Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Модель программы психолого-педагогического сопровождения
на примере дошкольников с задержкой психического развития, включённых в инклюзивную образовательную среду
Учитель-дефектолог тПМПК
Митина Анастасия Николаевна
Архангельск 2019
Слайд 2
В настоящее время в России насчитывается более 15 млн. лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11% населения страны. Более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.
На 01.01.2019 года численность детского населения города Архангельска составила 60520 человек, при этом в городе функционирует 68 образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования. В период с 2016 по 2018 год увеличилось количество детей, прошедших ПМПК: в частности, в 2016 г. – 5534 человека, в 2017 г. – 5778 человек, в 2018 г. – 5856 человек. Подавляющее большинство (до 80%) – это дети дошкольного возраста, чаще всего 5– 7 лет.
Слайд 4
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешённых социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей с ОВЗ и детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Слайд 6
Линия инклюзии должна идти через:
обеспечение «психологической готовности» детей к совместному обучению;
выработку родительской толерантности;
раннюю дифференциацию, коррекцию и контроль за развитием детей;
учет зон актуального, ближайшего и перспективного развития;
разработку конкретных программ психологической помощи для оптимальной реализации возрастных возможностей детей;
готовности учреждения к приему детей с ограниченными возможностями здоровья;
оказание квалифицированной консультативной помощи педагогам и родителям;
подготовку специалистов дефектологического профиля
Слайд 7
ТРУДНОСТИ:
Доступная и полезная форма инклюзии.
Материально-техническое, программно-методическое и кадровое обеспечение.
Приближение разнообразных видов помощи (медико-социальная и коррекционно-развивающая) к месту жительства ребенка.
Обеспечение родителей необходимой консультативной поддержкой.
Возможность овладения общим образовательным
стандартом в предусмотренные для типично
развивающихся детей сроки.
Слайд 9
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Закон «Об образовании в Российской Федерации»
Порядок организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, от 30 августа 2013 г. № 1014
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от 28 февраля 2014г. № 08-249
Примерная АООП ДО для детей с задержкой психического развития (методический комплекс: Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития под редакцией Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой (2010 год) и др.)
Слайд 10
Цель программы
Разработка модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, направленной на создание условий для развития детей с задержкой психического развития (ЗПР), их успешной социализации, личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей в условиях инклюзивного образования дошкольной образовательной организации (ДОО).
Слайд 11
Задачи программы
- организация и реализация целостного образовательно-воспитательного процесса в образовательной организации, реализующей инклюзивное образование;
- поддержка специалистов дошкольного образования в психолого- педагогическом сопровождении детей с ЗПР в условиях инклюзивного образования;
- коррекция психофизического развития дошкольников с ЗПР, подготовка их к обучению в школе в условиях инклюзивного образования;
- создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- психолого-педагогическая поддержка родителей (законных представителей) детей с ЗПР, включённых в инклюзивную образовательную среду.
Слайд 12
Целевые ориентиры программы психолого-педагогического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития, включённых в инклюзивную образовательную среду
Интеллектуальное развитие
- улучшение показателей развития психических процессов (внимания, памяти, мышления) в динамике.Личностное развитие
- навыки самоконтроля, умение следовать инструкции, придерживаться заданного способа действий;
- благоприятное самочувствие
ребенка в среде сверстников
при реализации ведущих
видов деятельности
Социальное развитие
- снижение дезадаптивных
форм поведения.Познавательное развитие
- освоение ребенком содержания адаптированной образовательной программы
Ребенок с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Слайд 13
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Индивидуальный образовательный маршрут
Цель: максимальное удовлетворение образовательных и социальных потребностей детей с ЗПР дошкольного возраста.
Отражается:
соотношение форм и видов деятельности
объём и сложность содержания материала
психолого-педагогические технологии
учебно-методические материалы
Содержит:
основные сведения о ребенке
режим пребывания ребенка в образовательной организации (в том числе, периодичность и расписание занятий со специалистами)
основные направления работы специалистов и предполагаемые цели психолого-педагогического сопровождения
Слайд 14
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребёнка
с задержкой психического развития,
включённого в инклюзивную образовательную среду
Этап сопровождения ребёнка с ЗПР.Содержание работы
I этап
Подготовительный.Изучение запроса родителей (законных представителей).
Сбор первичной информации (данных о развитии ребёнка, кратких сведений из анамнеза; сведений об условиях развития и воспитания ребёнка; анализ ситуации социального окружения ребёнка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей).
Формулировка проблемы.
Определение путей и способов решения выявленных проблем.
II этап
Первичной (комплексной) диагностики.Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребёнка:
выявление индивидуально-психологических особенностей;
диагностика речевого развития;
педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; определение зоны ближайшего развития.
III этап
Разработка индивидуального образовательного маршрута.По результатам проведённой комплексной диагностики специалистами составляется план индивидуальных мероприятий коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Индивидуальный маршрут утверждается на заседании психолого-педагогического консилиума учреждения (ППк).
Слайд 15
IV этап
Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации мероприятий индивидуального образовательного маршрута.Реализация индивидуальных и групповых занятий с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателями, педагогом физического воспитания.
V этап
Промежуточная диагностика.Выявление динамики развития.
Анализ результатов изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий.
Определение эффективности выбранных методов коррекционно-развивающей работы.
При необходимости – корректировка содержания индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
VI этап
Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.Продолжение реализации психокоррекционной работы с учетом результатов промежуточной диагностики.
VII этап
Итоговая диагностика.Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка.
Слайд 16
Примерное содержание деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения ребенка с ЗПР в условиях инклюзивного образования в ДОО
Специалист.Содержание работы
Воспитатели.Углубленная педагогическая диагностика.
Проведение занятий по образовательным областям.
Формирование ведущих видов деятельности:
- развитие предметно-практической деятельности;
-формирование и развитие игровой деятельности;
-формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа.
Учитель-дефектолог.Углубленное обследование детей.
Коррекция недостатков познавательного развития в групповых и индивидуальных формах работы в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом:
-развитие мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности; коррекция и развитие мыслительных операций, наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического);
-развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;
-формирование пространственно-временных представлений;
-развитие зрительно-моторной координации;
- коррекция и развитие ручной моторики, формирование графо-моторных навыков.
Методическая помощь воспитателям и специалистам по вопросам инклюзивного обучения детей с ЗПР
Слайд 17
Педагог-психолог.Углубленное обследование детей.
Психокоррекционная работа в индивидуальной и групповой формах по:
- адаптации ребенка к новым социальным условиям;
- социально-эмоциональному развитию;
- развитию самосознания и самооценки;
- формированию коммуникативных умений;
- коррекции нарушений поведения;
- нормализации поведенческих реакций.
Оказание помощи семьям детей с ЗПР по поддержанию благоприятного психологического климата в семье и при взаимодействии с сотрудниками ДОО.
Поддержание благоприятного психологического климата в коллективе
Учитель -логопед.Выявление речевых нарушений у детей.
Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию произносительной, лексической, грамматической сторон речи, формированию связной речи, формирование предпосылок письменной речи.
Педагог по физической культуре.Физическое воспитание детей с учетом их физической подготовленности, индивидуальных особенностей и состояния здоровья.
Проведение коррекционных занятий по нормализации дыхания, укреплению моторики, развитию зрительно-моторной координации и т.д..
Тьютор / ассистент (помощник)
Слайд 18
Одним из специальных условий для получения образования обучающихся с ОВЗ является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, и (или) тьютора.
Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»
(Т.Ю. Синюгина)
Минпросвещение дало рекомендации по сопровождению образования обучающихся с ОВЗ, инвалидностью и разъяснило:
статус и обязанности тьютора и ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам;
порядок введения в штатное расписание таких сотрудников;
особенности их деятельности
Слайд 19
Тьютор – это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы. Требования к квалификации – высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки. Должность ассистента не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в процессе получения образования.
Слайд 20
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Режим посещения - определяется индивидуально, исходя из особенностей физического развития, состояния здоровья и показателей адаптации ребенка в детском саду.
Решение образовательных и коррекционно-развивающих задач в системе сопровождения детей с ЗПР реализуется в виде:
непосредственной образовательной деятельности
в ходе режимных моментов (утренний прием детей, прогулка, подготовка ко сну, организация питания и др.).
Формы организации коррекционно-развивающих занятий:
подгрупповые, индивидуальные, групповые.
Структура занятий (определяется индивидуальным маршрутом):
максимальное число занятий должны занимать групповые формы с включением ребенка с ЗПР в группу сверстников.
Организация групповой среды для детей с ЗПР не предполагает особых требований к созданию доступной среды.
Слайд 21
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития
Содержательный раздел АОП ДО должен включать курс коррекционно-развивающей области, при разработке которого могут использоваться пособия:
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) (автор: Л.Б. Баряева);
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книги 1, 2. Под общей редакцией С.Г. Шевченко.
Слайд 22
Коррекционно-развивающая работа, направленная на
- развитие игровых навыков и навыков сотрудничества;
- формирование умения работать в общем с группой темпе;
- формирование умения выполнять действия в соответствии с инструкцией взрослого;
- формирование системы знаний и общественных представлений об окружающей действительности;
- развитие познавательной активности;
- развитие пространственно-временных представлений;
- развитие крупной и мелкой моторики;
- формирование элементарных математических представлений;
- преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии;
- формирование (развитие) навыков социально-бытовой ориентировки;
- формирование мотивации к обучению;
- формирование навыков самоконтроля на всех этапах деятельности;
- развитие навыков коммуникации и межличностного взаимодействия;
- предупреждение нарушений чтения и письма.
Слайд 23
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Содержательный раздел АОП ДО должен включать курс коррекционно-развивающей области, при разработке которого могут использоваться пособия:
Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе под ред. С.А. Морозова;
Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста(авторы: Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева);
Аутичный ребенок: пути помощи (авторы: О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг);
Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях(методические рекомендации МГППУ)
Слайд 24
Коррекционно-развивающая работа, направленная на
- формирование мотивации к взаимодействию с другими людьми с помощью средств вербальной и невербальной коммуникации;
- развитие игровых навыков и навыков сотрудничества;
- формирование умения выполнять действия в соответствии с инструкцией взрослого;
- формирование системы знаний и общественных представлений об окружающей действительности;
- развитие познавательной активности;
- развитие пространственно-временных представлений;
- развитие крупной и мелкой моторики;
- формирование элементарных математических представлений;
- преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии;
- формирование (развитие) навыков социально-бытовой ориентировки;
- формирование мотивации к обучению;
- формирование навыков самоконтроля на всех этапах деятельности;
- развитие навыков коммуникации и межличностного взаимодействия;
- предупреждение нарушений чтения и письма;
- формирование умения безопасного и адекватного поведения.
Слайд 25
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Содержательный раздел АОП ДО должен включать курс коррекционно-развивающей области, при разработке которого может использоваться программа дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно–развивающее обучение и воспитание» (авторы: Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева)
Слайд 26
Коррекционно-развивающая работа, направленная на
- повышение интереса к окружающему миру;
- формирование (развитие) действий с игрушками и навыков сюжетно-ролевой игры;
- развитие сенсорно-двигательной координации;
- формирование навыков социально-бытового самообслуживания;
-формирование эмоционального отношения к собственной деятельности и ее результатам;
- формирование коммуникативных навыков на основе дружелюбного отношения к сверстникам и взрослым;
- формирование навыков совместной деятельности;
- преодоление недостатков познавательной деятельности с учетом возможностей, потребностей и интересов;
- формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности.
Слайд 27
Список литературы
Волосовец Т.В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании / Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова . - М.: Мозаика – Синтез, 2011.
Емельянова И.Д. Дошкольники в инклюзивном образовательном пространстве / И.Д. Емельянова // Вестник Брянского государственного университета - 2014 - № 1.
Дмитриева Т. П. Инклюзивное образование: методич. рек. / ответств. ред. Т. Н. Гусева. – Вып. 2. – М. : Центр «Школьная книга», 2010.
Лысенко Н.А. Реализация инклюзивного образования в практике современного ДОУ / Н.А. Лысенко // Международный студенческий вестник: материалы конференций – 2015 - № 5.
Ребёнок в инклюзивном дошкольном учреждении: методич. пособ. / под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М. : РУДН, 2010.
Слайд 28
Примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования размещены на сайте fgosreestr.ru
С тяжёлыми нарушениями речи
С нарушениями опорно-двигательного аппарата
С интеллектуальными нарушениями
С задержкой психического развития
Для слепых детей
Для слабовидящих детей
Для детей с амблиопией и косоглазием
Для глухих детей раннего и дошкольного возраста
Для слабослышащих и позднооглохших детей раннего и дошкольного возраста
Дорабатываются проекты АООП ДО
для детей раннего возраста с тяжёлыми и множественными нарушениями развития
для диагностических групп детей раннего возраста
для детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации
для детей дошкольного возраста с РАС
Слайд 30
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
для обучающегося 3В класса _____________(ЗПР)
Срок реализации программы
2019-2020 учебный год
Слайд 31
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра, вариант 8.1.
Обучающийся с РАС получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1-4 классы).
Вариант 8.1. предназначен для образования детей с РАС, которые достигают к моменту поступления в организацию уровня развития, близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со сверстниками.
Слайд 32
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра, вариант 8.2.
Обучающийся с РАС получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1-5 классы) - для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет (1-6 классы) - для детей, не получивших дошкольное образование, способствующее освоению НОО на основе АООП.
Вариант 8.2. предназначен для образования детей с РАС, которые не достигают к моменту поступления в ОО уровня развития, близкого возрастной норме, и не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению НОО в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности, связанные, в том числе, с овладением жизненными компетенциями.
Слайд 33
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра, вариант 8.3.
Обучающийся с РАС получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с РАС, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1-6 классы).
Вариант 8.3. предназначен для образования обучающихся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).На основе данного варианта создается АООП НОО, которая при необходимости индивидуализируется (СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с РАС, осложненными умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Слайд 34
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра, вариант 8.4.
Обучающийся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1-6 классы).
Вариант 8.4. предназначен для образования детей с РАС, имеющих дополнительные ТМНР: умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, и быть различной степени тяжести, быть осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами.