Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36» «Использование пересказа в развитие монологической речи старших дошкольников»
Воспитатель:
Космачева М. Н..,
высшая квал.категория
г. Арзамас, 2022 г.
Слайд 2
«Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно». (В. А. Сухомлинский)
Слайд 3
Задачи образовательной области «Речевое развитие» (в соответствии с ФГОС дошкольного образования): - владение речью как средством общения и культуры; - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Слайд 4
Монолог – это форма устного связного высказывания, изложение мыслей одним лицом. Монологическая речь является разновидностью связной речи. Монолог состоит из ряда логически последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания.
Слайд 5
Пересказ – осмысленное, связное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи, ребенок придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет, готовые речевые формы и приемы.
Слайд 6
Задачи
Развивающие
развивать умение логически излагать мысль,
способствовать развитию лексико-грамматическому и фонетико-фонематической стороны речи,
продолжать развивать коммуникативные способности, память, внимание, мышление
Образовательные
осмысленно воспринимать содержание произведения,
планировать развернутые высказывания,
в процессе пересказа использовать средства художественной выразительности
Воспитательные
создать положительный эмоциональный настрой,
воспитывать дружеские взаимоотношения.
Слайд 7
Традиционные виды пересказа
Подробный пересказ
Выборочный пересказ
Творческий пересказ
пересказ с изменением лица
пересказ по аналогии
пересказ – инсценирование
пересказ с творческим дополнением
Слайд 8
Нетрадиционные виды пересказа
«Расскажи самому себе»
Пересказ в диалогических парах
Пересказ по кругу
Пересказ группе детей
Слайд 10
Требования к литературному тексту для пересказа
Слайд 11
Требования к размеру текста
Слайд 12
Старший дошкольный возраст
Задачи:
Связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание рассказа или сказки без помощи взрослого, близко к тексту, используя авторские слова и выражения.
Предлагаются более сложные, длинные произведения, подводят к пересказу описательных текстов.
Совершенствуются умения эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок.
Говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения.
Слайд 13
Структура занятия по пересказу
Вводная часть
Первичное чтение произведения
Подготовительная беседа
Повторное чтение
Пересказ
Заключительная часть
Слайд 14
Вводная часть
Цель: вызвать интерес к занятию, подготовить детей к воспроизведению текста.
Задачи:
выяснить знания детей по теме произведения;
обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;
расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;
обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.
Приёмы:
- краткая вступительная беседа;
- показ картинки;
- напоминание о наблюдениях;
- загадка.
Слайд 15
Приемы обучения пересказу
Слайд 16
Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения
рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;
лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;
использование загадок, пословиц, потешек, стихов, способствующих пониманию содержания рассказа;
наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.
Слайд 17
Приемы работы над текстом произведения
беседа по произведению;
выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;
выделение из текста фраз к каждой картинке;
придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;
частичный пересказ во время беседы;
составление плана произведения.
Слайд 18
Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов
подсказ слова или фразы воспитателем;
пересказ по частям;
пересказ по ролям (в лицах);
передача текста от первого лица или лица разных его героев;
игровые приемы.
Слайд 19
Пересказ литературных произведений в детском саду - это средство развития речи на основе образца; вид работы детей, суть которого заключается в связном изложении прослушанного текста.
Слайд 20
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!