Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Модель работы педагога-психолога по развитию профессиональной мотивации педагогов ДОО.
ВЫПОЛНИЛА: Чистякова Ирина Юрьевна, Педагог-психолог,
Слайд 2
Цель: проанализировать, выявить и апробировать организационно - методические условия мотивации как фактора повышения качества профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме профессиональной мотивации педагога дошкольной образовательной организации.
2. Раскрыть особенности мотивации педагогов к профессиональной деятельности в дошкольной организации.
3. Осуществить диагностику профессиональной мотивации педагогов дошкольной образовательной организации.
4. Реализовать методические формы по повышению мотивации педагогов дошкольной образовательной организации.
Слайд 3
Диагностика мотивации профессиональной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации
С целью анализа мотивационных факторов и потребностей педагога мною было проведено диагностическое исследование среди воспитателей МАДОУ №5 Г. Мончегорска, в котором приняли участие 13 педагогов. Исследование было проведено по следующим методикам:
Методика К. Замфир в модификации А. Реана «Изучение мотивации профессиональной деятельности» Цель: выявить главные для воспитателей мотивы профессиональной деятельности.
Методика «Определение удовлетворенности личности своим трудом» Цель: Выявить удовлетворенность своим трудом, которая является показателем, отражающим благополучие-неблагополучие положения в трудовом коллективе.
Анкетирование «Выявление способности педагога к профессиональному развитию» Цель: выявить уровень стремления педагогов к профессиональному развитию и определить основные факторы, которые препятствуют профессиональному развитию педагогов.
Слайд 4
Полезные ссылки
Психодиагностические методики для профессионалов http://www.prof-diagnost.org/prof_reg.php
Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана) электронный вариант методики: http://www.profdiagnost.org/prof_test/prof7.php
Структура тренингового занятия В. Э. Пахальян https://studme.org/356442/psihologiya/struktura_treningovogo_zanyatiya
Слайд 5
1. Методика К. Замфира в модификации А. Реана «Изучение мотивации профессиональной деятельности»
ТАБЛИЦА№1
участники.Денежный заработок.Стремление к продвижению по работе.Стремление избежать критики со стороны руководи теля или коллег.Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей.Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других.Удовлетворение от самого процесса и результата работы.Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности
1.4.4.3.3.3.4.4
2.4.5.3.4.4.4.3
3.3.3.4.4.3.4.4
4.4.4.3.4.4.4.4
5.4.4.4.3.4.5.3
6.5.4.3.4.3.3.3
7.5.5.4.4.4.4.5
8.5.4.3.3.4.4.4
9.3.4.4.3.3.4.3
10.4.4.4.3.4.4.4
11.4.4.5.3.4.4.3
12.5.3.3.4.4.5.4
13.3.4.4.3.4.5.4
Далее я подсчитала по схеме показатели ВМ, ВПМ, ВОМ профессиональной
деятельности педагогов индивидуально. Данные наглядно демонстрирует Таблица № 2.
Слайд 6
ТАБЛИЦА№2
ВМ = (6+7)/2 ВПМ = (1+2+5)/3 ВОМ = (3+4)/2
участники.ВМ
(внутренняя мотивация).ВПМ
(внешняя положит. м.).ВОМ
(внешняя отриц. м.)
1.4.3,6.3
2.3,5.4,3.3,5
3.4.3.4
4.4.4.3,5
5.4.4.3,5
6.3.4.3,5
7.4,5.4,6.4
8.4.4,3.3
9.3,5.3,3.3,5
10.4.4.3,5
11.3,5.4.4
12.4,5.4.3,5
13.4,5.3,6.3,5
Слайд 7
Далее я подсчитала общий показатель всех участников ТАБЛИЦА №3
ВМ.ВПМ.ВОМ
51:13=3,9.50,4: 13=3,8.46:13=3,5
3,9 > 3,8 > 3,5
Мотивационный комплекс ВМ>ВПМ>ВОМ, считается оптимальным профессиональной деятельности педагогов.
Выводы: Полученные результаты свидетельствуют, что активность педагогов мотивирована самим содержанием профессиональной деятельности, стремлением достичь позитивных результатов.
Для руководителя это является хорошим показателем, это говорит о том, что заинтересованность педагогов в своей профессиональной деятельности дает возможность использовать в управлении мотивацией профессиональной деятельности не только материальные способы, но и интеллектуально-творческие и статусные.
Слайд 8
2. Методика А.В. Батрашева «Определение удовлетворенности личности своим трудом».
ДИАГРАММА №1
Слайд 9
Выводы: Проанализировав ответы педагогов, я выделила следующие вопросы, на которые педагоги дали отрицательные ответы: не часто хвалят за хорошую проделанную работу, не имеют всех необходимых материалов, чтобы делать свою работу хорошо, нет возможности развивать навыки, а также повышать уровень своих знаний. Полученный анализ результатов исследования позволяет сделать вывод, что значимым для педагогов является слаженность в коллективе, доброжелательность, отзывчивость по отношению к коллегам. Педагоги испытывают достаточно высокий интерес к своей профессиональной деятельности. У них высокий уровень профессиональной ответственности, большинство педагогов удовлетворяют полученные достижения. Созданные условия труда педагоги считают благоприятными.
Слайд 10
3. Анкетирование «Выявление способности педагогов к профессиональному развитию»
ТАБЛИЦА №4
участник.утверждения.Общ ий балл
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14
1.4.3.5.4.3.4.3.4.5.3.4.5.3.5.55
2.5.4.3.4.2.4.3.5.4.3.2.4.3.5.51
3.4.3.5.4.3.5.4.3.4.2.3.4.3.4.48
4.5.4.5.4.3.4.4.5.4.3.4.5.3.5.58
5.4.3.4.3.4.4.3.4.5.3.5.4.3.5.54
6.4.3.5.4.3.4.3.4.5.3.4.3.2.3.50
7.3.2.3.2.1.3.3.4.3.2.3.2.1.3.35
8.4.3.5.4.3.4.3.4.5.3.4.5.2.3.52
9.5.3.4.4.3.4.3.4.3.3.4.5.3.4.52
10.4.3.4.3.4.4.3.4.5.3.5.4.3.5.54
11.5.4.3.4.2.4.3.5.4.3.2.4.3.5.51
12.4.3.5.4.3.5.4.3.4.2.3.4.3.4.48
13.4.3.4.5.4.4.3.4.4.3.4.3.2.3.50
Слайд 11
Выводы: По результатам исследования можно отметить, что педагоги удовлетворены процессом и результатами своей работы, возможностью наиболее полно самореализоваться в данной деятельности, что является положительными факторами, способствующими росту профессиональной мотивации. Отмечается стремление отдельных педагогов к карьерному росту, потребность в достижении профессионального престижа и уважения со стороны коллег. Достаточно высоко оценен такой фактор, как влияние руководителей на профессиональное развитие педагогов.
Слайд 12
Методические формы по повышению мотивации профессиональной деятельности педагогов детского сада
Формы взаимодействия с педагогами
индивидуальные
коллективные
самообразование, консультации, выступление на методических объединениях, участие в семинарах, творческие задания, организация работы по запросам законных представителей воспитанников
семинары, практикумы, консультации,
смотры открытых мероприятий, конкурсы,
творческие группы, тренинги, круглые столы, диагностика детской деятельности.
Слайд 13
Основные цели моих занятий:
Содействие освоению способов саморегуляции своего эмоционального состояния.
Гармонизация отношений внутри коллектива, создание позитивного настроения, формирование атмосферы взаимной поддержки и доверия.
Мотивация к профессиональной деятельности и развитию.
Структуру тренингового занятия я использую по В. Э. Пахальяну
Слайд 14
Разминка. Функция разминки — настрой на продуктивную групповую деятельность. Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние участников тренинга — уменьшает напряжение, нормализует настроение, способствует концентрации внимания, повышению работоспособности, снятию усталости.
Упражнение «Цветок настроения” Цель: настрой на позитивное общение, диагностика настроения участников. Инструкция: Участникам предлагается выбрать лепесток по своему настроению и объяснить почему. В заключение занятия, также отслеживается настроение участников.
Упражнение «Портфель настроения»
Цель: оценка своего эмоционального состояния в начале занятия.
Инструкция: У меня в руках рисунок портфеля. Нам необходимо заполнить его, Вашим настроением. Я предлагаю выбрать тот цвет, который соответствует Вашему самочувствию на данный момент и прикрепить его на рисунок.
Зеленый цвет – хорошее настроение
Голубой цвет – среднее настроение
Желтый цвет – плохое настроение
разминочные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности
Слайд 15
Введение в тему занятия ( основное содержание). Функция этого этапа состоит в том, чтобы довести до сведения участников тему и основную задачу встречи, мотивировать их на серьезную глубокую работу. Для введения в содержание занятия могут быть использованы разные приемы. Их важная особенность в работе психолога, ведущего тренинг, — мотивировать участников не только на получение новой информации, но и на самоизменение, овладение новыми способами поведения и деятельности.
Участнику, указавшему более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, вручается медаль: “Ловец благ”!
Упражнение “Ловец благ”
Цель: развивать умения позитивного отношения к жизненным ситуациям.
…..Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся.
Придумайте и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:
Слайд 16
Упражнение «Сочиняем стихи»
Цель: сплочение коллектива, получение положительных эмоций.
Инструкция: Работа группами , каждый выбирает свой жетон, по одинаковым жетонам вы найдёте свою команду.
Упражнение «Объясни и я пойму» Цель: концентрация внимания, определение умения вербально объяснить последовательность фиксированных предметов.
Слайд 17
Упражнение «16 ассоциаций» Юнга
Цель: Это упражнение позволяет обратиться к своему подсознанию (бессознательному) и таким образом по-новому взглянуть на имеющиеся проблемы, понять свои истинные желания, мотивации и причины.
Упражнение ассоциации «Хорошее настроение»
Участники пишут на маленьких листочках, что им необходимо для поднятия настроения (шоколад, хорошая музыка.) и складывают свои листочки в мешочек «Хорошего настроения». В конце педагогам раздаются памятки – мешочки с советами для поднятия настроения.
Слайд 18
Рефлексия занятия. Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что участники группы сами или с помощью ведущего дают эмоциональную обратную связь друг другу и ведущему, отвечают на вопросы о приобретенных на занятии знаниях и умениях, о том, как и для чего их можно использовать в жизни.
Слайд 19
Заключение
В работе мы рассмотрели процесс мотивации как фактор повышения качества профессиональной деятельности педагогов. Учитывая поставленные задачи, был произведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. По данному вопросу вели работу многие учёные: Л.И. Божович, К.Ю. Белая, Л.М. Денякина, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А. Маслоу, К. Роджерс, Х. Хекхаузен, П.И. Третьяков, Л.И. Фалюшина, P.M. Чумичева, что позволило нам выявить и обосновать организационно-методические условия, способствующие повышению мотивации профессиональной деятельности педагогов.
Слайд 20
Для себя я сделала вывод, для того чтобы достичь эффективной работы педагогического коллектива дошкольного учреждения, прежде всего, следует выстроить ее, как динамический процесс, который характеризуется преемственностью этапов в соответствии с содержанием, методами и формами работы, направленными на формирование инновационного потенциала педагогического коллектива. При позитивной профессиональной мотивации воспитатели стремятся к непосредственной реализации потребности в достижении успеха, к саморазвитию своих собственных возможностей и желанию к познанию нового, и быть значимыми.
Поставленные мною в ходе проектной работы задачи решены и цель достигнута.
Слайд 21
Цитаты известных личностей
«Неудача — это просто возможность начать снова, но уже более мудро» Генри Форд, бизнесмен
«Не бойтесь проигрывать. Победители не боятся проигрывать. Неудача — это часть дороги к успеху. Люди, избегающие неудач — избегают и успехов»
Роберт Кийосаки, предприниматель
Слайд 22
Спасибо за внимание!