Презентация - Логические блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША- универсальный дидактический материал
Филимонова Т.К. Старший воспитатель ГБДОУ детский сад №43 Невского р-на Санкт-Петербурга

Слайд 2

Золтан Пал Дьенеш (1916-2014)
Венгерский математик, психолог и педагог, профессор  Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.

Слайд 3

Для развития логических, комбинаторных, аналитических способностей детей Дьенеш разработал различные увлекательные логические игры. В своих занятиях он использовал специальные блоки, которые называл «логическими». При помощи их ребёнок мог научиться кодировке (классификации) определённой информации, ребёнок учится разделять блоки по свойствам (цвет, размер, форма, толщина), запоминать и обобщать. Разработанные в 1960-х годах, блоки Дьенеша популярны во многих странах и применяются до сих пор в различных вариантах исполнения (объёмные, плоскостные) для развития детей и подготовки к школе.

Слайд 4


В современной практике работы с детьми находят место два вида логического дидактического материала: объёмный и плоскостной. Объёмный материал именуется логическими блоками, плоскостной- логическими фигурами.

Слайд 5

Набор объёмных логических блоков состоит из 48 геометрических фигур. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: Цветом (синие, красные, жёлтые фигуры); Формой (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник); Размером (большие и маленькие фигуры); Толщиной (толстые и тонкие)

Слайд 6

Цели и задачи:
Знакомство детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов; Развитие пространственных представлений; Развитие логического мышления; представления о множестве, операции над множеством (сравнение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации) Развитие речи; Формирование познавательного интереса

Слайд 7

Альбомы с играми и заданиями

Слайд 8

Слайд 9

Логические кубики

Слайд 10

Зачем нужны карточки
Позволяют развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств- сделать шаг к словесно –логическому мышлению.

Слайд 11

Этапы освоения игр и упражнений с блоками Дьенеша
Ознакомительный. Освоение умения выделять и абстрагировать свойства. Освоение умения сравнивать предметы по их свойствам. Развитие способности к логическим действиям и операциям.

Слайд 12

Ознакомительный этап
Задача: дать возможность детям самостоятельно познакомиться с материалом. Блоки Дьенеша привлекают детей своими качественными признаками. Освоение блоков дети начинают с простого манипулирования фигурами. В ходе простой манипуляции дети устанавливают признаки: цвет, форму, размер, толщину.

Слайд 13

Развитие умения выделять и абстрагировать свойства.
Дети учатся выделять свойства, знакомятся со знаками-символами. Сначала учатся выделять одно свойство(цвет, форму, толщину, размер). Примеры игр: «Составь картинку по образцу», «Что изменилось?», «Волшебный мешочек», «Давайте познакомимся», «Найди такие же», «Найди пару», « Угощение Мишутки»

Слайд 14

Игра «Найди клад»
Перед детьми 8 квадратных блоков. Дети- кладоискатели, кружок из бумаги- «клад». Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатели ищут его, называя различные свойства блоков. Вначале роль кладоискателя выполняет воспитатель. Усложнение игры- увеличение количества блоков.

Слайд 15

Игры на сравнение, классификацию и обобщение
Игры и упражнения этой группы помогут развить у детей умение сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному, двум и трём свойствам. Сначала ребёнок осваивает сравнение предметов по заданным свойствам, затем- по самостоятельно выделенным. Примеры игр: « Дорожки», «Домино», «Поймай пару», «Две дорожки», «Засели домики», «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок?»

Слайд 16

Слайд 17

ЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ОПЕРАЦИИ. Игры для старших дошкольников
Игры этой группы помогут развить у детей умение разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развить умение производить логические операции «не», «и», «или», умение с помощью этих операций строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. Примеры игр: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?», «Угадай. какая фигура», «Построй дом», «Раздели блоки»

Слайд 18