Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Проверим домашнее задание
Упр.19 Взаимопроверка:
А) на зЕмле, чЕрнееют, мЕлькают, по нЕбосводу, цвЕтными, вЕтров
Б) ветров
Слайд 2
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
(3 балла) Даны пары слов, обозначающие мужчину и женщину: узбек –
узбечка, швейцар – швейцарка, казах – казашка, хорват – хорватка.
Какая из этих пар не вписывается в модель «лицо мужского пола по национальности – лицо женского пола по той же национальности»? Обоснуйте свой ответ толкованием слов в выбранной паре.
Слайд 3
ОТВЕТ
Не вписывается в модель пара швейцар – швейцарка (1 балл). Слово швейцар
значит «сторож, привратник при подъездах, входах в учреждения» (1 балл), а слово швейцарка – «жительница Швейцарии» (1 балл).
Слайд 4
Сделайте морфемный разбор слова.
подводный
Слайд 5
Порядок морфемного разбора слова
Окончание и основа.
Подбор однокоренных слов; корень.
Приставка, суффикс
Слайд 6
Тема урока
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Повторение.
Слайд 7
Мы должны достичь…
Чему должны научиться…
Повторить…
Формировать умения…
Слайд 8
Теоретическим БУМ (Стр.16, п.5)
Ответ на «Пятёрку»
Слайд 9
1,2). Морфема – это минимальная значимая часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание).
3). Чтобы отделить окончание от основы, нужно подобрать форму этого же слова, в котором появляется другое окончание: (И.) вода – (Р.) воды – (Д.) воде – (В.) воду – (Т.) водой – (П.) (о) воде.
4). Нулевое окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая не выражена звуками:
дом□, чай□, лес□.
5). Однокоренные слова – это слова с одинаковым корнем: диво, удивительный, удивить.
6). Варианты морфем – это одна и та же морфема, но имеющая разный буквенный и звуковой состав: весной – весною.
Слайд 10
Задание № 1:
подобрать по 1 примеру для каждой пары вариантов морфем (морфемы выделите):
Образец: с (со) – стереть – соткать.
1) Пре- (пере-); 2) под-(подо-); 3) -ник//-ниц-
(1) Преступить – переступить,
(2) поднять – подогнуть,
(3) сотрудник– сотрудница.
Слайд 11
Задание № 2: упр.24
Слайд 12
Задание № 3:
вставьте пропущенные буквы, устно объясняя написание; во всех словах выделите корень:
(1) Пос…дел от горя, (2) пос…деть у костра, (3) зар…дить ружье, (4) прор…дить морковь, (5)м...литься, (6) нар...диться, (7) а...тограф, (8) б...скетбол, (9) б...сейн, (10) б...ян.
Слайд 13
Проверим
(1) Поседел от горя, (2) посидеть у костра, (3) зарядить ружье, (4) проредить морковь, (5)молиться, (6) нарядиться, (7) автограф, (8) баскетбол, (9) бассейн, (10) баян,
Слайд 14
Приставки на -з, -с.
Раз- (рас-)
Без- (бес-)
Из- (ис-)
Воз- (вос-)
Вз- (вс-)
Низ- (нис-)
Через- (черес-)
Обрати внимание на
здесь, здоровье, здание!
З нельзя в них изменить, чтобы смысл не повредить!
Слайд 15
Буквы з и с на конце приставок
…З- + звонкий согласный
разрезать, безвкусный, взлететь
…С- + глухой согласный
расчертить, бескрайний, всходить
Слайд 16
Ра..будить
Ра..сказывать
Бе..страшный
Во..дать
Из.гиб
В..потеть
И..сякнуть
Чре..мерный
№ з с
1 +
2 +
3 +
4 +
5 +
6 +
7 +
8 +
Слайд 17
Задание № 4:
образуйте цепочку однокоренных слов (существительное – прилагательное – наречие – глагол), выделите в словах корни:
(1) Шум, (2) чернота, (3) мороз.
Слайд 18
Проверим
(1) Шум (сущ.) – шумный (прил.) – шумно (нар.) – шуметь (гл.).
(2) Чернота (сущ.) – черный (прил.) – черно (нар.) – чернеть (гл.).
(3) Мороз (сущ.) – морозный (прил.) – морозно (нар.) – морозить (гл.).
Слайд 19
Задание № 5:
придумайте слова, соответствующие схемам:
1) - прилагательное
2) - глагол
3) - существительное.
Проверим:
1). Книжный.
2). Потерялась.
3). Грибник.
Слайд 20
Саморефлексия.
Я вспомнил, что…
Я узнал…
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Слайд 21
Домашнее задание
Параграф 5.
Упр.27 или 29.