Презентация - Модель программы психолого-педагогического сопровождения

Нажмите для просмотра
Модель программы психолого-педагогического сопровождения
Распечатать
  • Последний IP: 54.36.148.233
  • Уникальность: 93%
  • Слайдов: 34
  • Просмотров: 3520
  • Скачиваний: 2147
  • Размер: 1.76 MB
В закладки
Оцени!
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Модель программы психолого-педагогического сопровождения на примере дошкольников с задержкой психического развития, включённых в инклюзивную образовательную среду Учитель-дефектолог тПМПК Митина Анастасия Николаевна Архангельск 2019

Слайд 2


В настоящее время в России насчитывается более 15 млн. лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11% населения страны. Более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. На 01.01.2019 года численность детского населения города Архангельска составила 60520 человек, при этом в городе функционирует 68 образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования. В период с 2016 по 2018 год увеличилось количество детей, прошедших ПМПК: в частности, в 2016 г. – 5534 человека, в 2017 г. – 5778 человек, в 2018 г. – 5856 человек. Подавляющее большинство (до 80%) – это дети дошкольного возраста, чаще всего 5– 7 лет.

Слайд 3

Слайд 4


Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешённых социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей с ОВЗ и детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Слайд 5

Слайд 6


Линия инклюзии должна идти через: обеспечение «психологической готовности» детей к совместному обучению; выработку родительской толерантности; раннюю дифференциацию, коррекцию и контроль за развитием детей; учет зон актуального, ближайшего и перспективного развития; разработку конкретных программ психологической помощи для оптимальной реализации возрастных возможностей детей; готовности учреждения к приему детей с ограниченными возможностями здоровья; оказание квалифицированной консультативной помощи педагогам и родителям; подготовку специалистов дефектологического профиля

Слайд 7


ТРУДНОСТИ: Доступная и полезная форма инклюзии. Материально-техническое, программно-методическое и кадровое обеспечение. Приближение разнообразных видов помощи (медико-социальная и коррекционно-развивающая) к месту жительства ребенка. Обеспечение родителей необходимой консультативной поддержкой. Возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для типично развивающихся детей сроки.

Слайд 8


Разделы программы

Слайд 9


ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Закон «Об образовании в Российской Федерации» Порядок организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, от 30 августа 2013 г. № 1014 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155 Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от 28 февраля 2014г. № 08-249 Примерная АООП ДО для детей с задержкой психического развития (методический комплекс: Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития под редакцией Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой (2010 год) и др.)

Слайд 10


Цель программы Разработка модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, направленной на создание условий для развития детей с задержкой психического развития (ЗПР), их успешной социализации, личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей в условиях инклюзивного образования дошкольной образовательной организации (ДОО).

Слайд 11


Задачи программы - организация и реализация целостного образовательно-воспитательного процесса в образовательной организации, реализующей инклюзивное образование; - поддержка специалистов дошкольного образования в психолого- педагогическом сопровождении детей с ЗПР в условиях инклюзивного образования; - коррекция психофизического развития дошкольников с ЗПР, подготовка их к обучению в школе в условиях инклюзивного образования; - создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; - психолого-педагогическая поддержка родителей (законных представителей) детей с ЗПР, включённых в инклюзивную образовательную среду.

Слайд 12


Целевые ориентиры программы психолого-педагогического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития, включённых в инклюзивную образовательную среду
Интеллектуальное развитие - улучшение показателей развития психических процессов (внимания, памяти, мышления) в динамике.Личностное развитие - навыки самоконтроля, умение следовать инструкции, придерживаться заданного способа действий; - благоприятное самочувствие ребенка в среде сверстников при реализации ведущих видов деятельности
Социальное развитие - снижение дезадаптивных форм поведения.Познавательное развитие - освоение ребенком содержания адаптированной образовательной программы
Ребенок с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Слайд 13


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Индивидуальный образовательный маршрут Цель: максимальное удовлетворение образовательных и социальных потребностей детей с ЗПР дошкольного возраста. Отражается: соотношение форм и видов деятельности объём и сложность содержания материала психолого-педагогические технологии учебно-методические материалы Содержит: основные сведения о ребенке режим пребывания ребенка в образовательной организации (в том числе, периодичность и расписание занятий со специалистами) основные направления работы специалистов и предполагаемые цели психолого-педагогического сопровождения

Слайд 14


Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребёнка с задержкой психического развития, включённого в инклюзивную образовательную среду
Этап сопровождения ребёнка с ЗПР.Содержание работы
I этап Подготовительный.Изучение запроса родителей (законных представителей). Сбор первичной информации (данных о развитии ребёнка, кратких сведений из анамнеза; сведений об условиях развития и воспитания ребёнка; анализ ситуации социального окружения ребёнка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей). Формулировка проблемы. Определение путей и способов решения выявленных проблем.
II этап Первичной (комплексной) диагностики.Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребёнка: выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; определение зоны ближайшего развития.
III этап Разработка индивидуального образовательного маршрута.По результатам проведённой комплексной диагностики специалистами составляется план индивидуальных мероприятий коррекционно-развивающей работы с ребенком. Индивидуальный маршрут утверждается на заседании психолого-педагогического консилиума учреждения (ППк).

Слайд 15


IV этап Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации мероприятий индивидуального образовательного маршрута.Реализация индивидуальных и групповых занятий с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателями, педагогом физического воспитания.
V этап Промежуточная диагностика.Выявление динамики развития. Анализ результатов изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий. Определение эффективности выбранных методов коррекционно-развивающей работы. При необходимости – корректировка содержания индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
VI этап Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.Продолжение реализации психокоррекционной работы с учетом результатов промежуточной диагностики.
VII этап Итоговая диагностика.Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка.

Слайд 16


Примерное содержание деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения ребенка с ЗПР в условиях инклюзивного образования в ДОО
Специалист.Содержание работы
Воспитатели.Углубленная педагогическая диагностика. Проведение занятий по образовательным областям. Формирование ведущих видов деятельности: - развитие предметно-практической деятельности; -формирование и развитие игровой деятельности; -формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа.
Учитель-дефектолог.Углубленное обследование детей. Коррекция недостатков познавательного развития в групповых и индивидуальных формах работы в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом: -развитие мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности; коррекция и развитие мыслительных операций, наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического); -развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса; -формирование пространственно-временных представлений; -развитие зрительно-моторной координации; - коррекция и развитие ручной моторики, формирование графо-моторных навыков. Методическая помощь воспитателям и специалистам по вопросам инклюзивного обучения детей с ЗПР

Слайд 17


Педагог-психолог.Углубленное обследование детей. Психокоррекционная работа в индивидуальной и групповой формах по: - адаптации ребенка к новым социальным условиям; - социально-эмоциональному развитию; - развитию самосознания и самооценки; - формированию коммуникативных умений; - коррекции нарушений поведения; - нормализации поведенческих реакций. Оказание помощи семьям детей с ЗПР по поддержанию благоприятного психологического климата в семье и при взаимодействии с сотрудниками ДОО. Поддержание благоприятного психологического климата в коллективе
Учитель -логопед.Выявление речевых нарушений у детей. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию произносительной, лексической, грамматической сторон речи, формированию связной речи, формирование предпосылок письменной речи.
Педагог по физической культуре.Физическое воспитание детей с учетом их физической подготовленности, индивидуальных особенностей и состояния здоровья. Проведение коррекционных занятий по нормализации дыхания, укреплению моторики, развитию зрительно-моторной координации и т.д..
Тьютор / ассистент (помощник)

Слайд 18


Одним из специальных условий для получения образования обучающихся с ОВЗ является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, и (или) тьютора. Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» (Т.Ю. Синюгина) Минпросвещение дало рекомендации по сопровождению образования обучающихся с ОВЗ, инвалидностью и разъяснило: статус и обязанности тьютора и ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам; порядок введения в штатное расписание таких сотрудников; особенности их деятельности

Слайд 19


Тьютор – это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы. Требования к квалификации – высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет. Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки. Должность ассистента не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в процессе получения образования.

Слайд 20


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Режим посещения - определяется индивидуально, исходя из особенностей физического развития, состояния здоровья и показателей адаптации ребенка в детском саду.   Решение образовательных и коррекционно-развивающих задач в системе сопровождения детей с ЗПР реализуется в виде: непосредственной образовательной деятельности в ходе режимных моментов (утренний прием детей, прогулка, подготовка ко сну, организация питания и др.). Формы организации коррекционно-развивающих занятий: подгрупповые, индивидуальные, групповые. Структура занятий (определяется индивидуальным маршрутом): максимальное число занятий должны занимать групповые формы с включением ребенка с ЗПР в группу сверстников. Организация групповой среды для детей с ЗПР не предполагает особых требований к созданию доступной среды.

Слайд 21


Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития Содержательный раздел АОП ДО должен включать курс коррекционно-развивающей области, при разработке которого могут использоваться пособия: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) (автор: Л.Б. Баряева); Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книги 1, 2. Под общей редакцией С.Г. Шевченко.

Слайд 22


Коррекционно-развивающая работа, направленная на - развитие игровых навыков и навыков сотрудничества; - формирование умения работать в общем с группой темпе; - формирование умения выполнять действия в соответствии с инструкцией взрослого; - формирование системы знаний и общественных представлений об окружающей действительности; - развитие познавательной активности; - развитие пространственно-временных представлений; - развитие крупной и мелкой моторики; - формирование элементарных математических представлений; - преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии; - формирование (развитие) навыков социально-бытовой ориентировки; - формирование мотивации к обучению; - формирование навыков самоконтроля на всех этапах деятельности; - развитие навыков коммуникации и межличностного взаимодействия; - предупреждение нарушений чтения и письма.

Слайд 23


Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра Содержательный раздел АОП ДО должен включать курс коррекционно-развивающей области, при разработке которого могут использоваться пособия: Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе под ред. С.А. Морозова; Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста(авторы: Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева); Аутичный ребенок: пути помощи (авторы: О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг); Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях(методические рекомендации МГППУ)

Слайд 24


Коррекционно-развивающая работа, направленная на - формирование мотивации к взаимодействию с другими людьми с помощью средств вербальной и невербальной коммуникации; - развитие игровых навыков и навыков сотрудничества; - формирование умения выполнять действия в соответствии с инструкцией взрослого; - формирование системы знаний и общественных представлений об окружающей действительности; - развитие познавательной активности; - развитие пространственно-временных представлений; - развитие крупной и мелкой моторики; - формирование элементарных математических представлений; - преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии; - формирование (развитие) навыков социально-бытовой ориентировки; - формирование мотивации к обучению; - формирование навыков самоконтроля на всех этапах деятельности; - развитие навыков коммуникации и межличностного взаимодействия; - предупреждение нарушений чтения и письма; - формирование умения безопасного и адекватного поведения.

Слайд 25


Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Содержательный раздел АОП ДО должен включать курс коррекционно-развивающей области, при разработке которого может использоваться программа дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно–развивающее обучение и воспитание» (авторы: Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева)

Слайд 26


Коррекционно-развивающая работа, направленная на - повышение интереса к окружающему миру; - формирование (развитие) действий с игрушками и навыков сюжетно-ролевой игры; - развитие сенсорно-двигательной координации; - формирование навыков социально-бытового самообслуживания; -формирование эмоционального отношения к собственной деятельности и ее результатам; - формирование коммуникативных навыков на основе дружелюбного отношения к сверстникам и взрослым; - формирование навыков совместной деятельности; - преодоление недостатков познавательной деятельности с учетом возможностей, потребностей и интересов; - формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности.

Слайд 27


Список литературы
Волосовец Т.В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании / Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова . - М.: Мозаика – Синтез, 2011. Емельянова И.Д. Дошкольники в инклюзивном образовательном пространстве / И.Д. Емельянова // Вестник Брянского государственного университета - 2014 - № 1. Дмитриева Т. П. Инклюзивное образование: методич. рек. / ответств. ред. Т. Н. Гусева. – Вып. 2. – М. : Центр «Школьная книга», 2010. Лысенко Н.А. Реализация инклюзивного образования в практике современного ДОУ / Н.А. Лысенко // Международный студенческий вестник: материалы конференций – 2015 - № 5. Ребёнок в инклюзивном дошкольном учреждении: методич. пособ. / под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М. : РУДН, 2010.

Слайд 28


Примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования размещены на сайте fgosreestr.ru С тяжёлыми нарушениями речи С нарушениями опорно-двигательного аппарата С интеллектуальными нарушениями С задержкой психического развития Для слепых детей Для слабовидящих детей Для детей с амблиопией и косоглазием Для глухих детей раннего и дошкольного возраста Для слабослышащих и позднооглохших детей раннего и дошкольного возраста Дорабатываются проекты АООП ДО для детей раннего возраста с тяжёлыми и множественными нарушениями развития для диагностических групп детей раннего возраста для детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации для детей дошкольного возраста с РАС

Слайд 29

Слайд 30


АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для обучающегося 3В класса _____________(ЗПР) Срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Слайд 31


Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра, вариант 8.1.
Обучающийся с РАС получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1-4 классы). Вариант 8.1. предназначен для образования детей с РАС, которые достигают к моменту поступления в организацию уровня развития, близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со сверстниками.

Слайд 32


Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра, вариант 8.2. Обучающийся с РАС получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1-5 классы) - для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет (1-6 классы) - для детей, не получивших дошкольное образование, способствующее освоению НОО на основе АООП. Вариант 8.2. предназначен для образования детей с РАС, которые не достигают к моменту поступления в ОО уровня развития, близкого возрастной норме, и не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению НОО в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности, связанные, в том числе, с овладением жизненными компетенциями.

Слайд 33


Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра, вариант 8.3. Обучающийся с РАС получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с РАС, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1-6 классы). Вариант 8.3. предназначен для образования обучающихся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).На основе данного варианта создается АООП НОО, которая при необходимости индивидуализируется (СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с РАС, осложненными умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Слайд 34


Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра, вариант 8.4. Обучающийся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1-6 классы). Вариант 8.4. предназначен для образования детей с РАС, имеющих дополнительные ТМНР: умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, и быть различной степени тяжести, быть осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами.