
КТО (опер. мероприятия)
Ликвидация ЧС
КТО (опер. меропр.)
б. действия
Ликвидация ЧС
опер. меропр.
КТО (б. действия)
Ликвидация ЧС
опер. меропр.
1
2
3
Слайд 71
руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций
Руководитель АСС, АСФ
(прибывший первым)
Руководитель работ по ЛЧС
(в соответствии с законодательством
планами ликвидации ЧС,
назначенный органами гос. власти,
ОМСУ, руководством организации)
руководитель работами по ликвидации ЧС
устанавливает границы зоны чрезвычайной ситуации,
порядок и особенности действий по ее локализации,
принимает решение по проведению АСДНР
Решения руководителей работ по ЛЧС являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации
ПП 794 «О РСЧС»
Слайд 72
При организации ликвидации последствий террористических акций необходимо учитывать ряд особенностей:
террористическая акция с применением химических, радиоактивных и биологических веществ может быть проведена не только потенциально опасном объекте, где заранее можно довольно достоверно спрогнозировать последствия теракта, но и в любом месте (в первую очередь в местах массового скопления людей);
руководитель аварийно-спасательных работ в обязательном порядке должен согласовывать действия спасателей с оперативным штабом по управлению КТО;
аварийно-спасательные работы будут проводиться в зоне повышенного риска, что требует разработки и неуклонного соблюдения мер безопасности;
возможно возникновение паники среди населения, что может существенно осложнить проведение аварийно-спасательных работ.
Слайд 73
руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:
проведение эвакуационных мероприятий
остановка деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС
проведение АСР на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне ЧС
ограничение доступа людей в зону ЧС
разбронирование резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне ЧС, за исключением мат. ценностей государственного мат. резерва
использование средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне ЧС
привлечение к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных АСФ, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
привлечение на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, к проведению АСР
принятие других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации
Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций незамедлительно информируют о принятых ими в случае крайней необходимости решениях соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации.
Слайд 74
Ликвидация
последствий
террористической
акции
Слайд 75
в случае обнаружения подозрительных предметов – незамедлительно сообщить в в территориальные подразделения ФСБ и МВД
дать указание сотрудникам находиться на безопасном расстоянии
при необходимости приступить к эвакуации людей в соответствии с планом
обеспечить возможность беспрепятственного подъезда спецавтомобилей (правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, МЧС, служб эксплуатации)
в случае крайней необходимости приступить к ликвидации ЧС, оказанию помощи пострадавшим собственными силами
при прибытии представителей спецслужб координировать с ними свою работу
При возникновении ЧС
Слайд 76
при угрозе ТА с применением ОМП, заблаговременно:
определить объекты науки, промышленности, энергетики и жизнеобеспечения по степени их потенциальной опасности и диверсионно-террористической уязвимости
провести комиссионное обследование состояния объектов повышенной опасности, особой важности и жизнеобеспечения на предмет их готовности реагировать на возможные ТА
совместно с заинтересованными службами разработать необходимые организационные документы по противодействию терроризму на объектах повышенной опасности, особой важности и жизнеобеспечения
обеспечить высокую готовность органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля к оперативному и точному анализу данных контроля окружающей среды в целях своевременного определения видов ОМП, которые могут быть использованы в качестве средства террористической акции
определить перечень специальных лабораторий по временному хранению, обследованию и обезвреживанию средств совершения технологических ТА
подготовить специальные разведывательные группы для обнаружения и идентификации химически, радиационно и биологически опасных веществ в случае применения их террористами в местах массового скопления людей
Слайд 77
иметь необходимые ресурсы для оперативного реагирования на различные варианты террористических действий
разработать и реализовать дополнительные меры по усилению пропускного режима и охраны ПОО и складов готовой продукции
обучить население особенностям действий в случае применения террористами опасных радиоактивных, химических и биологических веществ
осуществить физическую защиту критически важных элементов потенциально опасных объектов;
сформировать в крупных городах специализированные химико-биологические команды быстрого реагирования, оснастив их необходимыми средствами контроля, защиты, нейтрализации и оказания первой медицинской помощи
спланировать действия и организацию взаимодействия всех сил, участвующих в спасательной операции
предусмотреть своевременное оповещение органов управления и населения об угрозе или совершении ТА
Слайд 78
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Создание и развертывание ПУ оперативными группами с обеспечением надежной связи, как между спасателями, так и с вышестоящими структурами
Четкое разграничение полномочий и функций различных органов управления при выполнении АСР
Организация непрерывного взаимодействия всех сил, участвующих ликвидации последствий ТА
Разведка зоны ЧС (наличие признаков применения ОМП; степень повреждения зданий, характер, масштабы и структура завалов; состояние территории и маршрутов выдвижения сил и средств; определение границ зоны; возможное число пострадавших и характер их поражения и т.д.)
Определение возможности привлекаемых к работам сил и средств и потребности в подразделениях различных типов
Распределение зон ответственности за командирами спасательных подразделений, организация трехсменной круглосуточной работы спасателей
Письменные доклады руководителей соответствующих коммунальных служб руководителю работ по ликвидации ЧС об отключении источников электроснабжения, распределительных газовых сетей и водопровода от аварийного объекта
Слайд 79
Ввод привлекаемых сил ГО в зону ЧС и непосредственная разборка завалов, извлечение из-под обломков погибших и пострадавших
Оцепление зоны проведения спасательных работ
Подготовка к наступлению темного времени суток основных и резервных источников освещения мест работы спасателей
Обеспечение спасателей горячим питанием, чаем, питьевой водой, удобными местами отдыха
Организация работы служб ГО, прежде всего противопожарной, медицинской, охраны общественного порядка и питания
Организация работы с родственниками пострадавших, по опознанию и учету погибших и пострадавших, открытие пунктов приема ценностей и другого имущества граждан, извлекаемого из завалов, их регистрация и надежная охрана
Организация непрерывной работы группы следователей МВД и ФСБ, дежурства сотрудников паспортного стола, справочной службы, электриков, сантехников и других специалистов коммунальных служб
Слайд 80
При совершении терактов с применением опасных химических веществ (ОХВ) необходимо учитывать:
наиболее вероятными местами их проведения могут быть закрытые и открытые помещения с большим количеством людей
необходима химическая разведка
применение СИЗ для личного состава сил ликвидации ЧС, органов охраны правопорядка и обслуживающего персонала
эвакуация людей из зоны заражения, включая эвакуацию пострадавших
оцепление зоны силами органов охраны правопорядка
обеззараживание (дегазация) - независимо от типа ОХВ (ОВ)
Слайд 81
при совершении террористической акции с применением опасных химических веществ (в режиме ЧС):
оценка обстановки в зоне террористической акции и принятие решения о привлекаемых силах;
оповещение пассажиров, зрителей, участников различных мероприятий о наличии в воздухе ОХВ (ОВ) и порядке действий при эвакуации;
проведение химической разведки и контроля с целью определения группы и идентификации примененного террористами ОХВ (ОВ);
проведение эвакуационных мероприятий, включая эвакуацию пострадавших;
встреча прибывающих подразделений сил гражданской обороны, уточнение стоящих перед ними задач.
Слайд 82
террористические акции с применением биологических поражающих агентов (БПА)
основные особенности применения БПА при террористических акциях:
трудность обнаружения агента после применения в воздухе, воде, на различных объектах внешней среды;
сложность и длительность лабораторного определения вида агент;
трудность быстрой диагностики возбудителя заболевания;
способность инфекции к широкому эпидемическому распространению;
отсутствие или недостаточная эффективность имеющихся в данное время средств иммунно- и экстренной профилактики заболеваний.
Слайд 83
Биологический терроризм может быть осуществлен:
в форме угрозы применения БПА, либо
в форме непосредственного заражения окружающей среды возбудителями инфекционных болезней и токсинами.
действия террористов могут быть демонстративными или скрытными.
Слайд 84
Планом ликвидации последствий применения террористами БПА
должно быть предусмотрено:
особенности поведения пассажиров, зрителей, участников уличных мероприятий при совершении террористической акции;
порядок оповещения соответствующих органов управления, личного состава органов правопорядка, обслуживающего персонала, пассажиров, зрителей и участников уличных мероприятий и применении террористами БПА;
порядок использования средств индивидуальной защиты и применения медицинских средств и средств экстренной профилактики;
организация взаимодействия и координация действий сил ГО, участвующих в ликвидации последствий террористической акции;
план размещения обсерваторов и порядок эвакуации в них населения, оказавшегося в зоне террористической акции;
порядок проведения санитарной обработки людей и специальной обработки техники, участков местности, зданий и сооружений с определением необходимых сил и средств.
Слайд 85
при совершении террористической акции с применением биологических опасных агентов:
уточнение обстановки в зоне террористической акции и принятие решения о привлекаемых силах;
оповещение населения, обслуживающего персонала и личного состава органов охраны правопорядка о биологическом заражении;
проведение неспецифической биологической разведки и контроля с целью установления факта применения БПА, установление токсономической группы БПА, прогнозирование зоны биологического заражения;
обеспечение населения в зоне террористической акции средствами индивидуальной защиты органов дыхания;
эвакуация населения из зоны биологического заражения на незараженные территории (при отсутствии необходимости введения карантина ил обсервации);
оказание первой медицинской и доврачебной помощи пораженным в результате теракта;
Слайд 86
локализация места вылива (выброса) биологических поражающих агентов;
осуществление контроля состояния воздуха и поверхностей, подвергшихся заражению биологическими поражающими агентами, после удаления продуктов обеззараживания;
проведение специальной обработки средств индивидуальной защиты, обмундирования и техники, а также санитарной обработки спасателей, участвовавших в локализации и ликвидации последствий теракта;
проведение дезинфекции участков местности, внутренних и наружных поверхностей зданий, сооружений и техники;
контроль полноты обеззараживания (дезинфекции) биологическими поражающими агентами;
проведение санитарной обработки населения, выведенного из зоны биологического заражения, обслуживающего персонала и личного состава сил гражданской обороны, участвовавших в проведении работ в зоне биологического заражения.
Слайд 87
ядерный терроризм
подрыв ядерного заряда на критически важных объектах инфраструктуры.
ядерные боеприпасы (штатные) малой и сверхмалой мощности (масса от 27 до 77 кг, могут переноситься двумя диверсантами), возможно сильное разрушение критически важных объектов инфраструктуры, в том числе плотин гидроэлектростанций, и значительное радиоактивное загрязнение территорий.
диверсия на радиационно-опасных объектах.
последствия диверсии на ядерных реакторах исследовательских центров или предприятиях топливного цикла будут носить локальный характер, однако при диверсии на реакторах АЭС возможна глобальная катастрофа, аналогичная чернобыльской
радиоактивное загрязнение местности и других объектов внешней среды
путем подрыва или распыления радионуклидов. Наиболее распространенными радионуклидами, обладающими длительным периодом полураспада и высокой удельной радиотоксичностью, являются изотопы цезия-137 и стронция-90. Их применение может быть осуществлено скрытно путем распыления в виде аэрозоля или путем подрыва радиационно-грязного заряда. В большинстве случаев радиоактивное заражение местности будет локальным. Однако применение долгоживущих радионуклидов может привести к загрязнению территории на длительное время и к дорогостоящим мероприятиям по ее реабилитации.
Слайд 88
При совершении теракта
(в режиме ЧС):
выявление зон загрязнения, оценка масштабов и характера возникшей ЧС и оповещение о ней;
выдвижение оперативных групп в район проведения работ;
оценка радиационной обстановки;
организация дозиметрического контроля;
установление и поддержание режима радиационной безопасности;
проведение, при необходимости, на ранней стадии йодной профилактики населения, персонала объекта, участников ликвидации последствий теракта;
обеспечение населения, персонала объекта, участников ликвидации последствий теракта средства индивидуальной защиты;
укрытие населения, оказавшегося в зоне загрязнения, в защитных сооружениях;
санитарная обработка населения, персонала объекта, участников ликвидации последствий теракта;
дезактивация объектов производственного, социального, жилого назначения, а также территорий, сельскохозяйственных угодий, транспорта, средств защиты, одежды, имущества, продовольствия и воды;
эвакуация или отселение граждан из зон, в которых уровень радиоактивно загрязнения превышает допустимый для проживания населения.
Слайд 89
Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1999 г. N 1040
"О мерах по противодействию терроризму"
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления крупных городов и других населенных пунктов:
создать при указанных органах временные оперативные штабы по решению задач в сфере защиты населения, объектов особой важности и объектов, связанных с жизнеобеспечением населения, от проявлений терроризма;
разработать и осуществить комплекс неотложных мер по усилению безопасности жилых микрорайонов, мест массового пребывания людей, учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта. Предусмотреть выделение необходимых финансовых средств на эти цели, в том числе на техническое укрепление чердаков и подвалов, установку кодовых замков и домофонов в подъездах, размещение в многолюдных местах средств экстренной связи граждан с милицией и установок телеобзора;
развернуть среди населения разъяснительную работу, направленную на повышение организованности и бдительности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, укрепление взаимодействия с правоохранительными органами;
усилить контроль за соблюдением правил регистрационного учета граждан по месту их пребывания и по месту жительства и за использованием помещений жилых домов в производственных, коммерческих и иных целях;
предусмотреть выделение ассигнований на увеличение количества служебно-розыскных собак в органах внутренних дел, технических средств для обнаружения и обезвреживания взрывных устройств и взрывчатых веществ;
более активно привлекать население, частные охранные предприятия, службы безопасности организаций и общественные организации к оказанию содействия правоохранительным органам в проведении профилактической работы по месту жительства граждан, в том числе в охране жилых домов и подъездов, обеспечении общественного порядка в жилых микрорайонах.
Слайд 90
С целью повышения антитеррористической защищенности образовательных учреждений, без значительного задействования финансовых средств, можно предложить главам соответствующих муниципальных образований принять меры:
по запрещению размещения коммерческих структур на территории учреждений образования);
антитеррористическим комиссиям взять под контроль состояние антитеррористической безопасности учреждений образования;
состояние охраны учреждений образования, охраняемых частными охранными предприятиями, привести в соответствие с требованиями нормативно-правовой базы;
оснастить силы и средства звеньев РСЧС повышенной готовности современными средствами радиационной, химической, бактериологической неспецифической разведки, средствами защиты и индивидуального контроля, мобильными средствами связи и оповещения;
усилить контроль за соблюдением требований санитарного законодательства Российской Федерации на объектах водоснабжения и обеспечить надежную охрану узлов водозабора, обеспечивающих водоснабжение населения.