Презентация - Александр Николаевич Скрябин

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Александр Николаевич Скрябин
Распечатать
  • Уникальность: 95%
  • Слайдов: 16
  • Просмотров: 3776
  • Скачиваний: 1129
  • Размер: 6.04 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Александр Николаевич Скрябин, слайд 1
Александр Николаевич Скрябин

Слайд 2

Александр Николаевич Скрябин, слайд 2
детство. Начало занятий по музыке.
Александр Скрябин родился в 1872 году в дворянской семье. Первыми учителями Скрябина была бабушка. В 5 лет мальчик играл лёгкие пьесы, а через несколько лет сам начал писать произведения. Вскоре бабушка познакомила его с известным пианистом Антоном Рубинштейном, который был поражён его талантом.

Слайд 3

Александр Николаевич Скрябин, слайд 3
Кадетский корпус. Первые произведения.
В 11 лет Скрябина отправили во Второй московский кадетский корпус в Лефортове, где он впервые публично выступил. На творчество Скрябина в то время влияло увлечение Шопеном, он даже спал с нотами известного композитора под подушкой. В 1888 году, за год до окончания кадетского корпуса, Александр Скрябин стал студентом Московской консерватории по классу композиции и фортепиано.

Слайд 4

Александр Николаевич Скрябин, слайд 4

Консерватория.
К моменту поступления в Консерваторию он написал более 70 музыкальных сочинений. Молодого музыканта заметил директор Василий Сафонов. По его воспоминаниям, у юноши было «особое разнообразие звука», он «обладал редким и исключительным даром: инструмент у него дышал». В консерватории Скрябин проявлял себя очень хорошо. Его отличала особая манера использования педалей: зажимая их, он продолжал звук предыдущих нот, которые накладывались на последующие. Сафонов говорил: «Не смотрите на его руки, смотрите на его ноги!». Также он стремился к исполнительскому совершенству, поэтому очень много репетировал. Так он и «переиграл» правую руку. Заболевание оказалось настолько серьезным, что знаменитый в то время врач Григорий Захарьин сказал юноше, что мышцы руки отказали навсегда. Василий Сафонов, узнав о болезни своего ученика, отправил его к себе на дачу в Кисловодск, где тот и вылечился. Скрябин не любил строгих композиторских канонов и создавал странные, на взгляд Аренского, произведения. За 1885-1889 годы Скрябин написал более 50 различных пьес - большинство из них не сохранилось или осталось в недоделанном виде. Творчество молодого музыканта уже тогда начало выбиваться из тесных рамок академической программы. Из-за творческого конфликта с учителем гармонии Скрябин остался без композиторского диплома. В 1892 году он окончил Московскую консерваторию только как пианист по классу Сафонова. Скрябин получил Малую золотую медаль, а его имя занесли на мраморную доску почета у входа в Малый зал Московской консерватории.

Слайд 5

Александр Николаевич Скрябин, слайд 5
Обострение болезни правой руки.
Вскоре после окончания консерватории у молодого пианиста обострилась болезнь после правой руки, т. к. Скрябин не учился на своих ошибках и играл всё больше и больше. После этого он написал произведения для левой руки - «Прелюдию» и «Ноктюрн. Опус 9». Болезнь повлияла на композитора и психологически. Именно тогда он начал размышлять в своем дневнике на философские темы: «Первая серьезная неудача в жизни. Первое серьезное размышление: начало анализа. Сомнение в возможности выздороветь, но самое мрачное настроение. Первое размышление о ценности жизни, о религии, о Боге». Александр Скрябин Однако Скрябин не поддавался унынию: он начал выполнять все рекомендации врачей и разработал собственные упражнения, которые развивали травмированную руку. Ему удалось восстановить подвижность кисти, но прежняя виртуозность была утрачена. Тогда пианист стал уделять внимание нюансировке - умению подчеркнуть тончайшие мимолетные звучания.

Слайд 6

Александр Николаевич Скрябин, слайд 6
Раннее творчество. Влияние Шопена.
Некоторые ранние сочинения Скрябина напечатал известный московский издатель Петр Юргенсон. Большинство произведений представляло собой музыкальные миниатюры - прелюдии, этюды, экспромты, ноктюрны, а также танцевальные пьесы - вальсы, мазурки. Эти жанры были характерны для творчества Шопена, которым восхищался Скрябин. В начале 1890-х годов композитор также написал Первую и Вторую сонату.

Слайд 7

Александр Николаевич Скрябин, слайд 7
Концерты, поддержка Беляева и поездка в Европу.
В 1894 году Василий Сафонов помог 22-летнему Скрябину организовать авторский концерт в Санкт-Петербурге. Здесь музыкант познакомился с известным русским лесопромышленником Митрофаном Беляевым. Предприниматель увлекался музыкой: он создал нотное издательство «М.П. Беляев», учредил и финансировал ежегодные премии имени Глинки, организовывал концерты. Беляев вскоре выпустил сочинения молодого композитора в своем издательстве. Среди них были этюды, экспромты, мазурки, но преимущественно прелюдии, всего в этот период их было написано около 50. С тех пор Беляев долгие годы поддерживал музыканта и помогал ему материально. Меценат организовал большое турне Скрябина по Европе. О музыканте на Западе писали: «исключительная личность, композитор столь же превосходный, как и пианист, столь же высокий интеллект, как и философ; весь — порыв и священное пламя». В 1898 году Скрябин возвратился в Москву и закончил Третью сонату, которую начал писать еще в Париже.

Слайд 8

Александр Николаевич Скрябин, слайд 8
Преподавание фортепиано.
В этом же году Александр Скрябин занялся преподаванием: ему был необходим стабильный источник дохода, чтобы содержать семью. В 26 лет он стал профессором фортепианного класса Московской консерватории.

Слайд 9

Александр Николаевич Скрябин, слайд 9
Первые симфонии.
Скрябин продолжал писать музыку: в 1900 году он завершил большое произведение для оркестра. Композитор нарушил музыкальные традиции: в Первой симфонии не четыре, а шесть частей, причем в последней поют солисты с хором. Вскоре он закончил и Вторую симфонию, еще более новаторскую, чем прошлые его работы. Ее премьера вызвала неоднозначную реакцию музыкального сообщества. Композитор Анатолий Лядов писал: «Ну уж и симфония… Скрябин смело может подать руку Рихарду Штраусу… Господи, да куда же девалась музыка… Со всех концов, со всех щелей лезут декаденты». Символистские и мистические произведения Скрябина стали отражением идей Серебряного века в музыке.

Слайд 10

Александр Николаевич Скрябин, слайд 10
«Огненные языки» музыки Александра Скрябина.
В 1903 году Скрябин начал работать над партитурой Третьей симфонии для огромного состава оркестра. В ней раскрылось мастерство Скрябина и как драматурга. Симфония, названная «Божественной поэмой», описывала развитие человеческого духа и состояла из трех частей: «Борьба», «Наслаждение», «Божественная игра». Премьера «Божественной поэмы» состоялась в Париже в 1905 году, через год — в Санкт-Петербурге. Боже, что это была за музыка! Симфония беспрерывно рушилась и обваливалась, как город под артиллерийским огнем, и вся строилась и росла из обломков и разрушений. Ее всю переполняло содержание, до безумия разработанное и новое… Трагическая сила сочиняемого торжественно показывала язык всему одряхлело признанному и величественно тупому и была смела до сумасшествия, до мальчишества, шаловливо стихийная и свободная, как падший ангел. Борис Пастернак

Слайд 11

Александр Николаевич Скрябин, слайд 11
«Поэма экстаза».
В 1905 году умер покровитель Александра Скрябина, Митрофан Беляев, и композитор оказался в сложном материальном положении. Однако это не мешало ему работать: в это время он начал писать «Поэму экстаза». Сам автор говорил, что музыка была навеяна революцией и ее идеалами, поэтому эпиграфом поэмы он выбрал призыв «Вставай, поднимайся, рабочий народ!». В это время Скрябин много концертировал и в 1906 году отправился на полгода на гастроли в Америку. Поездка оказалась удачной: концерты проходили с большим успехом. А во Франции в 1907 году некоторые произведения Скрябина исполнили в цикле «Русских сезонов» Сергея Дягилева. В это же время композитор завершил «Поэму экстаза».

Слайд 12

Александр Николаевич Скрябин, слайд 12
«Мистерия».
В 1909 году Александр Скрябин вернулся в Россию, где к нему пришла настоящая слава. Его произведения играли на лучших площадках Москвы и Санкт-Петербурга, сам композитор отправился в концертное турне по волжским городам. Одновременно он продолжал свои музыкальные поиски, все дальше уходя от традиций. Он мечтал создать творение, которое объединило бы все виды искусства, и начал писать симфонию «Мистерия», которую задумал еще в начале 1900-х.

Слайд 13

Александр Николаевич Скрябин, слайд 13
Поэма «Прометей».
В 1911 году Скрябин написал одно из самых знаменитых своих произведений — симфоническую поэму «Прометей». Композитор обладал цветным слухом, дающим ощущение цвета во время исполнения музыки. Он решил воплотить свое визуальное восприятие в поэме. «У меня в «Прометее» будет свет. Я хочу, чтобы были симфонии огней. Вся зала будет в переменных светах. Вот тут они разгораются, это огненные языки, видите, как тут и в музыке огни. Ведь каждому звуку соответствует цвет. Вернее, не звуку, а тональности.» Александр Скрябин. Скрябина все более захватывала идея будущей «Мистерии». Ее контуры композитор выстраивал более 10 лет. Мистерию оркестра, света, аромата, красок, движущейся архитектуры, стихов и хора в 7000 голосов он планировал представить в храме на берегу Ганга. По задумке Скрябина, произведение должно было объединить все человечество, подарить людям чувство великого братства и начать отсчет времени для обновленного мира.

Слайд 14

Александр Николаевич Скрябин, слайд 14
Цветовой круг.
Композитор сконструировал цветовой круг и использовал его при исполнении поэмы, а партию света в партитуре прописал отдельной строкой — «Luce». В то время технически осуществить свето-цвето-симфонию было невозможно, поэтому премьера прошла без световой партии. Для постановки поэмы потребовалось девять репетиций вместо обычных трех. По воспоминаниям современников, знаменитый «прометеев аккорд» прозвучал как голос хаоса, рождающегося из недр. Все были в восторге от этого начала. Сергей Рахманинов спрашивал: «Как это у тебя так звучит? Ведь совсем просто оркестровано». На что Скрябин отвечал: «Да ты на самую гармонию-то клади что-нибудь. Гармония звучит». «Прометей» стал первым наброском «Мистерии», в котором использовался синтез искусств.

Слайд 15

Александр Николаевич Скрябин, слайд 15
Последние годы жизни.
Поставить «Мистерию» композитору так и не удалось. Скрябину приходилось давать концерты, чтобы зарабатывать на жизнь. Он объехал многие города России, не раз выступал за границей. В начале Первой мировой войны Скрябин давал благотворительные концерты в помощь Красному Кресту и семьям, пострадавшим от войны.

Слайд 16

Александр Николаевич Скрябин, слайд 16

Смерть Скрябина.
В 1915 году Александр Скрябин умер в Москве. Похоронили композитора на кладбище Новодевичьего монастыря.
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.