Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Развитие у старших дошкольников коммуникативных умений (на материале слов речевого этикета)
Работу выполнила
студентка 3 курса ВШПиПО
Рыбкина Юлия Николаевна
Архангельск 2017
Слайд 2
Объект исследования – процесс развития у старших дошкольников коммуникативных умений.
Предмет исследования – развитие коммуникативных умений посредством использования слов речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: отобрать виды заданий, способствующих развитию коммуникативных умений у старших дошкольников.
Задачи:
1 .Выявить психологические особенности старших дошкольников;
2. .Рассмотреть понятия «коммуникативное умение» и «речевой этикет»;
3. Выяснить методы и приемы развития коммуникативных умений, речевого этикета;
4. Обосновать виды заданий, способствующих развитию у старших дошкольников коммуникативных умений (на материале слов речевого этикета).
Гипотеза – развитию коммуникативных умений у старших дошкольников будут способствовать такие виды заданий, как:
1.Создания речевых ситуаций;
2.Обсуждение произведений детской литературы;
3.Использование игр как мотива речевой деятельности;
4. Проведение этические бесед.
Слайд 3
Коммуникативные умения
Коммуникация — это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению.
Включает в себя: передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств.
Основные коммуникативные умения(по М.М. Алексеева и М.И. Яшина):
активность в общении;
умение слушать и понимать речь;
умение строить общение с учетом ситуации;
умение легко входить в контакт с детьми и педагогом;
ясно и последовательно выражать свои мысли;
умение пользоваться формами речевого этикета.
Слайд 4
Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.
Речевой этикет (Формановская Н.И.) - правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми социальными группами, в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения
В речевой этикет включают:
•обращение и привлечение внимания;
•приветствие;
•знакомство;
•прощание;
•извинение;
•благодарность;
•пожелание;
•соболезнование;
•поздравление;
•сочувствие;
•приглашение;
•просьба;
•совет;
•одобрение;
•комплимент.
Слайд 5
Проблема коммуникативных умений у старших дошкольников (на материале слов речевого этикета)
Факторы, влияющие на возникновения коммуникативных проблем:
Неблагополучные отношения в семье.
Тип нервной системы, который проявляется в темпераменте ребенка.
Психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания.
Появление новых технологий
Последствия:
-эгоизм;
-упрямство;
-неуравновешенность;
- агрессивность, жестокость,
-неуверенность в себе (застенчивость);
- страхи;
- вранье;
- отсутствие друзей;
- не складываются отношения с братом (сестрой);
- не ходит гулять, т.к. на него не обращают внимания.
Слайд 6
ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
Анализ исходного уровня сформированности коммуникативных умений старших дошкольников
Цель: выявить уровень развития коммуникативных умений старших дошкольников.
Задачи:
Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности коммуникативных умений и речевого этикета старших дошкольников;
Подобрать задания с детьми, способствующие формированию коммуникативных умений;
Провести диагностическое исследование уровня сформированности коммуникативных умений и речевого этикета детей старшего дошкольного возраста и проанализировать полученные результаты.
Слайд 7
Комплекс методик «Выявление уровня коммуникативных способностей» Н.Е.Вераксы
Методика1
Цели: определение уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия).
Методика2
Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком состояния сверстника).
Методика 3
Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление о способах выражения своего отношения ко взрослому).
Методика 4
Цель: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику).
Слайд 8
Результаты на констатирующем этапе
Высоким уровнем коммуникативных умений обладают дети, которые :
-четко распознают различные ситуации взаимодействия;
- различают эмоциональное состояние сверстников и ориентирующиеся на него в процессе общения.
- имеют устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия
Средним уровнем коммуникативных умений обладают дети, которые :
-распознают не все ситуации взаимодействия. Поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации;
- не всегда различают эмоциональное состояние сверстников;
-имеют недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации с другими людьми.
Низким уровнем коммуникативных умений обладают дети, которые:
-почти не распознают ситуации взаимодействия. Такие дети, как правило, испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми;
-затрудняются в различении эмоционального состояния сверстников;
- не имеют четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому, о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации.
Ребенок №1
№2
№5
№8
№9 Ребенок
№3
№4
№6
№10 Ребенок
№7
Слайд 9
Диагностика уровня речевого этикета
Цель: выявление уровня речевого этикета, умение употреблять слова речевого этикета в определенных ситуациях.
Детям задавались вопросы:
1.Что ты говоришь утром своим родителям, когда просыпаешься? (Доброе утро)
2.Что нужно сказать, когда ты приходишь утром в группу? (Здравствуйте …)
3.Что ты скажешь своему другу, если хочешь взять у него игрушку, с которой он играет? ( Можешь дать мне, пожалуйста,…)
И т.д.
Высокий уровень:
ребенок хорошо разбирается в речевом этикете, правильно произносит слова для конкретных ситуаций.
Средний уровень:
ребенок использует лишь некоторые слова речевого этикета, про остальные забывает, не знает, не понимает значения слов;
Низкий уровень:
Ребенок плохо знает речевой этикет, не пользуется словами речевого этикета
Ребенок
№3
№6 Ребенок
№1
№2
№4
№5
№7
№8
№9
№10
Слайд 10
Формирующий этап
Время проведения: апрель – май 2017
Цель формирующего эксперимента: формирование коммуникативных умений и развитие речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Задания/занятия:
1. НОД «Знакомство»
Цель: формирование коммуникативных навыков у детей, представлений об эмоциональных состояниях с ориентацией на их эмоциональную отзывчивость.
2. НОД «Уроки вежливости».
Цель: формировать навыки вежливого общения старших дошкольников.
3. Игра-инсценировка «Учимся вежливости» В.В.Гербова
Цель: рассказать детям о некоторых важных правилах поведения в коллективе, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты.
4. Игра «Расскажи о друге»
Цель: формирование коммуникативных навыков, умение слушать друг друга.
5. Чтение книг: Магай Н. «Как Даша стала вежливой», Доманская Л «Книга хороших манер для воспитанных детей», Филякова Е. «Не надо обижаться», Шорыгина Т. А.«Вежливые сказки. Этикет для малышей»
Слайд 11
Анализ результатов экспериментальной работы
Цель: выявить уровень развития коммуникативных умений и уровень развития речевого этикета старших дошкольников после проведения формирующего эксперимента.
Задачи:
1. Провести повторное исследование уровня развития коммуникативных умений и развития речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
2. Сравнить результаты уровня развития коммуникативных умений и уровня развития речевого этикета на констатирующем и контрольном этапе.
Слайд 12
Сравнительная таблица результатов эксперимента
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности использования занятий с детьми в развитии коммуникативных умений старших дошкольников,
а также в развитии речевого этикета.