Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША- универсальный дидактический материал
Филимонова Т.К.
Старший воспитатель
ГБДОУ детский сад №43
Невского р-на
Санкт-Петербурга
Слайд 2
Золтан Пал Дьенеш (1916-2014)
Венгерский математик, психолог и педагог, профессор
Шербрукского университета.
Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.
Слайд 3
Для развития логических, комбинаторных, аналитических способностей детей Дьенеш разработал различные увлекательные логические игры. В своих занятиях он использовал специальные блоки, которые называл «логическими». При помощи их ребёнок мог научиться кодировке (классификации) определённой информации, ребёнок учится разделять блоки по свойствам (цвет, размер, форма, толщина), запоминать и обобщать.
Разработанные в 1960-х годах, блоки Дьенеша популярны во многих странах и применяются до сих пор в различных вариантах исполнения (объёмные, плоскостные) для развития детей и подготовки к школе.
Слайд 4
В современной практике работы с детьми находят место два вида логического дидактического материала: объёмный и плоскостной.
Объёмный материал именуется логическими блоками, плоскостной- логическими фигурами.
Слайд 5
Набор объёмных логических блоков состоит из 48 геометрических фигур.
Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами:
Цветом (синие, красные, жёлтые фигуры);
Формой (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник);
Размером (большие и маленькие фигуры);
Толщиной (толстые и тонкие)
Слайд 6
Цели и задачи:
Знакомство детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов;
Развитие пространственных представлений;
Развитие логического мышления; представления о множестве, операции над множеством (сравнение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации)
Развитие речи;
Формирование познавательного интереса
Слайд 7
Альбомы с играми и заданиями
Слайд 10
Зачем нужны карточки
Позволяют развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств- сделать шаг к словесно –логическому мышлению.
Слайд 11
Этапы освоения игр и упражнений с блоками Дьенеша
Ознакомительный.
Освоение умения выделять и абстрагировать свойства.
Освоение умения сравнивать предметы по их свойствам.
Развитие способности к логическим действиям и операциям.
Слайд 12
Ознакомительный этап
Задача: дать возможность детям самостоятельно познакомиться с материалом.
Блоки Дьенеша привлекают детей своими качественными признаками. Освоение блоков дети начинают с простого манипулирования фигурами. В ходе простой манипуляции дети устанавливают признаки: цвет, форму, размер, толщину.
Слайд 13
Развитие умения выделять и абстрагировать свойства.
Дети учатся выделять свойства, знакомятся со знаками-символами. Сначала учатся выделять одно свойство(цвет, форму, толщину, размер).
Примеры игр: «Составь картинку по образцу», «Что изменилось?», «Волшебный мешочек», «Давайте познакомимся», «Найди такие же», «Найди пару», « Угощение Мишутки»
Слайд 14
Игра «Найди клад»
Перед детьми 8 квадратных блоков. Дети- кладоискатели, кружок из бумаги- «клад». Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатели ищут его, называя различные свойства блоков. Вначале роль кладоискателя выполняет воспитатель.
Усложнение игры- увеличение количества блоков.
Слайд 15
Игры на сравнение, классификацию и обобщение
Игры и упражнения этой группы помогут развить у детей умение сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному, двум и трём свойствам. Сначала ребёнок осваивает сравнение предметов по заданным свойствам, затем- по самостоятельно выделенным.
Примеры игр: « Дорожки», «Домино», «Поймай пару», «Две дорожки», «Засели домики», «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок?»
Слайд 17
ЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ОПЕРАЦИИ. Игры для старших дошкольников
Игры этой группы помогут развить у детей умение разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развить умение производить логические операции «не», «и», «или», умение с помощью этих операций строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.
Примеры игр: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?», «Угадай. какая фигура», «Построй дом», «Раздели блоки»