Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МБОУ «Куженерская средняя общеобразовательная школа №2»
учительница русского языка и литературы
Батухтина Валентина Николаевна
Слайд 2
Методическая тема «Постижение тайны текста»
Слайд 3
«Заговори, чтоб я тебя увидел!»
Сократ
Слайд 4
Актуальность.
9 класс ГИА:1 часть – написать сжатое изложение, 3 часть – написать сочинение-рассуждение или сочинение на лингвистическую тему.
11 класс ЕГЭ : часть С – написать сочинение по заданному тексту, определяя проблему, позицию автора, аргументируя собственное мнение.
Работа над конкурсными сочинениями.
Слайд 5
Цель: подготовить учащихся к успешной сдаче выпускных экзаменов, активно участвовать в различных смотрах-конкурсах.
Задачи:
1)учить работать с текстом, выявляя все художественно-выразительные особенности;
2)развивать культуру речи;
3)воспитывать гражданскую позицию учащихся.
Слайд 6
Читаем и пересказываем лингвистический текст.
1.Внимательно читаем текст, проговаривая трудные слова.
2. Выписываем непонятные слова и объясняем их.
3. Находим тему и основную мысль текста.
4. Составляем план.
5. По составленному плану пересказываем.
6. Выполняем задания к тексту.
Слайд 7
Тетрадь-памятка.
Приёмы сжатия текста.
1.Исключение: а)повторов;
б)одного или нескольких синонимов;
в)усложняющих или поясняющих конструкций;
г)одного или нескольких предложений.
2.Обобщение: а) однородных членов обобщающим словом;
б)местоимением;
3. Упрощение : а) Соединение нескольких предложений в одно;
б)замена сложного предложения простым;
в)замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
Слайд 8
Тематическое планирование элективного курса :
«Сочинение на лингвистическую тему»
Что изучает наука лингвистика?
Структура сочинения на лингвистическую тему.
Зачем нужна пунктуация?
Орфография-царица наук
Как однородные сказуемые помогают оживить текст.
Почему вводные слова уместно использовать в тексте-рассуждении.
Роль односоставных предложений в речи.
Зачётная работа.
Слайд 9
Внимательно прочитай текст, выстрой такую схему и обдумай ее:
Текст
1. О чем?( Ты увидишь тему.)
2.Какие вопросы рассматривает автор? ( Ты найдешь проблемы.)
3.Над каким вопросом автор рассуждает больше всего?( Ты найдешь основную проблему текста.)
4 Зачем автор написал текст? ( Ты определишь цель.)
5.Как автору удалось помочь тебе определить цель?(Ты увидишь роль языковых средств.)
6.Почему были использованы именно эти языковые средства?
7.Как сам автор отвечает на поставленные вопросы ,проблемы? (Это поможет тебе понять авторскую позицию.)
Слайд 10
План сочинения
Вступление
Формулировка проблемы текста
Комментарий к проблеме
Позиция автора
Твоя позиция (обязательно 2 аргумента)
Заключение
Слайд 11
Мониторинг
Результаты ГИА : 1) Кадетский класс – 4,3
2) Реальный класс – 3,8
Результаты ЕГЭ:
Средний балл - 65
Наилучший результат – 100 баллов
Слайд 12
Мои стихи.
Обелиски, обелиски, обелиски…
Их не счесть на матушке-Руси,
Голову склони пред ними низко,
Ты об этом парне вновь спроси.
О войне читала с ними книжки,
Верилось, не будет так опять,
Но ушли весёлые мальчишки
Целостность России защищать.
Пролетели годы, пролетели,
Снова мне мальчишек выпускать.
Повзрослели вы, ребята, повзрослели,
Вам пора Россию защищать.
Слайд 13
Используемая литература.
Г.Т. Егораева «Выполнение задания части С». Москва «Экзамен» 2009
Г.А. Ермакова «Тайны текста». Чебоксары 2005
3. С.П. Лосева «Сборник упражнений по стилистике русского языка». МарИО 1994
4. Н.А. Сенина «Экзамен в новой форме». Москва «Астрель» 2010
5. И.П. Цыбулько «Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ
Слайд 14
Добивайтесь поставленной цели,
Не довольствуйтесь тем, чего мало.
Тот достигнет, кто искренне верит,
Только сердце бы не остывало.