Презентация - Проект «Мир сказок и карты проппа»

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Проект «Мир сказок и карты проппа»
Распечатать
  • Уникальность: 80%
  • Слайдов: 19
  • Просмотров: 5937
  • Скачиваний: 2882
  • Размер: 5.4 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Проект «Мир сказок и карты проппа», слайд 1
Проект «Мир сказок и карты Проппа»
Подготовила: Афанасьева Марина Вячеславовна, воспитатель МДОУ №167

Слайд 2

Проект «Мир сказок и карты проппа», слайд 2

Известный русский и советский филолог, фольклорист, профессор Ленинградского университета Владимир Яковлевич Пропп (28 апреля 1895 —22 августа 1970г.) Получил мировое признание, является основоположником сравнительно-типологического метода в фольклористике, одним из создателей современной теории текста.  Занимался изучением сказок. Поэтому принято считать, что карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор.  А из  событий, как из кирпичиков   складывается  здание сказки.

Слайд 3

Проект «Мир сказок и карты проппа», слайд 3

Владимир Яковлевич Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 31 карты. Позднее они были сокращены до 28. Разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность карт: перескоки, добавления, объединения, которые не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой карты, с десятой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события. Одна карта - это определённое событие сказки. Их различное соединение и различная последовательность расположения дает возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй. Карты  Проппа стимулируют развитие психических процессов,   позволяют детям удержать в памяти большое количество информации,  активизируют связную речь.

Слайд 4

Проект «Мир сказок и карты проппа», слайд 4
Актуальность; Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. Раздел дошкольного образования «Речевое развитие» выделен в отдельную образовательную область, которая включает в себя развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.
Проблема: Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи. По результатам диагностики уровня развития связной речи у детей, можно отметить следующие недостатки: - высказывания короткие; -отличаются непоследовательностью, даже если ребёнок передаёт содержание знакомого текста; -состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; -уровень информативности очень низкий.

Слайд 5

Проект «Мир сказок и карты проппа», слайд 5
Задачи, которые решаются при использовании карт Проппа; — формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев; — карты развивают память, внимание, восприятие, фантазию, творческое воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь, обогащают словарь; — карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.
Предполагаемый результат: - дети умеют определять жанр произведения; -запоминать последовательность событий; выделять основное содержание сказки; - выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа; -уверенно манипулировать картами; -чувствовать красоту и образность родного языка; -последовательность при пересказе сказок, самостоятельность в сочинении своих; -повышение активности в речевом общении.

Слайд 6

Проект «Мир сказок и карты проппа», слайд 6
Этапы работы На первом этапе (средний возраст) - знакомство детей с композицией жанра сказка Присказка. Зачин (приглашение в сказку) настраивает детей на особый лад,  переносит в сказочный мир. Повествование – насыщена событиями и так называемыми сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности

Слайд 7

Проект «Мир сказок и карты проппа», слайд 7
На втором этапе (средний возраст) - проведение подготовительных игр: - «Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия). - «Кто на свете всех злее?» - выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища - «Волшебные слова» (сказочные приговоры) значимые слова в сказке ; - «Что в дороге пригодится?» - основные волшебные средства (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;

Слайд 8

Проект «Мир сказок и карты проппа», слайд 8
- «Что общего?» - сравнительный анализ различных сказок ( нахождение сходства и различия между ними - как пример «Теремок» и «Рукавичка») - «Хороший - плохой» - выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий; - «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции.

Слайд 9

Проект «Мир сказок и карты проппа», слайд 9
На третьем этапе (старшая группа) - знакомство с обозначениями карт Проппа. Сначала читаем небольшую сказку и сопровождаем ее выкладыванием из 4 - 6 карт. По мере накопления опыта можно предложить задания или игры: - выставить карты по ходу сюжета; - найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке; - найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки; - определить отсутствие знакомой карты; - отделить лишнюю карту.
На 5 этапе ( подготовительная группа) проводится обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт». Детям предлагается набор из 5-6 карт. Они могут придумывать вдвоем, втроем. Сочиняя группами, ребенок может заметить неточность в рассказе товарища (речевые, логические ошибки), самому быть внимательным при сочинении.
На четвёртом этапе (сташая группа) предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, и выстроить схемы по сюжету сказки.

Слайд 10

Проект «Мир сказок и карты проппа», слайд 10

Слайд 11

Проект «Мир сказок и карты проппа», слайд 11

Слайд 12

Проект «Мир сказок и карты проппа», слайд 12

Слайд 13

Проект «Мир сказок и карты проппа», слайд 13

Слайд 14

Проект «Мир сказок и карты проппа», слайд 14

Слайд 15

Проект «Мир сказок и карты проппа», слайд 15
Пересказываем сказку « Маша и Медведь» Пошла Маша в лес по грибы да по ягоды. Говорили дедушка с бабушкой « Не ходи далеко от подружек, не отставай» А Машенька деревце за деревце, кустик за кустик, да и отстала от подруг. Медведь говорит; « Будешь со мной жить, щи да кашу мне варить» И вот однажды Машенька придумала, как от медведя убежать и вернуться домой. Взял медведь короб с пирожками да понес в деревню к дедушке с бабушкой. Вышла Машенька из короба цела и невредима. А бабушка с дедушкой стали ее целовать, обнимать и умницей называть.

Слайд 16

Проект «Мир сказок и карты проппа», слайд 16

Использование карт Проппа для составления и рассказывания сказок.
Жили-были - Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»).
Герой покидает дом - при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, или уходить из дома, превратившись в кого-либо после того, как запрет нарушен).
Запрет - «не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы».
Нарушение запрета - сказочные персонажи уходят из дома, выполняют запретные действия, и т. п; при этом в сказке появляется новое лицо - враг, вредитель.
Появление друга-помощника - серый волк, кот в сапогах, добрая фея и т.д.
Счастливый конец - пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу.

Слайд 17

Проект «Мир сказок и карты проппа», слайд 17

Дети фантазёры и с удовольствием придумывают сказки, по-своему меняя поведение героев в определенных ситуациях, домысливают то, что могло предшествовать событиям на картинках. Данная методика позволяет детям на основе знакомых сюжетов сказок и их героев придумывать свои собственные сказки. В процессе у детей совершенствуются навыки творческого рассказывания, развивается связная речь. В дальнейшем варианты работы с картами Проппа могут быть самыми различными - именно здесь и открывается творческий потенциал каждого ребенка.

Слайд 18

Проект «Мир сказок и карты проппа», слайд 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Благодаря  проводимой работе стали заметны положительные результаты в развитии связной речи  дошкольников.  В ходе реализации данного проекта,  с помощью нетрадиционного материала  дети стали легче  запоминать и пересказывать   сказочные тексты,   с удовольствием придумывать  и  создавать новые продукты своей деятельности.
В мире много сказок Грустных и смешных И прожить на свете Нам нельзя без них! Сочинять нам сказки Карты помогали: Мыслить заставляли. Речь нам развивали!

Слайд 19

Проект «Мир сказок и карты проппа», слайд 19
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.