Презентация - Дидактический синквейн в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №59 «Умка» г.Подольск
Дидактический синквейн в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями
Подготовила: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГОЛОВЛЁВА Н.В.

Слайд 2


Актуальность и целесообразность:
-новая технология открывает новые возможности; - не нарушается общепринятая система воздействия на речевую патологию и обеспечивает ее логическую завершенность; - данная технология благоприятно влияет на развитие высших психических функций; - синквейн можно использовать при диагностическом исследовании дошкольников; - синквейн является игровым приемом.

Слайд 3


Что такое синквейн?
Кто ясно мыслит – тот ясно излагает. (Античная поговорка) Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами для занятий в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Слайд 4


Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана в начале XX века американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая увлекалась восточными формами стихосложения. В России синквейн начал применяться с 1993 года. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Слайд 5


Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Слайд 6


Правила составления синквейна
Синквейн состоит из 5 строк; • Его форма напоминает ёлочку. 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово

Слайд 7


Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Слайд 8


1.ШКОЛА 2. Светлая, большая. 3. Учит, воспитывает, развивает. 4. В школе учатся дети. 5. Здание.

Слайд 9


1.КОТЁНОК 2. Чёрненький, пушистый. 3. Играет, спит,ест. 4. Я его люблю. 5. Домашнее животное.

Слайд 10


1.АРБУЗ 2. Круглый, вкусный. 3. Растёт, зреет, нарезается. 4. Арбуз-это большая ягода. 5. Лето.

Слайд 11


1.ЯБЛОКО 2. Зелёное, сладкое. 3. Растёт, спеет, наливается. 4. Я ем яблоко. 5. Фрукт.

Слайд 12


1.ЁЖИК 2. Серый, колючий. 3. Фыркает, спит, сворачивается. 4. Мне нравится маленький ёжик. 5. Лес.

Слайд 13


1.СНЕГИРЬ 2. Красногрудый, черноголовый. 3. Сидит, клюёт, пугается. 4. Снегирь прилетает зимой. 5. Холод.

Слайд 14


1.БЕЛКА 2. Рыжая, пушистая. 3. Прыгает, грызёт, собирает. 4. Мне нравится ловкая белка. 5. Дикое животное.

Слайд 15


ВАРИАНТЫ РАБОТЫ:
Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего); Составление синквейна по прослушанному рассказу; Коррекция и совершенствование готового синквейна; Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки). На основе существующих строк необходимо ее (часть) определить.

Слайд 16


Синквейн- один из эффективных методов развития речи дошкольников
В чём же его эффективность и значимость? Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Слайд 17


Синквейн способствует решению следующих задач:
• изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; • отрабатываются знания о частях речи; • знания о предложении; • умение соблюдать интонацию; • значительно активизируется словарный запас ребёнка; • совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; • активизируется и развивается мыслительная деятельность; • совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Слайд 18


ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Технология синквейн – открывает новые возможности; помогает оптимизировать работу воспитателя. использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход. способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий. является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала. носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

Слайд 19


Вывод:
выстраивание работы с детьми по формированию речемыслительной деятельности с использованием метода Синквейн, способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности совместной деятельности, а также подготовки дошкольника к успешному обучению в школе.

Слайд 20


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!