Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет, Нельзя отыскать в них морфемы – И в этом их главный секрет!
Автор: учитель русского языка и литературы Фурсова Елена Алексеевна
Слайд 3
ПРЕДЛОГ
КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Слайд 4
Цели урока:
Знать характерные признаки предлога как служебной части речи, роль предлога в речи.
Познакомиться с разрядами предлогов по значению.
Знать грамматические признаки предлога.
Уметь распознавать предлог среди других частей речи по его функциональному значению.
Слайд 5
Василий Алексеевич Богородицкий
Эти слова –
«словечки отношений»
Слайд 6
SMS-сообщение
Поздравляем праздником!
Желаем Вам счастья жизни
День защитников Отчизны!
Слайд 9
Борис Семёнович Якоби
Разработчик
"пишущего телеграфа“
в России
Слайд 10
Поздравительная телеграмма
Дорогой мой дедушка воскл
Поздравляю праздником воскл
Желаю Вам счастья запт крепкого здоровья и успехов жизни тчк
Твой внук тчк
Слайд 11
Поздравительная телеграмма
Дорогой мой дедушка воскл
Поздравляю с праздником воскл
Желаю Вам счастья запт крепкого здоровья и успехов в жизни тчк
Твой внук тчк
Слайд 12
Количественный учёт
Обратите внимание, что 36 предлогов входят в общий частотный список. 9 из них – это в, на, с, к, по, за, у, из, о включаются в 30 самых частотных слов, причём 2 из них возглавляют весь частотный список.
Предлог в – занимает I место , а предлог на – на IV месте.
Слайд 13
ПРЕДЛОГ
1.Служебная часть речи.
2.Связывает самостоятельные части речи.
3.Выражает зависимость.
4.Выражает смысловые значения вместе с окончаниями.
5.Не изменяется.
6.Не является членом предложения.
1.Самостоятельная часть речи.
2.Связывает служебные части речи.
3.Не выражает зависимость.
4.Не выражает смысловые значения.
5.Изменяется.
6.Является членом предложения.
Слайд 14
ПРОВЕРЯЕМ
1.Служебная часть речи.
2.Связывает самостоятельные части речи.
3.Выражает зависимость.
4.Выражает смысловые значения вместе с окончаниями.
5.Не изменяется.
6.Не является членом предложения.
Всё ли мы знаем о предлоге ?
Чтение параграфа
Слайд 15
НОВОЕ О ПРЕДЛОГЕ
По значению делятся на разряды :
1.Пространственные: в, на, из –за, под, около, вокруг, у, к ,над
2.Временные : через, к,до, с, перед, в течение
3.Причинные: по,от, вследствие,из-за,за,ввиду
4.Целевые : для,ради,на
5.Образа действия : с,без,в, по
6.Дополнительные: о,об ,ро,с,по. насчёт
Слайд 16
НОВОЕ О ПРЕДЛОГЕ
Производные и непроизводные
Простые и составные
Слайд 17
Найдите в тексте все предлоги.
Ночь приближалась к концу, когда мы подошли к изгороди парка. Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнём спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные ленные нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света, лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу.
Слайд 18
Найдите в тексте все предлоги и определите, какие из них наиболее употребительные.
Весна сияла на небе, но лес ещё по-зимнему был засыпан снегом. Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти невозможно. Теперь через дорожку в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать. Вот что случилось с деревьями: берёзка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой от этого вырос ком, что вершинка стала гнуться. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина с тем огромным комом всё гнулась и, наконец, погрузилась в снег и примёрзла до самой весны.
Слайд 19
Прочитайте внимательно текст. Выпишите словосочетания с предлогами, определите их значения.
Позади небольшого дома ещё нестарый, не одичавший, не заглушенный бурьяном и кустарником сад. Я прошёл по террасе, тоже крепкой и красивой. Пионы неробко, почти гордо поднимали свои непокорные белые и красные головы из не прополотой травы. Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где ещё стояли тополи, сосны и юные, незрелые липы. Дальше сад расчищали для сенокоса. Тут уже не парило. Паутина не попадала в рот и глаза, дул не сдерживаемый деревьями ветерок.
Слайд 20
Работа с текстом (практическая работа)
- Списать, вставит по смыслу подходящие предлоги , расставит недостающие знаки препинания.
- Вспомните, как пишутся предлоги с другими словами
( …) полчаса мы уже возвращались (..) гору. Её склоны справа и слева были так круты, что подниматься можно было только (…) самому гребню. Ноги глубоко вязли (…) песке немилосердно жгло солнце. Ветерок срывал песок. (…) ног идущих впереди и хлестал (…) лицу 4. (…) вершины горы мы добрались задыхающимися и (…) пустыми фляжками.
(М.Зверев)
Слайд 21
- Доказать, что данную запись можно назвать текстом. - Объяснить знаки препинания - Сделать синтаксический разбор предложения
Через полчаса мы уже возвращались на гору. Её склоны справа и слева были так круты, что подниматься можно было только по самому гребню. Ноги глубоко вязли в песке, немилосердно жгло солнце. Ветерок срывал песок из - под ног, идущих впереди, и хлестал по лицу 4. До вершины горы мы добрались задыхающимися и с пустыми фляжками.
(М.Зверев )
Слайд 22
Предлоги - это ____________ часть речи, которая служит для __________________________ в предложении, предлоги устанавливают ________________ между словами и словосочетаниями.
По грамматическим признакам предлоги бывают ______ и ______, ________ и ________.
По значению делятся на предлоги со значением ________, ________, ________, _________ значением.
Слайд 23
Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги…
Я должен твёрдо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
« Что значит – «по»?
«что значит – «за»?
И «за» и «по» - предлоги…»
А хорошо бы – ЗА порог
И – мчаться ПО дороге!...
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?