Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Как изучать священные книги на уроках литературы?» УМК "ЛИТЕРАТУРА« (5-9 класс) (авторы: А.Н. АРХАНГЕЛЬСКИЙ, Т.Ю. СМИРНОВА) Т.Ю. Смирнова - автор – учитель литературы.
Слайд 2
НОВАЯ ЛИНИЯ УМК ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ А. Н. АРХАНГЕЛЬСКОГО И Т.Ю. СМИРНОВОЙ
Одна из самых современных линеек учебников по литературе для средней школы
Преимущества:
Позволяет сформировать навыки самостоятельного чтения, общения с книгой, дает разнообразный литературоведческий опыт
Содержит только актуальные задания для приобретения опыта собственного литературного творчества в разных жанрах, а также задания, готовящие к написанию сочинения
Учтены особенности восприятия литературных произведений новым поколением, связанным с видеокультурой и мультимедиа
ФП № 1.2.1.2.6.3
ФП № 1.2.1.2.6.2
ФП № 1.2.1.2.6.1
Состав УМК:
методические пособия
рабочая программа
ЭФУ
ФП № 1.2.1.2.6.4
ФП № 1.2.1.2.6.5
Слайд 4
Урок литературы не проповедь и не урок основ православной культуры, при изучении священных текстов свои методические задачи и свой филологические подход.
Слайд 5
Актуальность в самой теме
Священные книги - древнейшие литературные памятники, имеющие мало с чем сравнимое культурно-историческое значение. Но детям, в первую очередь, интересно настоящее и будущее. Для того, чтобы они полюбили историю и древнюю культуру, они должны понять, какое они имеют отношение к их собственной жизни.
Священные книги отвечают на главные вопросы, волнующие человечество, и если посмотреть на них через призму этих вопросов, они не могут не заинтересовать мало-мальски думающего человека, даже если ему всего 10-12 лет.
О том, как сделать это на уроках литературы, мы и поговорим на нашем вебинаре.
Важно пробудить в детях серьезное отношения к этим источникам, помочь учащимся сделать первые шаги к пониманию их самостоятельной значимости и к пониманию того влияния, которое они оказали на всю культуру человечества.
Слайд 6
Смысловые идеи каждого учебного года
5 класс. Детство человечества: миф, фольклор, священные книги человечества, рождение литературы. Детство человека: тема игры, радость творческого труда, мастерства и художества.
6 класс. Герои и подвиги в мировой литературе.
7 класс. Пути-дороги, изображение жизненного пути человека в литературе.
8 класс. Идеалы людей, культур и эпох, выраженные в шедеврах мировой литературы
9 класс. История русской литературы и формирование национальной картины мира. От древнерусской литературы до литературы первой четверти 19 столетия.
Слайд 7
Место темы в программе 5 класса. Детство человечества: миф, фольклор, священные книги человечества, рождение литературы. Детство человека: тема игры, радость творческого труда, мастерства и художества.
Слайд 10
Вопросы внутри главы.
Как возник мир?
Как устроен космос?
Какие силы управляют жизнью?
Что нас ждёт после смерти?
Как появились разные народы?
Куда идёт история? Закончится ли она когда-нибудь?
В чём смысл человеческой жизни?
Читаем, узнаем, каки ответы на эти вопросы даны в священных книгах, в Библии.
Какие ответы есть в художественной литературе.
Слайд 11
Библия, библейские и евангельские сюжеты – необходимый контекст культуры.
Главы Ветхого Завета
Из Нового Завета:
В учебнике:
Сотворение мира
Всемирный потоп
Главы, о которых стоит упомянуть или дать узнать самостоятельно:
Изгнание из рая
Продажа Иосифа
Продажа первородства
Вавилонское столпотворение
Есть в учебнике:
Притча о сеятеле
О богатом и Лазаре
В Рабочей тетради:
Причта о блудном сыне
О жемчужине
Стоит познакомить с притчами:
О талантах
О мытаре и фарисее
О последней лепте вдовы
Слайд 12
Задание по Ветхому Завету (дополнительно, из он-лайн модуля)
Для самостоятельного чтения:
Перед вами список некоторых сюжетов из Ветхого Завета: “Вавилонская башня”, “Моисей” (Рождение Моисея, “Юность Моисея”, “Горящий куст”, “Переход через Черное море”, “Подарок пустыни”), “Самсон и лев”, “Юность Давида”.
Выберите любые два сюжета и познакомьтесь с их содержанием. Найдите, какие афоризмы (библеизмы) из этих сюжетов вошли в нашу речь. Запишите, что они обозначают.
ОТВЕТ :
Вавилонская башня - Книжн. Об очень высоком здании, строении.
Вавилонское столпотворение – беспорядок; бурлящая толпа; неразбериха.
Смешение языков - шумный, суматошный разговор.
Египетские казни / Египетская казнь – тяжкое наказание; губительные бедствия.
Манна небесная – нечто спасительное, крайне необходимое, неожиданный подарок.
Земля обетованная – привлекательное место, куда мечтаешь попасть.
Слайд 13
Изучение фрагментов Нового Завета. Притча как жанр литературы.
Слайд 14
ПРИТЧА как жанр. Притчи Нового Завета. «Открытие», формулирование понятия.
Притча о Сеятеле.
Читаем притчу, вникаем в её житейский, прямой смысл, пытаемся понять иносказание, потом читаем толкование.
Чему учит эта притча?
2. Задумаемся над тем, что такое притча и зачем она нужна. Как вы думаете, почему Иисус часто говорит притчами? Для этого попробуем поразмышлять ещё над несколькими вопросами:
Как вы понимаете слова, которые говорит ученикам Иисус Христос: «Кто имеет уши слышать, да слышит!»? (Не все учащиеся готовы к восприятию сложного переносного смысла этой фразы. Обострите «абсурдность» прямого смысла — разве были среди слушателей люди без ушей? Что здесь имеется в виду?)
Как Иисус сам объяснил смысл притчи о сеятеле?
Любая ли притча поддаётся расшифровке?
3. Дайте своё определение жанру притчи.
4. Запишите определение притчи в рабочей тетради и сравните его с тем, что дано в Словаре литературоведческих понятий.
Словарик:
При́тча — поучительный жанр, короткая иносказательная история, в которой на простых и наглядных житейских примерах разъясняются глубокие идеи, которые трудно понять, но можно представить.
Притча и басня. Символ и эмблема.
Слайд 15
Как вы думаете, почему Господь вначале прибег к притче, а не сразу сказал прямое поучение?
(Здесь дети могут поразмышлять. Высказать версии о том, что притчевый рассказ нагляднее, понятнее, что мы часто объясняем сложные вещи с помощью простых примеров. Кроме того, в Евангельском тексте сказано, что вначале Иисус говорит ко всем, а потом объясняет смысл только ученикам, в ответ на их вопрос. Это притча для будущих сеятелей. Но только ли? Ведь сеятся семена в сердца людей. Но люди пока не имеют ушей, чтобы слышать.)
Слайд 16
ПРИТЧА в рабочей тетради. Дополнительный материал к урокам.
Слайд 17
Отличие притчи от басни. Границы жанра.
Басня и притча на примере басни и притчи о жемчужине
Басня и притча в рабочей тетради
Сравниваем басню «Петух и жемчужина» Федра, «Петух и жемчужное зерно» Крылова и евангельскую притчу о жемчужине:
Чем отличаются петухи у Федра и у Крылова? У кого из них ярче выражен характер?
К чему, к какой области человеческой жизни относится поучение первой басни? Басни Крылова? Притчи?
Чем басня отличается от притчи?
Притча относит нас к таким понятиям, которые земным языком не объяснишь, она говорит, в первую очередь, о духовном, а басня — о нормах поведения, взаимоотношений людей - о земном.
Дети своими словами дают жанровое определение.
Слайд 18
Коран - священная книга мусульман
Слайд 19
Подражание Корану. Пушкин.
Слайд 20
«Три пальмы» Лермонтова а Рабочей тетради
Слайд 21
Задание в Рабочей тетради
Слайд 22
Диалоги времён. Образы священных книг в литературных произведениях. Г.Х. Андерсен . Снежная королева
Слайд 23
Г.Х. Андерсен . Снежная королева
Слайд 24
Диалоги времён. Образы священных книг в литературных произведениях. К. Льюис «Хроники Нарнии»
Слайд 25
Задания в учебнике и рабочей тетради
Слайд 26
К сюжетам Священных книг мы обращаемся на протяжении всех лет изучения литературы, в связи с разными произведениями.
Слайд 27
Желаем радости сотворчества с вашими учениками! Контакты: Смирнова Татьяна Юрьевна. Автор учебника, учитель литературы, директор ЧОУ «Школа «Образ»: t.u.obraz@mail.ru