Презентация - Достоевский – «Гениальный оформитель» «Петербургского текста» русской литературы. «Петербургский текст» романа «Преступление и наказание»

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Достоевский – «Гениальный оформитель» «Петербургского текста» русской литературы. «Петербургский текст» романа «Преступление и наказание»
Распечатать
  • Уникальность: 82%
  • Слайдов: 18
  • Просмотров: 3286
  • Скачиваний: 1261
  • Размер: 3.51 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Достоевский – «Гениальный оформитель» «Петербургского текста» русской литературы. «Петербургский текст» романа «Преступление и наказание», слайд 1
Достоевский – «гениальный оформитель» «петербургского текста» русской литературы. «Петербургский текст» романа «Преступление и наказание».
Выполнила: Гриднева Наталия Студент заочного отделения 4 курса Группы ФРИЛ1501Z

Слайд 2

Достоевский – «Гениальный оформитель» «Петербургского текста» русской литературы. «Петербургский текст» романа «Преступление и наказание», слайд 2

Петербург - город молодости Достоевского, его рождения как писателя, его успехов и переживаний. Город присутствует во многих его произведениях. Иногда как фон, но чаще как действующее лицо. С большей или меньшей приблизительностью можно найти места, связанные с каждым петербургским произведением. Больше всего в Петербурге он не любил лето. Это всегда пыль, вонь, духота. А «самое интересное во всех отношениях время – осень. Осенью закипает новая жизнь на весь год, начинаются новые предприятия, приезжают новые люди, являются новые литературные произведения…»

Слайд 3

Достоевский – «Гениальный оформитель» «Петербургского текста» русской литературы. «Петербургский текст» романа «Преступление и наказание», слайд 3
Основой для создания образа города послужили как петербургские адреса писателя, так и другие улицы, площади и дома. Город у Достоевского является необходимой частью. Подлинность изображения города помогает усилить ощущение реальности событий в произведениях[2]. Петербург Достоевского является одним из самых популярных пешеходных экскурсионных маршрутов в Санкт-Петербурге.

Слайд 4

Достоевский – «Гениальный оформитель» «Петербургского текста» русской литературы. «Петербургский текст» романа «Преступление и наказание», слайд 4
«Дом старухи-процентщицы» (Канал Грибоедова, 104)

Слайд 5

Достоевский – «Гениальный оформитель» «Петербургского текста» русской литературы. «Петербургский текст» романа «Преступление и наказание», слайд 5
«Дом Раскольникова» (Гражданская ул., 19)

Слайд 6

Достоевский – «Гениальный оформитель» «Петербургского текста» русской литературы. «Петербургский текст» романа «Преступление и наказание», слайд 6
«Дом Сони Мармеладовой» (Канал Грибоедова, 73)

Слайд 7

Достоевский – «Гениальный оформитель» «Петербургского текста» русской литературы. «Петербургский текст» романа «Преступление и наказание», слайд 7
Высказывания Достоевского о Петербурге
«Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге… Вы замечали, что в Петербурге улицы все угрюмые? Это самый отвлеченный и умышленный город в мире…» «Этот фантастический город весь насыщен существующими и вымышленными историями. Он как-то неожиданно, почти мгновенно возник. Но так же внезапно ведь может и исчезнуть? Искуриться паром к темно-синему небу…» «Мне так грустно смотреть иногда на его сырые, огромные стены, на его мраморы, барельефы, статуи, колонны, которые тоже едва сводят зуб об зуб от сырости, на обнаженный мокрый гранит тротуаров, как будто со зла растрескавшийся под ногами прохожих… Черный купол петербургского неба почти всегда залит тушью, весь горизонт петербургский смотрит так кисло, так кисло… К тому же адский туман, и видно кругом лишь на сажень.»

Слайд 8

Достоевский – «Гениальный оформитель» «Петербургского текста» русской литературы. «Петербургский текст» романа «Преступление и наказание», слайд 8
Образ Петербурга дан ярко, в динамике, город олицетворяет души растерзанных трагизмом жизни героев. Петербург — это тоже герой, который постоянно присутствует в произведениях Достоевского. Достоевский рисует Петербург в пору стремительного развития капитализма. Город Достоевского душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи. Достоевский рисует трущобы Петербурга: много распивочных, пьяных, голодных, потерявших смысл жизни людей.

Слайд 9

Достоевский – «Гениальный оформитель» «Петербургского текста» русской литературы. «Петербургский текст» романа «Преступление и наказание», слайд 9
Петербург — это символ страшного мира, где все продается и все покупается; где нет спасения бедному и слабому, где царят "волчьи" законы. Новаторство Достоевского заключается в том, что он не только раскрыл сложный духовный мир "маленького", задавленного жизнью человека, но и изобразил нового героя литературы - Петербург, с его давящей, мертвой хваткой хищника.

Слайд 10

Достоевский – «Гениальный оформитель» «Петербургского текста» русской литературы. «Петербургский текст» романа «Преступление и наказание», слайд 10
Роман "Преступление и наказание" _ один из самых сложных романов в мировой литературе. Споры о нем длятся уже второе столетие. Романы Достоевского представляют собой самое страшное обвинение, брошенное в лицо буржуазному обществу. Именно оно, с его волчьими законами, растоптало юность кроткой Сони, раздавило, как ничтожное насекомое, Мармеладова, свело в могилу тридцатилетнюю Катерину Ивановну, вложило топор в руки Раскольникова.

Слайд 11

Достоевский – «Гениальный оформитель» «Петербургского текста» русской литературы. «Петербургский текст» романа «Преступление и наказание», слайд 11
Раскольников стесняется своих лохмотьев, избегает встреч со знакомыми на улице, он задолжал хозяйке и старается не видеть ее лишний раз, чтобы избежать ругани и крика. Комната его похожа на душный шкаф. Многие живут еще хуже, чем Раскольников, хотя если задуматься, то приходит мысль: люди живут не только в душных комнатах трущобного Петербурга, но и во внутренней духоте, теряя человеческий облик. Пьяный, опустившийся, полубезумный Мармеладов ясно понимает ужас и безвыходность положения, в котором находится его семья: жена сгорает в чахотке, дети голодны и раздеты. Соня ради спасения семьи продает себя. Раскольников, побывав в этой семье, потрясен еще более невыносимыми условиями жизни.

Слайд 12

Достоевский – «Гениальный оформитель» «Петербургского текста» русской литературы. «Петербургский текст» романа «Преступление и наказание», слайд 12
Неотъемлемую принадлежность города-душителя составляет наличие мелких хищников: уличных торговцев, содержателей трактиров и "заведений", где продается и покупается все, даже тела. Нищета является причиной социального зла, называемого .проституцией. Образ Петербурга имеет важное композиционное значение. Первое впечатление от города - это крайняя теснота. Мать Раскольникова говорит: "Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек». Через весь роман проходят картины тесноты, толкучки, давки, грязи и зловония. Моральная атмосфера Петербурга - это атмосфера всеобщего раздражения, злобы, насмешки.

Слайд 13

Достоевский – «Гениальный оформитель» «Петербургского текста» русской литературы. «Петербургский текст» романа «Преступление и наказание», слайд 13
Петербург Достоевского производит довольно мрачное, угнетающее впечатление. В романе нет описаний светского города с его блестящими балами, пышными приемами. Более того — в произведении нет упоминаний о величии, красоте, архитектурной и исторической значимости города; лишь только жизнь низов, жаркая пыль летних “серединных петербургских улиц и переулков ”, нищенское существование студентов и торговцев, мелких чиновников и ремесленников, тяжким трудом добывающих гроши на кусок хлеба себе и своим детям.

Слайд 14

Достоевский – «Гениальный оформитель» «Петербургского текста» русской литературы. «Петербургский текст» романа «Преступление и наказание», слайд 14

Особенно подробно Достоевский изображает интерьеры. Так, комната Раскольникова «была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок». Комната Сони - «большая», но «чрезвычайно низкая», она «походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое». Жилище Мармеладовых представляет собой «беднейшую комнату шагов десять длиной», освещавшуюся огарком свечи.

Слайд 15

Достоевский – «Гениальный оформитель» «Петербургского текста» русской литературы. «Петербургский текст» романа «Преступление и наказание», слайд 15
Город мы видим глазами голодного бедняка, бедного студента Родиона Романовича Раскольникова. Перед нами возникает грустный и печальный, грязный и больной городской пейзаж, хотя время действия — лето, и погода стоит жаркая: “На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу...”

Слайд 16

Достоевский – «Гениальный оформитель» «Петербургского текста» русской литературы. «Петербургский текст» романа «Преступление и наказание», слайд 16
Петербургская архитектура в «Преступлении и наказании» - также по большей части уродливая, травмирующая психику. Район Сенной площади - это район доходных домов, трущоб, распивочных и «веселых» заведений. В них нет ничего от красоты и величия парадного, «фасадного» Петербурга.      Изображение петербургских зданий в романе довольно однообразно: теснота, мрачные, унылые тона, отсутствие перспективы, «громадные, теснящие и давящие дома». Петербургская архитектура в изображении Достоевского как бы дополняет картину угнетенного душевного состояния большинства персонажей.

Слайд 17

Достоевский – «Гениальный оформитель» «Петербургского текста» русской литературы. «Петербургский текст» романа «Преступление и наказание», слайд 17
Автор обращает внимание не только на обстановку, но и на цвета и запахи. В описании летнего Петербурга не используются зеленые, яркие и свежие тона. В основном, все серого и желтого цвета: серые дома, желтые обои в комнате старухи-процентщицы, желтый камень в перстне Лужина и так далее. Тема “желтого” Петербурга проходит через весь роман - это цвет болезни, гниения, даже смерти (желтые лица Мармеладова, утопленницы).

Слайд 18

Достоевский – «Гениальный оформитель» «Петербургского текста» русской литературы. «Петербургский текст» романа «Преступление и наказание», слайд 18
Тема Петербурга связана с главной темой романа - темой преступления. Сама атмосфера Петербурга - «катализатор» преступления, его почва. Почти все герои романа - «преступники» в широком смысле этого слова, городская среда словно подталкивает их к тому, чтобы усомниться в справедливости истин, добытых человечеством.      Достоевский показывает, что Петербург формирует особый тип личности. Это город, в котором искусственно созданные «идеи» заменяют естественные, «органические» нравственные убеждения человека. По мнению писателя, это разновидность повального безумия. Неслучайно Свидригайлов говорит, что Петербург — «город полусумасшедших».
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.