Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Профессиональное самовоспитание
Зам.дир. по УВР ГБОУ №268 Ермакова Т.В.
Слайд 2
Определение
Профессиональные качества – можно охарактеризовать совокупность личностных качеств, а также всех навыков, которые человек успел приобрести на протяжении своей профессиональной деятельности.
Требования к профессионально-личностным качествам учителя постоянно развиваются, поскольку развивается и образование, и общество, частью которого является образование.
Чтобы решить эту проблему, необходим подробный, научно обоснованный перечень тех стандартных качеств, которыми должен обладать современный учитель. Так, в 2013 г. рабочей группой под председательством Е.А. Ямбурга впервые был разработан профессиональный стандарт педагога.
Слайд 3
Профессиональный идеал.
Идеальный педагог — образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне.
трудолюбив;
работоспособен;
дисциплинирован;
ответственен;
умеет поставить цель;
выбирает пути ее достижения, организован;
настойчив и последователен;
систематически и планомерно повышает свой профессиональный уровень;
стремиться постоянно повышать качество своего труда
Слайд 4
Характеристика идеального педагога
Идеальный педагог должен быть:
специалистом:
знать педагогическую теорию и, психологию; владеть педагогическим мастерством, технологиями обучения и воспитания; уметь рационально организовать труд; любить дело и учащихся; верить в человека; обладать педагогическими способностями, общей эрудицией, терпеливостью, оптимизмом, сдержанностью, находчивостью, быстротой и точностью реакции, душевной щедростью, эмоциональной уравновешенностью; понимать детей и уметь с ними работать; обладать ясной и убедительной речью, требовательностью, тактичностью, самообладанием, справедливостью, организаторскими умениями, общительностью и умением слушать;
Слайд 5
Характеристика идеального педагога
2) работником: уметь поставить цель и достигнуть ее, распределять время; систематически и планомерно повышать квалификацию; быть нацеленным на повышение производительности труда; обладать способностью к творчеству, быть всесторонне образованным, разумным оптимистом и умеренным скептиком; быть преданным делу; уметь работать в коллективе и желать трудиться; обладать настойчивостью, дисциплинированностью, ответственностью, активностью; ориентироваться в производственных ситуациях; уметь распределять работу; быть готовым взять на себя ответственность;
3) человеком: обладать высокими моральными качествами, принимать активное участие в общественной жизни, иметь активную жизненную позицию, крепкое здоровье, здоровый образ жизни, также ему присущи гуманизм, духовность, религиозность, потребность в общении, открытость, нравственность, критическое отношение к своим действиям.
Слайд 6
Личностные и профессиональные качества педагога
1. Гражданственность и патриотизм
2. Социальная активность
3. Гуманистическая направленность, человеколюбие, любовь к детям
4. Подлинная интеллигентность
5. Высокий интеллектуальный уровень, эрудиция
6. Духовность и нравственная зрелость
7. Ценностные ориентации
8. Общая культура
9. Конкурентоспособность
10. Трудолюбие и работоспособность
11. Эмоционально-волевые качества
12. Педагогическая направленность
13. Развитое педагогическое мышление
14. Профессиональный долг
15. Педагогический такт
16. Педагогическая культура
17. Потребность в самосовершенствовании
Слайд 7
Компетентности педагога
Коммуникативная компетентность
Информационная компетентность
Регулятивная компетентность
Интеллектуально-педагогическую компетенцию
Профессиональная компетентность учителя определяется умением:
Строить учебный процесс, направленный на достижение целей образования – выбирать и предлагать способы педагогической поддержки, создавать условия для проявления инициативы школьников.
Видеть ученика в образовательном процессе – предлагать разные способы включения ученика в разные виды деятельности в соответствии с возрастными особенностями.
Создавать образовательную среду и использовать ее возможности – информационные ресурсы, ИКТ.
Планировать и осуществлять профессиональное самообразование – анализ собственной деятельности, выбор технологий самообразования.
Слайд 8
Анализ соответствия идеалу педагога
Самодиагностика профессиональных компетенций педагога проводится с помощью:
Листа самооценки педагога.
Диагностическая анкеты у спешности учителя.
Теста «Мотивация к успеху».
Диагностика уровня парциальной готовности к саморазвитию.
Карты профессиональных качеств учителя.
Свойства личности учителя (Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова).
Опросника «Личностный рост» (П.В. Степанов, И.В. Степанова).
Слайд 9
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА личная анкета
Уровень знаний педагога
.
Качество проявляется в педагогической деятельности всегда.Качество часто проявляется в педагогической деятельности.Качество редко проявляется в педагогической деятельности.Качество никогда не проявляется в педагогической деятельности.
Общая культура.+....
Знание базовой программы.+....
Знание педагогических технологий и инноваций.+....
Знание методики начального образования.+....
Знание психологии школьника..+...
Знание диагностических методик.+....
Знание индивидуальных особенностей воспитанников..+...
Результативность деятельности педагога
Наличие у воспитанников прочных знаний, умений и навыков, соответствующих возрастным особенностям.+....
Результаты успеваемости детей при переходе в старшие классы школы..+....
Гностические умения
Умение систематически пополнять свои знания путем самообразования..+....
Умение систематически расширять свои знания путем изучения опыта коллег..+...
Умение добывать знания из собственной педагогической практики.+....
Умение изучать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности и соответственно перестраивать свою деятельность...+...
Умение методически анализировать и практически оценивать образовательные программы, пособия, средства обучения и творчески их использовать.+....
Слайд 10
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА личная анкета
Проектировочные умения
Планирование системы воспитательно-образовательной работы с обучающимися.+....
Планирование работы с детьми с учетом результатов диагностики.+....
Определение наиболее рациональных видов деятельности по овладению УУД по ООП НОО.+....
Умение создавать наглядные пособия, атрибуты и игры в соответствие с возрастными задачами......
Конструктивные умения
Выбор оптимальных приемов и способов работы с детьми с учетом общих и частных целей педагогического процесса..+...
Отбор и дозировка необходимого материала с учетом уровня развития детей..+....
Расположение материала от легкого и простого к более трудному и сложному..+....
Определение способов контроля усвоения материала и уровня сформированности умений..+....
Умение предусмотреть возможные затруднения детей в тех или иных видах деятельности, выбрать соответственно формы работы...+...
Организаторские умения
Умение организовать собственную деятельность, связанную с решением педагогических задач..+....
Рациональное сочетание коллективной, групповой и индивидуальной деятельности..+....
Умение организовать деятельность родителей, включить их в педагогический процесс..+....
Коммуникативные умения
Умение устанавливать контакты с детьми..+....
Умение устанавливать контакты с коллегами..+....
Умение устанавливать контакты с родителями группы..+....
Умение раскрывать систему перспективных линий развития каждого ребенка, внушать уверенность в успехе.+....
Умение строить отношения в педагогическом коллективе.+....
Предотвращение и разрешение конфликтов.+....
Слайд 11
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА личная анкета
Направленность
Любовь к своей профессии.+....
Ответственность и добросовестность.+....
Увлеченность делом, трудолюбие.+....
Творчество в педагогическом процессе..+...
Любовь к детям.+....
Характер
Уравновешенность.+....
Инициативность..+...
Требовательность.+....
Справедливость.+....
Чуткость..+...
Терпеливость.+....
Чувство такта.+....
Чувство юмора.+....
Общительность.+....
Жизнерадостность, оптимизм..+...
Доброжелательность.+....
Способности
Ясность и критичность ума, изобретательность.+....
Развитое воображение..+...
Целенаправленная память.+....
Выразительность и убедительность речи, хорошая дикция.+....
Наблюдательность, внимание.+....
Артистические способности.+....
Слайд 12
Развитие профессионально значимых качеств педагога.
Развитие педагогического мастерства идёт по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:
1. Развитие педагогического мастерства, управляемое извне:
а) организация методических объединений в школах,
б) курсы повышения квалификации.
2. Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого учителя:
а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков);
б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности);
в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей);
г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков
Слайд 13
Личная программа саморазвития и самовоспитания на текущий учебный год
Цель программы – развитие профессиональных компетенций, соответствующих квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога и эффективное использование личностных ресурсов, собственного потенциала для успешной самореализации.
План:
Изучение законодательных актов в области образования (новые ФГОС).
Изучение методической, психолого-педагогической литературы. Изучение современной литературы по новым технологиям, в том числе периодики («Начальная школа», «Завуч» и др.).
Освоение программ повышения квалификации по ИКТ, программ переподготовки «Менеджер в образовании», теоретических и практических семинаров, вебинаров, дающих дополнительную квалификацию по психолого- педагогическому профилю в университетах и центрах профессионального образования педагогов.
Подготовка и публикация методических материалов в научно- методических журналах, сборниках (статьи, разработки уроков и т.д. на на портале района «Два берега»).
Слайд 14
5. Повышение уровня эрудиции, правовой и общей культуры (посещение лекций, музеев, театров и т.д.).
6. Разработка методических материалов, учебных планов, программ по предметам.
7. Участие в работе методического объединения учителей начальных классов ГБОУ №268, Невского района, города Санкт-Петербурга.
8. Анализ результатов педагогической деятельности в течение учебного года (внутренний и внешний мониторинг).
9. Психолого- педагогическое образование по работе с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, детьми с ОВЗ (курсы, вебинары).
10. Внесение корректив в образовательный и воспитательный процесс (внесение изменений в ООП НОО в редакции 2019 года).
Слайд 15
Развитие профессионально значимых качеств педагога
Для активизации профессионального саморазвития педагогу не обойтись без специальных приемов, методик, технологий:
1.Самоконтроль компетентности — процедура, которую желательно проводить если не постоянно, то как минимум периодически, не только с помощью самонаблюдения, но и посредством диагностического инструментария. На основе полученных результатов важно сделать правильный вывод о характере изменения своей профессиональной компетентности за последний период времени. Определение причин как положительной динамики компетентности, так и ее отсутствия: это позволит уточнить и конкретизировать планы работы над собой на следующий этап карьерного роста.
2. Инвентаризация перемен в работе и в себе. Процедура, которую необходимо проводить раз в квартал или как минимум раз в полгода. Смысл этой процедуры состоит в том, чтобы своей профессиональной готовностью постоянно опережать уровень изменяющихся требований к решаемым задачам.
Слайд 16
Развитие профессионально значимых качеств педагога
3.Умение учиться у других. Создание у себя установки на поиск и освоение нового в различных ситуациях, где могут быть интересная информация, полезные знания, новый опыт. Примером такой установки на саморазвитие с помощью других является следующее положение одного из древних учений индийской философии: «Каждый другой человек — гуру (учитель), у которого можно научиться чему-нибудь полезному».
4. Таблица жизненных и профессиональных целей. Цель - определить степень соответствия у себя жизненных и профессиональных мотивов, а затем уже провести осознанную их коррекцию.
5. Дневник достижений и неудач. Подробное или обобщенное описание ситуаций с анализом причин и факторов положительных и отрицательных результатов собственной деятельности.
Слайд 17
Развитие профессионально значимых качеств педагога
6. Моделирование своего профессионального портрета. Процедура составления своей профессионально-психологической характеристики в виде наиболее ярких черт, как положительных, так и отрицательных, которые были продемонстрированы за какой-то период (например, последнюю неделю) или при решении какой-то ответственной задачи.
7.Развитие мотивации к управленческой деятельности. Здесь рекомендуются следующие методы самомотивирования: стремиться к целям, в том числе и перспективным, но жить сегодняшним днем, хорошо понимая, что настоящая жизнь всегда присутствует только здесь и сейчас; брать на себя основную ответственность за мотивацию к жизни.
8. Рефлексия является одним из универсальных внутренних механизмов повышения эффективности педагог: принимаемых им решений, поведения в коллективе, работы в организации в целом, а также собственного развития. Каждый рабочий день должен заканчиваться его ретроспективным анализом.
Слайд 18
Средства и способы профессионального самовоспитания учителя.
а) Самоинформирование.
б) Самопобуждение.
в) Самоорганизация.
г)Программирование и планирование деятельности по профессиональному самовоспитанию.
Слайд 19
Ожидаемые результаты
Высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений.
Повышение творческой самооценки, стремление к самообразованию и самосовершенствование педагогического мастерства. Готовность воспринимать новое.
Потребность в постоянном самообразовании и готовности к нему.
Создание картотеки научно-методической, юридической, энциклопедической литературы.
Создание сайта в Интернете для поиска единомышленников.
Оформление собственных методических наработок в форме информационно - педагогических модулей.
Физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность