Презентация - Тема долга и чести в творчестве М.Ю.Лермонтова

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Тема долга и чести в творчестве М.Ю.Лермонтова
Распечатать
  • Уникальность: 96%
  • Слайдов: 17
  • Просмотров: 3406
  • Скачиваний: 1615
  • Размер: 4.04 MB
  • Класс: 8
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Тема долга и чести в творчестве М.Ю.Лермонтова, слайд 1
Исследовательская работа по литературе «Тема долга и чести в творчестве М.Ю.Лермонтова»
Работу выполнила учащаяся 8 класса Скакалина Елизавета Руководитель: Новикова Л.Н.

Слайд 2

Тема долга и чести в творчестве М.Ю.Лермонтова, слайд 2
Цель: определить, как раскрывает М.Ю.Лермонтов понятия чести, совести и долга в своих произведениях .
Задачи: определение значения слов: честь, совесть, долг; анализ эпизодов из поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»; определить, как решает писатель проблемы нравственного выбора.

Слайд 3

Тема долга и чести в творчестве М.Ю.Лермонтова, слайд 3
Гипотеза
Если человек будет пренебрегать понятиями долга и чести, то он не сможет состояться как личность.

Слайд 4

Тема долга и чести в творчестве М.Ю.Лермонтова, слайд 4
Самостоятельное исследование учащимся
1)Определить значения слов: честь, совесть и долг. 2)Узнать, что такое поединок? 3)Выяснить, что такое нравственный поединок? 3)Разобраться в причинах нравственного поединка в произведении.

Слайд 5

Тема долга и чести в творчестве М.Ю.Лермонтова, слайд 5
Значения слов: честь, совесть и долг.
Честь- 1)достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности. 2)Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. 3)Почёт, уважение. Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение. Долг- то же, что и обязанность.(Гражданский долг, священный долг.)

Слайд 6

Тема долга и чести в творчестве М.Ю.Лермонтова, слайд 6
М.Ю.Лермонтов (1814-1841)
Главной проблемой поэмы можно назвать проблему долга и чести. Лермонтов обратился к истории России, видимо, потому, что в современной ему жизни не было жизненного материала, который дал бы ему возможность создать ситуацию, раскрывающую эту нравственную проблему. О своем поколении Лермонтов писал: «Перед опасностью позорно малодушны и перед властию- презренные рабы».

Слайд 7

Тема долга и чести в творчестве М.Ю.Лермонтова, слайд 7
О времени правления Ивана Грозного
Прозванный Грозным, по прямому имени Тит и Смарагд, в постриге - Иона - государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый царь всея Руси.  Родился25 августа 1530 г., Коломенское, Москва Умер18 марта 1584 г. (53 года), Москва, Русское царство. Принял царский титул, став 1 русским царем. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем столкнулись с невероятным по своей жестокости деспотизмом.

Слайд 8

Тема долга и чести в творчестве М.Ю.Лермонтова, слайд 8
Кто такие опричники?
Опричники- преданные царю бояре и дворяне. В своих черных кафтанах, с притороченными к седлу собачьей головой и метлой, они наводили на всех ужас. Песья голова означала собачью преданность государю, а метла-готовность вымести всю «измену» из государства. Могли делать, что заходят. Царь за них заступался. Обидеть опричника- значит обидеть царя. «То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. Позади его стоят стольники. Супротив его всё бояре да князья. По бокам его всё опричники; И пирует царь во славу божию, В удовольствие своё и веселие».

Слайд 9

Тема долга и чести в творчестве М.Ю.Лермонтова, слайд 9

По законам Ивана Грозного опричник мог безнаказанно ограбить и разорить земца. Иногда, схватив человека на улице, вел его в суд, жалуясь на вымышленную обиду, на вымышленную брань. Земец на опричника не мог даже пожаловаться. Сказать про опричника неучтивое слово значило оскорбить самого царя. В любом споре опричник считался правым. Убить земца ничего не стоило, а поднять руку на опричника считалось тяжким преступлением. Любой поступок и даже тяжёлое преступление сходило с рук царским любимцам. Скоро увидели, что Иоанн предает всю Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы.

Слайд 10

Тема долга и чести в творчестве М.Ю.Лермонтова, слайд 10
Поединок-бой один на один между двумя соперниками, способ защиты личной чести.
В древней Руси кулачный бой был любимым развлечением. Это было своеобразное состязание в силе, ловкости, богатырской удали. Дрались обычно «стенка на стенку». Полгорода становилось одной «стенкой», а другая половина города – второй. Бой «один на один» происходил на глазах обеих «стенок» и обычно предшествовал общей свалке. Был еще другой вид единоборства – бой «сам на сам», или «поле». Бой «сам на сам» — судебный поединок. Дрались обычно обидчик и обиженный. Тот, кто оказывался победителем, признавался правым, а побеждённый — виноватым. В бое «стенка на стенку» существовали свои правила: лежачего не бить, по виску и «под микитки» (под вздох) не ударять. При поединке «сам на сам» дрались без правил. Калашников рассматривал бой с опричником на Москве-реке как судебный поединок.

Слайд 11

Тема долга и чести в творчестве М.Ю.Лермонтова, слайд 11

Нелегка была доля женщины в древней Руси. До замужества она не имела права одна выходить за пределы родительской усадьбы. Замуж её выдавали по родительской воле, и до самой свадьбы она не знала человека, с которым ей придётся жить всю жизнь. В доме мужа на стене её ждал «дурак». Так называлась плеть, предназначенная для жены. О муже, который не бил жены, благочестивые люди говорили, что он «о своей душе не радит и сам погублен будет и дом свой погубит». Несмотря на такие порядки, жена всё же не была рабой в доме. Во всём, что касалось домашних дел, Алена Дмитриевна была полной хозяйкой, или, как говорили тогда, «госпожой». Воспитание детей, кладовые, огород, кухня были на её попечении, и муж редко вмешивался в эту сторону домашней жизни. Однако во всем, что касалось отношений с миром, который начинался за воротами усадьбы, Алена Дмитриевна была совершенно бесправна. Она не смела ничего покупать без разрешения мужа, не могла ни с кем познакомиться без его согласия, должна говорить с посторонними лишь о том, о чем приказывал муж. Чтобы пойти в церковь, женщина тоже должна была спросить разрешения у мужа. Уже то, что ее не оказалось дома, когда купец вернулся из лавки, считалось тяжелым проступком, почти преступлением.

Слайд 12

Тема долга и чести в творчестве М.Ю.Лермонтова, слайд 12
Как раскрывает понятие чести эпизод кулачного боя?
Участники нравственного поединка. Калашников Степан Парамонович; Кирибеевич(опричник); Царь Иван Васильевич (в качестве судьи) Для Калашникова важна система ценностей: бог, товарищи, жена, семья. Преступить нравственный закон считалось грехом. Он живёт по высоким моральным принципам, верит в Бога, ходит в церковь, не смеет нарушать закона Господня.Это человек чести и благородства.Он не воин, хотя обладает могучей силушкой, готов «постоять за правду до последнего» ) В «нравственном поединке» Степан Парамонович победил , вышел на защиту человеческого достоинства.

Слайд 13

Тема долга и чести в творчестве М.Ю.Лермонтова, слайд 13
Результаты исследования
Поэма провозглашает вечные ценности: уважение сильных, удалых, благородных-, без которых никак не может быть нравственного идеала.

Слайд 14

Тема долга и чести в творчестве М.Ю.Лермонтова, слайд 14
Какой он- наш герой?
Мужественный человек Человек, защищающий свою семью Прямой, искренний Человек чести

Слайд 15

Тема долга и чести в творчестве М.Ю.Лермонтова, слайд 15
Уроки Лермонтова
Защити свою семью. Отстаивай свою честь. Не отдай на поругание близких. Имей человеческое достоинство. Не теряй совесть.

Слайд 16

Тема долга и чести в творчестве М.Ю.Лермонтова, слайд 16

Слайд 17

Тема долга и чести в творчестве М.Ю.Лермонтова, слайд 17
Выводы
Таким образом , мы считаем, что и сейчас не устарели понятия чести, долга, совести, так как мы- люди, и нам с этим жить. Эти важнейшие качества помогают человеку стать человеком. Честь, долг, совесть… Не сразу понимаешь эти слова, их глубокий смысл. Калашников Степан Парамонович из поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова…» помогает определить читателю, что такое честь и бесчестие, мужество и трусость. Это важные человеческие ценности, без которых трудно найти себя в жизни. Следовательно, наша гипотеза верна: если человек будет пренебрегать понятиями нравственности, то он не сможет состояться как личность в мире. Необходимо обращение к русской литературе с ее вечными вопросами добра и зла, любви и ненависти, верности и предательства.
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.