Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях
Урок-практикум в 7 классе
Слайд 2
Поясните лингвистические высказывания
Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. М.В.Ломоносов
Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного. В.И.Даль
Слайд 3
Кто быстрее? Ответьте на вопросы:
Каково грамматическое значение причастия?
Обозначает признак предмета по действию
Какие признаки глагола есть у причастия?
Вид, время, возвратность
Какие признаки прилагательного есть у причастия?
Род, число, падеж
Какова синтаксическая роль причастий?
Полные причастия – определения, краткие – сказуемое
Слайд 4
Причастия
Действительные
Страдательные
Настоящее время
ОМ-ЕМ
ИМ
УЩ-ЮЩ
АЩ-ЯЩ
Прошедшее время
ВШ
Ш
НН-ЕНН
Т
Слайд 5
Материал для наблюдений Задание: образуйте от данных глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени.
Услышанный
Услышан
Развеянный
Развеян
Увиденный
Увиден
Построенный
Построен
Услышать
Развеять
Увидеть
Построить
Слайд 6
Перед н в полных и кратких страдательных причастиях пишется гласная
А и Я
Е
от глаголов на
-ать, - ять
от глаголов на
-еть, -ить,
Украшенный украсить
затоплен затопить
увиденный увидеть
Засеянное засеять
выкован выковать
Слайд 7
Работа с учебником
Страница 57
Теоретические сведения
Образец рассуждения
Слайд 8
Запомни!
Перед н или нн
пиши а и я
глагол на -ать,
-ять
пиши е
глагол на -еть,
-ить
Слайд 9
Потренируемся!
На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно.
Слайд 10
Образуйте страдательные причастия прошедшего времени
Организовать вечер,
возложить цветы,
окопы обстрелять,
заметить ошибки,
зажечь огонь
Слайд 11
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни орфограмму.
Утер..нные документы, стел..щийся туман, вид..мый глазом, прострел..нная нога, кле..щий карандаш, движ..мый чувством, обстрел..нные неприятелем позиции, засе..вший поля, раскле..нные по городу афиши, зате..нный спор, увид..вший ошибку.
Слайд 12
САМОПРОВЕРКА
Утерянные документы, стелющийся туман, видимый глазом, простреленная нога, клеящий карандаш, движимый чувством, обстрелянные неприятелем позиции, засеявший поля, расклеенные по городу афиши, затеянный спор,
увидевший ошибку.
Слайд 16
Вставь пропущенные буквы, выдели причастные обороты, расставь знаки препинания.
1.Бледно-голубое небо светлело и смотрело на улицу усе…нную ж…лтой листвой.
2. Подстрел…нная охотником утка упала в камыш…вые зар…сли.
3. Кони заранее накормл…нные были быстро запряж…ны.
Выполни синтаксический разбор последнего предложения.
Слайд 17
САМОПРОВЕРКА
1.Бледно-голубое небо светлело и смотрело на улицу, |усеянную жёлтой листвой|.
2. |Подстреленная охотником| утка упала в камышовые заросли.
3. Кони, |заранее накормленные|, были быстро запряжены.
Слайд 18
ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ ВЗАИМОПРОВЕРКА
Полные
ПОДБИТАЯ
ПОНОШЕННОЙ
РАЗОРВАННОМ
ПРОЖЖЁНЫЙ
Краткие
ОДЕТ
СШИТЫ
ЗАШТОПАН
НЕ ПРИШИТА
НАЖИВЛЕНА
ИЗЪЕДЕНЫ
Слайд 20
В каком случае следует писать -е-?
а) Расстрел_нные патроны;
б) занавеш_нное окно; в) засе_нное поле;
Слайд 21
Укажи цифры, на месте которых должны стоять запятые
а) Трава (1) пригибаемая ветром (2) ложилась на землю. б) Мы подошли к лагерю(3) расположенному на высоком берегу (4) реки. в) Любишь каждую (5) поникшую от росы (6) травинку.
Слайд 22
Употребление причастий в речи
Исправь ошибки в употреблении причастий
1. Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинками.
2. Росшие незабудки у ручья уже зацвели.
3. На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома.
Слайд 23
Домашнее задание
Упражнение 130 (по заданию),
орфограмма 51
Итоги урока
Слайд 24
РЕФЛЕКСИЯ
Ребята, какова была цель нашего урока?
Что мы сегодня вспомнили на уроке?
Что больше всего понравилось на уроке?
Что вами усвоено хорошо?
Какие вопросы вызвали затруднения?
Слайд 25
Спасибо за работу