Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, интегрированно обучающегося в массовой школе
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Краснояровская средняя общеобразовательная школа
2012 год
Руководитель проекта: Чухряева Н.Н., педагог-психолог
Слайд 2
Теоретическая
база
Слайд 3
«Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуация жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития» (Е. И. Казакова (2000)).
Слайд 4
Процесс сопровождения – комплекс последовательно реализуемых специалистами сопровождения действий, позволяющих субъекту сопровождения определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.
Метод сопровождения – способ практического осуществления процесса сопровождения на основании полной информации о сущности проблемы и путях её решения.
Служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.
Слайд 5
«Интегрируемый» ребёнок – ребёнок, имеющий нарушения в развитии (ограниченные возможности здоровья) и способный (успешно) посещать уроки в общеобразовательной школе, получая дополнительную специальную коррекционную помощь в рамках психолого-педагогического сопровождения.
Слайд 6
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно.
Слайд 7
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды, либо дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии.
Обучаются эти дети инклюзивно, т. е. обучение детей с ОВЗ ведётся в общеобразовательном классе.
Слайд 8
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, интегрированно обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.
Слайд 9
Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, интегрированно обучающегося в массовой школе:
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
• психологическое обеспечение образовательных программ;
• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Составление индивидуального плана для обучающихся.
Наблюдение за динамикой индивидуального развития учащихся.
Слайд 10
Характерные недостатки развития детей с ограниченными возможностями здоровья:
-замедленное и ограниченное восприятие;
-недостатки развития моторики;
-недостатки речевого развития;
-недостатки развития мыслительной деятельности;
-недостаточная по сравнению со здоровыми детьми познавательная активность;
-пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
-недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).
Слайд 12
Цель проекта
Создание модели психолого-педагогического взаимодействия служб сопровождения в рамках реализации интегрированного обучения детей с ОВЗ.
провести анализ и разработать основные направления коррекционно-педагогической работы в классах, где обучаются дети с ОВЗ.
Слайд 13
Решаемая проблема
Создание системы непрерывного, комплексного, индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения ребенка с ОВЗ.
Слайд 14
Почему эту проблему важно обсуждать и решать
Развитие и гуманизация образовательной системы неизбежно приводят к внедрению различных форм интегрированного обучения детей с ОВЗ в массовую школу. В то же время, существует ряд проблем, затрудняющих успешность реализации интегрированного обучения:
- низкая компетентность родителей и педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ;
- недостаточная координированность действий специалистов, участвующих в реализации интегрированного обучения.
Успешность обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении зависит от включенности в работу с ним комплекса специалистов: педагога-психолога, классного руководителя, учителей-предметников, логопеда, дефектолога, соц.педагога.
Важно обсуждать эту проблему и с родителями учащихся, т.к.основные трудности взаимодействия в процессе организации интегрированного обучения возникают не только по поводу учебных проблем, но и взаимоотношений ребёнка в классе.
Слайд 15
Объект – дети инвалиды и дети с задержкой психического развития;
- система коррекционно-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет – деятельность специалистов служб сопровождения (педагог-психолог, медицинский работник, соц.педагог, дефектолог, логопед) и учителей начальных классов и среднего звена с детьми инвалидами и детьми с задержкой психического развития;
- основные направления коррекционно-педагогической работы в классах, где обучаются дети инвалиды, дети, обучающиеся по Программе 7,8 вида и дети, обучающиеся по общеобразовательной программе.
Слайд 16
Гипотеза – деятельность специалистов службы сопровождения и учителя будет эффективна, если будут:
- выявлены психологические особенности детей с ЗПР;
- определены их специфические потребности;
- разработана и внедрена коррекционно-развивающая программа деятельности специалистов службы сопровождения и учителей с детьми данной категории.
Слайд 17
Целевая группа
Специалисты служб сопровождения.
Администрация ОУ, учителя, педагоги-психологи.
Родители детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 18
Что участие в проекте даст его участникам
Позволит создать систему сопровождения интегрированного обучения, оптимизирует взаимодействие участников.
Способствовать профессиональному развитию специалистов.
Привлечёт внимание к проблеме интеграции.
Позволит создать условия для успешной реализации интегрированного обучения.
Слайд 19
Идея проекта
Создать условия для развития сетевого взаимодействия участников психолого-педагогического сопровождения.
Слайд 20
Описание проекта
Проект направлен на создание и развитие системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, интегрированно обучающегося в массовой школе. При обучении такого ребенка возникает ряд проблем.
Со стороны педагогов: чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребенком и многое другое.
Со стороны родителей самого ребенка: как ребенок должен посещать школу, чему должны его там учить, как решать проблемы взаимодействия с одноклассниками и др.
Со стороны родителей других детей: не повлияет ли совместное обучение на объем программы в сторону её сокращения, получат ли обычные дети необходимые знания и т.п.
Со стороны ребенка с ОВЗ: найдет ли он друзей, не будут ли обижать, сможет ли хорошо учиться и т.д.
Чтобы попытаться решить хотя бы часть этих проблем, необходимо организовать систематическое, непрерывное, комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ.
Слайд 21
Этапы проекта
Этапы создания модели сетевого взаимодействия по психолого-педагогическому сопровождению интегрированного обучения ребенка с ОВЗ:
1 - стадия проектирования: анализ возможностей организации интегрированного обучения ребёнка с ОВЗ в ОУ, определение участников сопровождения, определение цели, выбор критериев успешности проекта;
2 - определение основных направлений деятельности: разработка модели сопровождения, структуры будущей системы, плана действий, программы действий;
3 - выстраивание системы сетевого взаимодействия по осуществлению психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения ребёнка с ОВЗ: определение конкретных способов и средств реализации выбранной модели в рамках имеющихся условий;
4 - этап реализации проекта, контроль процесса реализации и внесение необходимых корректив;
5 - фаза оценки и самооценки успешности реализации проекта: что удалось добиться, чего достичь не удалось и почему.
Слайд 22
Ожидаемые результаты проекта
Создание системы сетевого взаимодействия специалистов службы сопровождения интегрированного обучения ребёнка с ОВЗ, успешность интегрированного обучения учащегося с ОВЗ в общеобразовательной школе.
формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей с ОВЗ;
включение в систему коррекционной работы школы взаимодействия с другими организациями;
повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.
Слайд 23
Как будут результаты оцениваться и обсуждаться
Опрос родителей и педагогов, анкетирование, оценка активности участия родителей и педагогов в форумах.
Слайд 24
Методологической основой исследования является системный, деятельностный, личностный, аксиологический подходы.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы.
Слайд 25
Направления проекта
Диагностическая работа.
Составление индивидуального плана работы.
Коррекционно-развивающаяся работа.
Консультативная работа (выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса).
Информационно-просветительская работа( лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождение детей с ОВЗ);
Слайд 26
Программно‑методическое обеспечение
специальные (коррекционные) образовательные программы,
коррекционно‑развивающие программы,
диагностический инструментарий
Слайд 27
Каким образом осуществляется привлечение участников к проекту
Оповещение в средствах массовой информации, рассылка сообщений по электронным адресам школ, проведение презентации проекта с информированием о задействованных интернет-ресурсах.
Слайд 28
Какие риски есть у проекта и как их минимизировать
Слайд 29
Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей
Уметь использовать ИКТ, знать особенности детей с ОВЗ
Слайд 30
У каких внешних специалистов и экспертов можно получить консультации
Специалисты Центра сопровождения интегрированного обучения
Слайд 31
Какие ресурсы нужны, чтобы реализовать проект
Психолого-медико-педагогический консилиум в ОУ.
Доступ в интернет.
Школьный сайт (не обязательно).
Слайд 32
Команда проекта
Администрация ОУ (зам. по УВР и зам. по ВР).
Педагог-психолог.
Социальный педагог.
Логопед.
Классный руководитель.
Учитель-предметник.
Слайд 33
Функционал каждого участника в проекте
.
.
Слайд 34
Социальные сервисы Цели использования
Электронные таблицы в Google www.gmail.com Создание базы данных специалистов и учреждений, оказывающих помощь детям с ОВЗ
Анкеты в Google www.gmail.com Изучение отношения родителей, педагогов, детей к вопросам интегрированного обучения,
субъективной результативности интеграции
Форум для родителей и педагогов http://edu.of.ru/opmpkAO Оказание консультативной помощи в решении возникающих проблем
Совместная работа с документами в Google презентации мероприятий, разработка методических рекомендаций и др.
Блоги Обсуждение возникающих проблем всеми участниками сопровождения
Закладки в БобрДобр http://www.bobrdobr.ru, в Блокноте Google www.gmail.com Полезные ссылки, координация сетевого взаимодействия и т.д.
Социальные сервисы, которые планируется использовать в работе над проектом и
цели их использования
Слайд 35
Пожелания и предложения
участников проекта
Слайд 36
Система работы с детьми с ОВЗ
Направления работы Формы реализации Ответственный
обеспечение дифференцированных условий: обеспечение дифференцированных условий: обеспечение дифференцированных условий:
Обеспечение оптимального режима учебных нагрузок детей с ОВЗ Обеспечение соответствия учебной нагрузки рекомендациям ПМПК и врача
Обеспечение вариативных форм получения образования и специализированной помощи Зам. дир. по УВР
Слайд 37
обеспечение психолого-педагогических условий:
Учёт индивидуальных особенностей ребёнка Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи и проведение ранней диагностики отклонений в развитии
Организация регулярной работы ПМПКа Зам. дир. по УВР, психолог
Зам. дир. по УВР
Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса Разработка и реализация коррекционно-развивающих курсов в зависимости от контингента детей с ОВЗ
Внесение изменений и дополнений в рабочие программы по предметам в классах, где обучаются дети с ОВЗ
Организация и проведение воспитательных мероприятий с учетом возможности участия детей с ОВЗ.
Обеспечение здоровьесберегающих условий. Зам. дир. по УВР, психолог
Зам. дир. по УВР
Зам. дир. по ВР
Соблюдение комфортного психоэмоционального режима Мониторинг психоэмоционального режима школьников
Обучение педагогов технологиям, обеспечивающим комфортный психоэмоциональный режим
Использование педагогами современных педагогических технологий Психолог
Зам. дир. по УВР,
Зам. дир. по УВР
Слайд 38
обеспечение специализированных условий: обеспечение специализированных условий: обеспечение специализированных условий:
Введение в содержание обучения дополнительных разделов Введение коррекционно-развивающих блоков в рабочие программы по предметам для учащихся с ОВЗ. Зам. дир. по УВР, педагоги, психолог
Использование специальных методов, приёмов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей Обучение педагогов специальным методам, приёмам, средствам обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей Зам. дир. по УВР, психолог, логопед
Дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка Разработка педагогами системы дифференцированных заданий для детей с ОВЗ.
Обучение детей с ОВЗ индивидуально или в малых группах при наличии необходимости
Организация работы логопункта для детей с проблемами в письменной и устной речи Рук-ль МО
Зам. дир. по УВР
Зам. дир. по УВР, логопед
Комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях Организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения Зам. дир. по УВР
Слайд 39
Модель сопровождения индивидуального обучения
Этапы организации учебного процесса Действия специалистов сопровождения
Определение формы организации обучения Консультирование родителей
Анализ предыдущего обучения и его результатов
Проведение ПМПконсилиума Комплексная диагностика развития ребенка
Составление рекомендаций по обучению
Подбор оптимальных методов обучения, стиля учебного взаимодействия, формы проверки знаний
Назначение учителя Консультирование учителя об особенностях развития ученика, его возможностях и ограничениях
Проведение педагогического тестирования Ассистирование учителю
Составление индивидуального расписания Рекомендации по нагрузке
Консультирование родителей о доли участия в процессе обучения
Составление ИОП Коррекция БУП в связи с интересами и планами ученика
Включение блока коррекционно-развивающей и консультативной работы
Консультирование классного руководителя по вопросам социализации и условиям успешности ребёнка
Проведение учебных занятий Ассистирование учителю на уроке
Индивидуальное консультирование педагога
Анализ наиболее эффективных форм учебного взаимодействия
Работа с родителями (обучение и консультирование)
Проведение аттестационных работ Поиск адекватных способов контроля
Ассистирование на аттестационных работах