Презентация - Семинар-практикум «Использование дидактических игр для развития речи старших дошкольников»

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Семинар-практикум «Использование дидактических игр для развития речи старших дошкольников»

Слайд 2


Ведущая деятельность дошкольников – игровая. В ходе игры развиваются психологические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок в игре свободно выражает свои чувства, мысли, развивает в игре речевые навыки. В нашей группе, мы большое внимание уделяем дидактическим играм. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. При помощи дидактической игры дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия и т. д. Дидактическая игра активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Слайд 3


Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры. Одна из главных задач подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Хочу предложить вам некоторые дидактические игры для совместной игровой деятельности со своим ребенком. Это время, я думаю, вы проведете с пользой не только для ребенка, но и для себя. Чтобы речь ваших детей была правильной и грамотной рекомендую играть с ребятами в дидактические игры по развитию речи.

Слайд 4


«Закончи предложение» Мама положила хлеб. куда? (в хлебницу) Брат насыпал сахар. куда? (в сахарницу) Бабушка сделала вкусный салат и положила его. куда? (в салатницу) Папа принёс конфеты и положил их. куда? (в конфетницу) Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела) Мы включили обогреватели, потому что. (стало холодно) Я не хочу спать, потому что. (ещё рано) Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода) Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты) Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись от собаки)

Слайд 5


«Зоопарк» Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану: Внешний вид; Чем питается. Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

Слайд 6


«Поиграем в сказку» Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:  - Кто сидел на моем стуле?  - Кто ел из моей чашки?  - Кто спал в моей постели? - Кто же был в нашем доме? И т.п.

Слайд 7


«Вершки-корешки» Родитель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».  Родитель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается. Родитель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки».

Слайд 8


«Придумай предложение» Дети и родитель садятся в круг. Родитель объясняет правила игры:   - Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий.  Так по очереди по кругу  камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, родитель помогает им.

Слайд 9

Очень эффективны дидактические игры с мячом.

Слайд 10

Дидактические игры с мячом являются уникальной формой развития грамматического строя речи, так как работа проводится в игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо. Игры с мячом помогают заинтересовать детей, отвлечь от однообразной деятельности; давать новые знания; развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ; развивают ориентировку в пространстве.  В дидактических играх с мячом совершенно другая организация детей: они не сидят на стульчиках как обычно, а встают в кружок, в линейку, имеют возможность постоять, подвигаться, попрыгать. Данная особенность игр позволяет снимать «учебную усталость». Следовательно, игры с мячом позволяют сменить пассивную позицию ребёнка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности, что даёт им возможность получить и усвоить большее количество информации. Дидактические игры с мячом совершенствуют моторику рук детей, укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие мелкие движения становятся более точными, быстрыми, ловкими. Регулируют силу и точность движения.  Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

Слайд 11

« НАЗОВИ ЛАСКОГО» Цель: содействовать называнию уменьшительно-ласкательной формы слова; учить передавать мяч друг другу из рук в руки, не прижимая к груди. Описание: взрослый, передавая мяч ребенку называет слово и просит ребенка произнести слово ласково: кот-котенок, слон-слоненок, белка-белочка и т.д.

Слайд 12


«ОДИН-МНОГО» Цель: закреплять правильное употребление существительных множественного числа в родительном падеже; закреплять умение передавать мяч из рук в руки, не прижимая его к груди (мяч необходимо захватывать ладонью с разведенными пальцами). Описание: взрослый передает мяч ребенку и предлагает продолжить фразу: « У меня один карандаш, а у тебя много (чего?) – карандашей. Ребенок принимает мяч, передает его взрослому и отвечает на вопрос.

Слайд 13


«СКАЖИ НАОБОРОТ» Цель: учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы); учить бросать мяч под углом, чтоб его мог поймать играющий, стоящий напротив. Описание: взрослый бросает ребенку мяч с отскоком, называет слово и предлагает назвать слово, противоположное по смыслу (холодный-горячий; веселый-грустный и т.д.)

Слайд 14


«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ» Цель: закреплять обобщающие понятия и закреплять умение бросать мяч вверх. Описание: взрослый называет несколько предметов, предлагает назвать их одним словом и бросает мяч ребенку. (Например: «капуста, морковь, огурец, помидор. Что это?» Ребенок отвечает на вопрос и бросает мяч взрослому).

Слайд 15


«КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ СЛОВ» Цель: закреплять навыки звукового анализа; учить попадать в цель правой (левой) рукой с расстояния. Описание: взрослый предлагает ребенку подобрать слова с заданным звуком. Ребенок называет слово, берет мяч и бросает его в корзину.

Слайд 16


В заключении хочу подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Родители должны быть не зрителями и наблюдателями, а активными участниками в жизни своего ребёнка. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!