Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 32 «Золушка»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Мини-проект
«Воздух - невидимка»
Автор проекта: Галиаскарова Айгуль Фаизовна, воспитатель
Методическое сопровождение: Скарякина Наталья Николаевна, старший воспитатель
Слайд 2
Проблема: Отсутствие у детей представления о значении воздуха в жизни человека, об основных источниках загрязнения воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воздуха.
Цель: познакомить детей с понятием «Воздух», его свойствами через опыты.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха (прозрачный, невидимый, легкий, не имеет запаха, может передавать запахи других веществ и т.д.)
Способствовать овладеванию способами обнаружения воздуха.
Формировать ценностное отношение к воздуху и его значение для всего живого.
Совершенствовать монологическую речь.
Развивающие:
Развивать интерес к познавательной деятельности
Развивать умение последовательно излагать свои мысли, высказывать предположение, мнение.
Расширять словарный запас детей.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к опытам, коммуникативные умения.
Слайд 3
Вид проекта: групповой,
познавательно-исследовательский,
экологический
Продолжительность проекта: краткосрочный
(1 февраля – 8 февраля 2021гг.)
Направление развития детей: познавательное,
речевое,
социально – коммуникативное,
художественно-эстетическое
Участники проекта: воспитанники средней группы,
воспитатель и родители
Слайд 4
Актуальность проекта
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.
Опыты, которые дети проводят, способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о воздухе и его свойствах воздуха, дети устанавливают причинно-следственные связи, делают суждения, умозаключения. Дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты и эксперименты.
Слайд 5
Результат проекта
Ожидаемые результаты (продукт проекта):
развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
формирование представлений о свойствах воздуха, его значении в жизни живых организмов;
использование полученных знаний в дальнейшей деятельности;
формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей.
Слайд 6
1-й этап – подготовительный.
Определение темы проекта: знакомство детей с основными понятиями. Составление плана работы по реализации проекта «Воздух - невидимка».
Знакомство с правилами безопасности во время проведения экспериментов. Анкетирование родителей по данной проблеме. Консультирование родителей. Подбор наглядно - дидактических пособий, игр, демонстративного материала для занятий.
2-й этап – основной.
Просмотр презентации «Воздух», мультфильма «Формула ума».
Беседа на тему: «Что такое воздух», «Применение свойств воздуха человеком», «Охрана воздуха».
Чтение стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри», И. Токмакова «Ветрено, ветрено», сказки Ирис Ревю «Добрый воздух». Пословицы о воздухе. Загадки о воздухе, о воздушном транспорте.
Опыты «Существование воздуха», «Что в пакете?», опыт «Ветер по морю гуляет», опыт «Воздух легче воды», опыт «Надувание мыльных пузырей», опыт «Как работает воздух?», опыт «Свечка в банке», опыт «Подпрыгивающая монета».
Изготовление веера (ветерка) из бумаги.
Игровое упражнение «Ветер дует нам в лицо». П/и «Пузырь».
Консультация для родителей «Экспериментируем дома».
3-й этап – заключительный
НОД по рисованию с использованием нетрадиционных техник (рисование мыльными пузырями) «В стране мыльных пузырей».
Слайд 7
«Существование воздуха»
Цель: Доказать существование воздуха
Материал и оборудование: таз с водой, пустой стакан, соломинка
Опыт 1. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в таз. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2. Детям предлагается снова опустить стакан в таз с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт 3. Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).
Вывод: в воде есть воздух
Слайд 8
Что в пакете?
Цель: Обнаружить воздух.
Материал и оборудование: пакеты
Опыт: Предложить детям доказать с помощью полиэтиленовых пакетов, что вокруг нас есть воздух. Посмотреть сквозь пакет на предметы.
Вывод: Воздух можно поймать. Воздух невидимый, прозрачный.
Слайд 9
«Свойства воздуха»
Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха.
Материал и оборудование: Ароматизированные салфетки, корки апельсин….
Опыт: Взять ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложить детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Вывод: Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
Слайд 10
«Ветер по морю гуляет»
Цель: Обнаружить воздух.
Материал и оборудование: Таз с водой, модель парусника.
Опыт: Взрослый опускает парусник на воду, дует на парус с разной силой. Дети наблюдают за движением парусника. Выясняют, почему плывет лодочка, что ее толкает (ветерок); откуда берется ветер-воздух (мы его выдыхаем).
Взрослый обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы парусник быстрее или дольше плыл (набрать больше воздуха и сильно или дольше его выдыхать).
Вывод: Взрослый спрашивает у детей, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на парус (пузырьки образуются, если «вдувать» воздух в воду, и тогда он поднимается из воды на поверхность).
Слайд 11
«Воздух легче воды»
Цель: доказать, что воздух легче воды
Материал и оборудование: надувные игрушки, таз с водой.
Опыт 1. Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?
Вывод: Воздух легче воды.
Опыт 2. Движение воздуха – ветер
Налейте в таз воду. Возьмите веер и помашите им над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы получается ветер. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха. Сделайте бумажные кораблики и опустите их в воду. Подуйте на кораблики. Кораблики плывут, благодаря ветру. Что происходит с корабликами, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря и кораблик может потерпеть настоящее крушение.
Слайд 12
А веер дети сделали самостоятельно.
Слайд 13
«Воздух меняет объем»
Цель: показать, что воздух имеет объем
Материал и оборудование: пластиковая бутылка, таз, полиэтиленовый пакет, теплая вода, лед
Опыт 1. Подпрыгивающая монета.
С помощью расширяющегося воздуха можно заставить монету подпрыгнуть. Поставь бутылку с длинным горлышком в глубокий таз. Намочи ободок горлышка и положи сверху большую монету. Теперь налей в таз тепой воды. Теплая вода нагреет воздух внутри бутылки. Воздух расширяется и толкает монету вверх.
Опыт 2. Воздух охлаждается.
Проделай этот опыт, чтобы узнать, что происходит, когда воздух охлаждается. Положи в полиэтиленовый пакет несколько кубиков льда и раскроши их с помощью скалки. Насыпь лед в бутылку и заверни крышку. Потряси бутылку, потом поставь ее. Смотри, что произойдет с бутылкой, когда лед охладит внутри нее воздух.
Когда воздух охлаждается, он сжимается. Стенки бутылки втягиваются, так что внутри не остается пустого пространства.
Слайд 14
«Как работает воздух»
Цель: увидеть, как воздух может поддерживать предметы.
Материал и оборудование: два одинаковых листа бумаги, стул.
Опыт: Предложите детям скомкать один лист бумаги. Затем пускай они встанут на стул и с одинаковой высоты бросят одновременно смятый и ровный листок. Какой листок приземлился раньше?
Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.
Слайд 15
«Свечка в банке»
Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения огня.
Материал и оборудование: Свеча, банка, бутылка с обрезанным дном.
Опыт: Взрослый предлагает детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе со взрослым проводят опыт: зажигают свечу, накрывают ее банкой, наблюдают до тех пор, пока свеча не погаснет.
Вывод: Взрослый подводит детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет.
Люди это используют для тушения огня при пожарах (вода при высокой температуре превращается в пар и препятствует доступу кислорода).
Слайд 16
«Надувание мыльных пузырей»
Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Материал и оборудование: Тазик, мыльный раствор в емкости, соломинки.
Опыт: Налить в тазик мыльный раствор, опустить соломинку в мыльный раствор, и дуть в соломинку. Взрослый объясняет детям, как получается пузырь, и предлагает им самим надуть мыльные пузыри.
Вывод: В мыльный пузырь попадает воздух; откуда взялся воздух (мы его выдохнули из себя); почему одни пузыри маленькие, а другие большие (разное количество воздуха).
Слайд 17
На заключительном этапе дети отправились в «Страну мыльных пузырей», где Капелька научила рисовать мыльными пузырями.
Слайд 18
Загадки о воздухе
Чего в комнате не видишь? (Воздух)
Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух)
Ни веса ни цвета у него нету! (Воздух)
Такой большой, что занимаю мир. Такой маленький, что в любую щель пролезаю. (Воздух)
Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его. (Ветер)
Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)
Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет. (Вихрь)
Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет. (Ветер)
«Ветрено» Ирина Токмакова
Ветрено, Ветрено, Вся земля проветрена! Ветер листья с веток Разогнал по свету: Липовый, берёзовый, Жёлтый лист и розовый, Красный, разноцветный, Старый лист газетный... Солнечно, ведренно... Ветрено! Ветрено!
Пословицы и поговорки
В запас воздухом не надышишься.
Нам победа, как воздух, нужна.
Воздух, сколько ни глотай, сыт не будешь.
Воздуха словами не наполнишь.
Люди работали, а он воздухом торговал.
Воздух – символ свободы.
Свежая струя воздуха.
Нечего зря воздух сотрясать, лучше бы тебе помолчать.