Презентация - Как написать ЭССЕ по обществознанию

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Как написать эссе по обществознанию
Мастер-класс подготовили учителя истории и обществознания Масленникова Лариса Станиславовна Хаткевич Лилия Ильдюсовна

Слайд 2

ЭССЕ – ПРОЗАИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ НЕБОЛЬШОГО ОБЪЕМА И СВОБОДНОЙ КОМПОЗИЦИИ, ВЫРАЖАЮЩЕЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И СООБРАЖЕНИЯ ПО КОНКРЕТНОМУ ПОВОДУ ИЛИ ВОПРОСУ
ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ – РАССУЖДЕНИЕ, РАЗМЫШЛЕНИЕ НА ОРИГИНАЛЬНУЮ ТЕМУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМЕЮЩИХСЯ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Слайд 3


№.Критерии оценивания ответа на задание по мини-сочинению.Баллы
К1.Раскрытие смысла высказывания.
.Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании.1
.Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт пред­ставления о его понимании.0
К2.Характер и уровень теоретической аргументации.
.Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов)
.Избранная тема (в одном или нескольких аспектах по усмотрению участника экзамена) раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы.2
.В ответе приводятся отдельные, относящиеся к теме, но не связан­ные между собой и другими компонентами аргументации, понятия или положения.1
.Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключе­вых понятий не объяснён; теоретические положения, рассуждения и выводы отсутствуют). ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой.0

Слайд 4


№.Критерии оценивания ответа на задание по мини-сочинению.Баллы
КЗ.Качество фактической аргументации.
.Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о не­понимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании
.Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников: используются сооб­щения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Приведено не менее двух примеров из различных ис­точников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников).2
.Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления. ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) примеры из источника одного типа. ИЛИ Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) пример.1
.Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису.0
Максимальный балл.5

Слайд 5

Слайд 6

Основные структурные элементы будущего мини-сочинения
1. Цитата.«Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». (М. Бакунин)
2. Проблема, поднятая автором, её актуальность.
3. Смысл высказывания.
4. Собственная точка зрения.
5. Теоретическая аргументация.6. Фактическая аргументация
7. Вывод.

Слайд 7


ЦИТАТА.ПРОБЛЕМА (ТЕМА) ВЫСКАЗЫВАНИЯ
А) «Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации» (Г. Лебон)..1) значение общения в жизни человека
Б) «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность — отстаивают» (А. Асмолов)..2) проблема национального самосознания, межнациональных отношении
В) «Молодёжь часто ведёт себя так, словно хочет уничтожить основу, фундамент собственной жизни» (Дж. Олдридж)..3) соотношение социального статуса и ролевых ожиданий общества
Г) «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг)..4)различные аспекты понимания термина человек, соотноше­ние понятий «индивид», «лич­ность», «индивидуальность»
Д) «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность — национализм» (И. Шевелев)..5)возрастные и психологические особенности молодёжи как социальной общности
6)взаимоотношение человека и общества, проблема сохранения индивидуальности

Слайд 8

Основные структурные элементы будущего мини-сочинения
1. Цитата.«Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». (М. Бакунин)
2. Проблема, поднятая автором, её актуальность.Проблема свободы личности в обществе является актуальной в условиях формирования правового государства.
3. Смысл высказывания.
4. Собственная точка зрения.
5. Теоретическая аргументация.6. Фактическая аргументация
7. Вывод.

Слайд 9


ЦИТАТА.СМЫСЛ ВЫСКАЗЫВАНИЯ АВТОРА
А) «Каков характер народа, таков и характер воспитания» (К. Ушинский)..1) Чтобы добиться любых управленческих задач, нужно грамотно применять стимулы.
Б) «Влияние на людей дороже богатства» (Л. Вовенарг)..2) Национальная система воспитания строится на основе обычаев, традиций и менталитета народа.
В) «Всё управление в конечном счёте сводится к стимулированию активности других людей» (Ли Якокка)..3) Количественный показатель населения не характеризует уровень достижений народа.
Г) «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе» (Русская пословица)..4)Способность заставить людей действовать в соответствии со своей волей — важный ресурс в деятельности лидера.
Д) «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом» (В. Гюго)..5)При постановке различных задач важно объективно оценить свои возможности.

Слайд 10

Основные структурные элементы будущего мини-сочинения
1. Цитата.«Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». (М. Бакунин)
2. Проблема, поднятая автором, её актуальность.Проблема свободы личности в обществе является актуальной в условиях формирования правового государства.
3. Смысл высказывания.Автор утверждает, что человек абсолютно свободным в обществе быть не может.
4. Собственная точка зрения.
5. Теоретическая аргументация.6. Фактическая аргументация
7. Вывод.

Слайд 11

Тезис – основное утверждение вашего эссе (собственная точка зрения)
СОГЛАСИЕ.НЕСОГЛАСИЕ.ЧАСТИЧНОЕ СОГЛАСИЕ
Нельзя не согласиться с автором ….Невозможно согласиться с автором ….Я лишь частично согласен с автором …

Слайд 12

Основные структурные элементы будущего мини-сочинения
1. Цитата.«Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». (М. Бакунин)
2. Проблема, поднятая автором, её актуальность.Проблема свободы личности в обществе является актуальной в условиях формирования правового государства.
3. Смысл высказывания.Автор утверждает, что человек абсолютно свободным в обществе быть не может.
4. Собственная точка зрения.Не могу не согласиться с автором, о
5. Теоретическая аргументация.6. Фактическая аргументация
7. Вывод.

Слайд 13

Теория Факты
свобода; •границы свободы; •свобода и ответственность; •социальные гарантии свободы; •закон как ограничитель свободы в правовом государстве. •Какими качествами обладают правители — великие мудрецы? •При каких условиях государственная власть «не раздражает» общество? •Государство должно выражать интересы всего общества, чтобы не было угнетённых. •Оно должно реализовывать принцип социальной справедливости. •Преобладающим методом должно стать убеждение, а не принуждение. •Нравственный, моральный облик правителей, их преданность делу, строгое соблюдение13 закона. понятие культуры в широком и уз­ ком смысле слова; •виды культуры: индивидуальная, коллективная; • типология культуры: народная, массовая, элитарная; • проблема диалога культур; • роль культуры в формировании личности индивида..1.Право слушать громкую музыку, заниматься творчеством (КоАП РФ вводит ограничение до 22.00) не должно препятствовать осуществлению права на отдых других людей. 2.Свобода предпринимателя в области производства продуктов питания ограничивается требованиями соблюдения определённых санитарных правил, установленных законом. 1.Реализация идеи социального партнёрства в современных Швеции, Дании, Австрии, основанного на согласии и взаимной ответственности бизнеса, власти, наёмных работников. В Дании самые высокие в мире налоги, а жители считают себя самыми счастливыми людьми. 2.Противоположным примером является фашистская Германия. Дискриминационная, агрессивная политика Гитлера привела к расколу немецкого общества, многочисленным жертвам и краху государства, что тяжёлым бременем легло на плечи простых граждан. 1.Школьница пишет стихи, занимается живописью — она вносит свой вклад в культуру. 2.Проявления молодёжных субкультур (эмо, готы, панки). 3. Рок-опера «Юнона и Авось» — сочетание церковного песнопения, симфонической музыки с современной инструментальной музыкой.

Слайд 14

Основные структурные элементы будущего мини-сочинения
1. Цитата.«Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». (М. Бакунин)
2. Проблема, поднятая автором, её актуальность.Проблема свободы личности в обществе является актуальной в условиях формирования правового государства.
3. Смысл высказывания.Автор утверждает, что человек абсолютно свободным в обществе быть не может.
4. Собственная точка зрения.Не могу не согласиться с автором, о
5. Теоретическая аргументация Необходимо раскрыть тезисы и понятия: •свобода; •границы свободы; •свобода и ответственность; •социальные гарантии свободы; •закон как ограничитель свободы в правовом государстве..6. Фактическая аргументация 1.Право слушать громкую музыку, заниматься творчеством (КоАП РФ вводит ограничение до 22.00) не должно препятствовать осуществлению права на отдых других людей. 2.Свобода предпринимателя в области производства продуктов питания ограничивается требованиями соблюдения определённых санитарных правил, установленных законом.
7. Вывод.

Слайд 15

Вывод
Фразы -клише «Таким образом, можно сделать вывод…» «Подводя итог, хотелось бы отметить, что ..»

Слайд 16

Основные структурные элементы будущего мини-сочинения
1. Цитата.«Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». (М. Бакунин)
2. Проблема, поднятая автором, её актуальность.Проблема свободы личности в обществе является актуальной в условиях формирования правового государства.
3. Смысл высказывания.Автор утверждает, что человек абсолютно свободным в обществе быть не может.
4. Собственная точка зрения.Не могу не согласиться с автором, о
5. Теоретическая аргументация Необходимо раскрыть тезисы и понятия: •свобода; •границы свободы; •свобода и ответственность; •социальные гарантии свободы; •закон как ограничитель свободы в правовом государстве..6. Фактическая аргументация 1.Право слушать громкую музыку, заниматься творчеством (КоАП РФ вводит ограничение до 22.00) не должно препятствовать осуществлению права на отдых других людей. 2.Свобода предпринимателя в области производства продуктов питания ограничивается требованиями соблюдения определённых санитарных правил, установленных законом.
7. Вывод.В современном цивилизованном обществе нет и не может быть абсолютной свободы.

Слайд 17


Советы
1.Читайте. 2.Собирайте 3. Анализируйте 4. Пишите