Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Проект «Мир сказок и карты Проппа»
Подготовила:
Афанасьева Марина Вячеславовна, воспитатель МДОУ №167
Слайд 2
Известный русский и советский филолог, фольклорист, профессор Ленинградского университета Владимир Яковлевич Пропп
(28 апреля 1895 —22 августа 1970г.)
Получил мировое признание, является основоположником сравнительно-типологического метода в фольклористике, одним из создателей современной теории текста.
Занимался изучением сказок. Поэтому принято считать, что карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. А из событий, как из кирпичиков складывается здание сказки.
Слайд 3
Владимир Яковлевич Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 31 карты.
Позднее они были сокращены до 28. Разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность карт: перескоки, добавления, объединения, которые не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой карты, с десятой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события. Одна карта - это определённое событие сказки.
Их различное соединение и различная последовательность расположения дает возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй.
Карты Проппа стимулируют развитие психических процессов, позволяют детям удержать в памяти большое количество информации, активизируют связную речь.
Слайд 4
Актуальность;
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. Раздел дошкольного образования «Речевое развитие» выделен в отдельную образовательную область, которая включает в себя развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.
Проблема:
Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи. По результатам диагностики уровня развития связной речи у детей, можно отметить следующие недостатки:
- высказывания короткие;
-отличаются непоследовательностью, даже если ребёнок передаёт содержание знакомого текста;
-состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
-уровень информативности очень низкий.
Слайд 5
Задачи,
которые решаются при использовании карт Проппа; — формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев; — карты развивают память, внимание, восприятие, фантазию, творческое воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь, обогащают словарь; — карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.
Предполагаемый результат:
- дети умеют определять жанр произведения;
-запоминать последовательность событий;
выделять основное содержание сказки;
- выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;
-уверенно манипулировать картами; -чувствовать красоту и образность родного языка;
-последовательность при пересказе сказок, самостоятельность в сочинении своих;
-повышение активности в речевом общении.
Слайд 6
Этапы работы
На первом этапе (средний возраст) - знакомство детей с композицией жанра сказка
Присказка. Зачин (приглашение в сказку) настраивает детей на особый лад, переносит в сказочный мир.
Повествование – насыщена событиями и так называемыми сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей
Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности
Слайд 7
На втором этапе (средний возраст) - проведение подготовительных игр: - «Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия). - «Кто на свете всех злее?» - выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища - «Волшебные слова» (сказочные приговоры) значимые слова в сказке ; - «Что в дороге пригодится?» - основные волшебные средства (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;
Слайд 8
- «Что общего?» - сравнительный анализ различных сказок ( нахождение сходства и различия между ними - как пример «Теремок» и «Рукавичка») - «Хороший - плохой» - выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий; - «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции.
Слайд 9
На третьем этапе (старшая группа) - знакомство с обозначениями карт Проппа. Сначала читаем небольшую сказку и сопровождаем ее выкладыванием из 4 - 6 карт. По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:
- выставить карты по ходу сюжета;
- найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке;
- найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки;
- определить отсутствие знакомой карты;
- отделить лишнюю карту.
На 5 этапе ( подготовительная группа) проводится обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт». Детям предлагается набор из 5-6 карт. Они могут придумывать вдвоем, втроем. Сочиняя группами, ребенок может заметить неточность в рассказе товарища (речевые, логические ошибки), самому быть внимательным при сочинении.
На четвёртом этапе (сташая группа) предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, и выстроить схемы по сюжету сказки.
Слайд 15
Пересказываем сказку « Маша и Медведь»
Пошла Маша в лес по грибы да по ягоды.
Говорили дедушка с бабушкой « Не ходи далеко от подружек, не отставай»
А Машенька деревце за деревце, кустик за кустик, да и отстала от подруг.
Медведь говорит; « Будешь со мной жить, щи да кашу мне варить»
И вот однажды Машенька придумала, как от медведя убежать и вернуться домой.
Взял медведь короб с пирожками да понес в деревню к дедушке с бабушкой.
Вышла Машенька из короба цела и невредима. А бабушка с дедушкой стали ее целовать, обнимать и умницей называть.
Слайд 16
Использование карт Проппа для составления и рассказывания сказок.
Жили-были - Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»).
Герой покидает дом - при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, или уходить из дома, превратившись в кого-либо после того, как запрет нарушен).
Запрет - «не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы».
Нарушение запрета - сказочные персонажи уходят из дома, выполняют запретные действия, и т. п; при этом в сказке появляется новое лицо - враг, вредитель.
Появление друга-помощника - серый волк, кот в сапогах, добрая фея и т.д.
Счастливый конец - пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу.
Слайд 17
Дети фантазёры и с удовольствием придумывают сказки, по-своему меняя поведение героев в определенных ситуациях, домысливают то, что могло предшествовать событиям на картинках.
Данная методика позволяет детям на основе знакомых сюжетов сказок и их героев придумывать свои собственные сказки.
В процессе у детей совершенствуются навыки творческого рассказывания, развивается связная речь.
В дальнейшем варианты работы с картами Проппа могут быть самыми различными - именно здесь и открывается творческий потенциал каждого ребенка.
Слайд 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Благодаря проводимой работе стали заметны положительные результаты в развитии связной речи дошкольников.
В ходе реализации данного проекта, с помощью нетрадиционного материала дети стали легче запоминать и пересказывать сказочные тексты, с удовольствием придумывать и создавать новые продукты своей деятельности.
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Сочинять нам сказки
Карты помогали:
Мыслить заставляли.
Речь нам развивали!
Слайд 19
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!